Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 28 мая по 3 июня 2012 года

Можно ли при выдаче денег под отчет обойтись без заявления на имя руководителя? Как удобнее оформить отношения с совместителем – по трудовому договору или по ДГПХ? Какими штрафами ПФР наказывает за отсутствие периодов нетрудоспособности в персональном отчете? Как оформляется уход в декретный отпуск и последующее пособие по уходу за ребенком для сотрудницы-совместителя? Можно ли в работе интернет-магазина избежать ненужного документооборота?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 28 мая по 3 июня 2012 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Можно ли при выдаче денег под отчет обойтись без заявления на имя руководителя? Как удобнее оформить отношения с совместителем – по трудовому договору или по ДГПХ? Какими штрафами ПФР наказывает за отсутствие периодов нетрудоспособности в персональном отчете? Как оформляется уход в декретный отпуск и последующее пособие по уходу за ребенком для сотрудницы-совместителя? Можно ли в работе интернет-магазина избежать ненужного документооборота?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Нужно ли директору самому себе писать заявление о выдаче денег под отчет?

«Нужно ли директору самому себе писать заявление о выдаче денег под отчет?» - спрашивает Ман.

«Не нужно», - отвечает Svetishe.

«Пусть директор напишет не заявление, а распоряжение на выдачу ему денег под отчет», - предлагает Свечков.

«А разве РКО не является таким распоряжением?» - удивляется ZZZhanna.

«У меня тоже вопрос по этой теме, - пишет БуХ на всю голову. - На чье имя следует писать заявление, например, о выдаче денег? Подписывает заместитель, все права есть, доверенность есть. Кассовые документы так же подписывает заместитель. Генеральный в принципе не подписывает эти документы. Я всегда считала, что следует писать на имя того, кто подписывает. Но не все коллеги со мной согласны. Они считают, что всё равно следует писать на имя генерального, хотя заранее известно, что будет подписывать зам».

«Не знаю, подтверждено ли это как-то законодательно, но вообще считается, что все письма и заявления пишутся на имя руководителя, независимо от того, кто фактически занимается рассмотрением вопроса», - отвечает ZZZhanna.

«Совершенно справедливо, - замечает БуХ на всю голову. - Но мне кажется, что руководитель - это более широкое понятие, чем генеральный директор. Руководителем является не только гендиректор, но так же его заместитель, исполнительный директор, директор филиала. Разве нет? Например главный бухгалтер или главный механик - это главные специалисты, а не руководители. Кроме того, я точно знаю, что это заявление будет подписывать зам, и кладу в папку на подпись ему, а не генеральному».

«Заявление (и вообще все прочие документы) будет подписывать тот, кто уполномочен на то приказами либо доверенностями, выданными и подписанными единоличным исполнительным органом организации, действующим на основании учредительных документов (обычно Устава), независимо от наименования должности, хоть уборщица и грузчик, - пишет ZZZhanna. - А уж в какую папочку заявления складывать - хоть в урну... главное, чтобы они к кассиру попали для обоснования выдачи денежных средств».

«А почему нельзя обойтись вообще без заявления? – недоумевает Орнэла Мути. - Всегда же раньше выписывали расходник, который подписывал руководитель, и выдавали деньги в подотчёт. Для чего нужна ещё и эта промежуточная бумажка-заявление? Освобождаться надо от лишних бумаг, а не наращивать их количество!».

«Потому что 373-п, - отвечает ZZZhanna. - 4.4. Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату».

«Отсутствие заявления - ненаказуемо и экономит прорву времени и бумаги, - протестует Аноним. - Любой вменяемый главбух в такой ситуации не станет заморачиваться на выполнение данного требования, особенно в ситуации, когда все работники, включая гену и главбуха. сидят в одном помещении, и у всех есть телефоны».

Совместитель с почасовым тарифом, но без зарплаты

 «Совместитель устроен с почасовым тарифом, - рассказывает Юлия789. - Работает он наладчиком, т.е. есть объект - выходит на работу. В мае для него работы не оказалось. В табеле учета рабочего времени стоят нули. Выплачивать, соответственно, ему не за что, это значит сотрудник без зарплаты?».

«Нет работы - нет оплаты, - пишет Анонимусус. - Но вообще интересно. Почасовой учет... А если работа есть, сколько он работать в день будет? А если есть работа, а он занят в этот день на основной работе?».

«Если работа есть, то, как полагается по закону - не более 4 часов в день, - отвечает Юлия789. - А если занят на основной, то по совместительству будет занят немного позже. Были большие командировочные расходы, не смогла ничего лучше придумать, чем устроить человека на работу вместо договора подряда, чтобы командировочные не облагать еще и отчислениями в фонды. Жаль, если ошиблась...».

«Слово "простой" совсем незнакомо? – спрашивает Генук. - Работник не виноват, что Вы не сумели его обеспечить работой. За простой выплачивайте 2/3 среднечасового заработка за каждый час этого простоя (ст. 157 ТК)».

«А как быть, если работник должен работать не больше 4 часов, но может же работать меньше? – интересуется Юлия789. - Значит, может и не работать вообще».

«Что значит "может"? – не понимает Генук. - Он что, вольный стрелок, и может приходить и уходить с работы, когда вздумается? Или всё же есть обязательные присутственные часы?».

«Должен присутствовать, только если есть для него работа, соответствующая квалификации», - объясняет Юлия789.

«Закройте трудовой договор, - пишетГенук . - Это обычный ДГПХ по наладочным услугам, с актированием и оплатой часов по факту пуска. А с трудовым договором вляпываетесь в оплату простоя».

«Да я так и хотела сделать сначала, но потом была командировка с большими командировочными расходами, - отвечает Юлия789. - Если бы с ним был заключен ДГПХ, то как расходы мы бы проезд и проживание не провели, а выплатили в виде оплаты по ДГПХ и плюсом еще в ПФР оплатили. Как с этим-то быть? И на НДФЛ сотрудник бы еще попал».

«Компенсация прописанных отдельно в ДГПХ и документально подтверждённых расходов не облагается ни НДФЛ, ни взносами, - пишет Генук. - Статья 709 ГК. Цена работы.

«2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение».

Статья 221 НК. Профессиональные налоговые вычеты.

«При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса [13%] право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

Налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту».

Статья 9 НК. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации [ГК - федеральный закон], законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера».

Штраф за отсутствие периодов нетрудоспособности в индивидуальных сведениях

«Вчера прошла выездная проверка ПФР и ФСС, - рассказывает NATYE. - Оказалось, что в 2011 году в индивидуальных сведениях по некоторым работникам бухгалтер не указывал периоды нетрудоспособности по больничным листам. Проверяющая из ПФ в акте выпишет штраф в размере 10 % от взносов по этим работникам. Неужели за это должны штрафовать?».

«А взносы вы платили с общей суммы или за минусом больничных?» - уточняет елника.

«В РСВ-1, конечно, больничные указывались, и взносы рассчитаны за минусом, - отвечает NATYE. - Не указывались они только в стаже работников».

«А на основании какой статьи штраф "в размере 10 % от взносов"? – спрашивает ZZZhanna. - И от взносов за какой период эти 10%?».

«Ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» , - отвечает NATYE.

«10% от всех годовых платежей за всех сотрудников? За неуказание периода, за который вообще взносы НЕ начислялись? Мама родная, - пишет ZZZhanna. - И что теперь, корректировочные сдавать, пока не поздно?».

«Не всех, а по кому ошибки, - отвечает NATYE. - Да, сдавать пока не поздно - по "больным" сотрудникам и по «больным» периодам. Вот, кстати, любопытное постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А27-10140/2011: «Из материалов дела следует, что решение органа Пенсионного фонда от 06.05.2011 N 6 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах" принято по результатам выездной проверки страхователя. Результатами проверки, в том числе установлено представление страхователем неполных и недостоверных сведений о периоде работы застрахованных лиц, влияющих на исчисление страхового стажа последних. Так, в представленных индивидуальных сведениях за 2010 год страхователем не отражены периоды нетрудоспособности застрахованных лиц, а также периоды пребывания последних в отпуске без сохранения заработной платы и В отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В отношении некоторых из них неправильно указаны периоды начала и окончания работы. Считая, что представление неполных и недостоверных сведений могло привести к неправильному определению страхового стажа застрахованных лиц, орган Пенсионного фонда сделал вывод о наличии в действиях страхователя признаков правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона 27-ФЗ, и привлек последнего к ответственности в виде штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате страховых взносов. В связи с указанными обстоятельствами Школа обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями. Удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции установил, что неотражение страхователем в индивидуальных сведениях периодов временной нетрудоспособности не привело к неправильному определению страхового стажа, в связи с чем отсутствуют основания как для признания сведений в указанной части неполными и недостоверными, так и для наложения штрафных санкций. Седьмой арбитражный апелляционный суд не согласился с мнением суда первой инстанции и сделал вывод, что решение органа Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в сумме 30 794,64 руб. является законным, применив смягчающие обстоятельства, снизил размер штрафа. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции в применения смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафных санкций. Суды проанализировали положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом пункта 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 и обоснованно применили указанные нормы права, снизив размер штрафных санкций». В общем, вывод следующий: сдавайте корректировки, кто еще не успел. У меня другой вопрос: кто-нибудь пробовал снизить штраф? Как это вообще делается-то, только через суд?».

«Я не понимаю смысла спора, - возмущается Генук. - Прогнали туфту по стажу и хотите остаться безнаказанными? А то, что человеку при выходе на пенсию из-за туфты придётся потом бегать и заново искать Вас для правильных данных - это как? Или после вас хоть потоп? Жаль, не я работник ПФР. Я б вам не только 10% штрафа насчитал бы... Правда, надо бы прописать сразу, что 10% от взносов "ошибочного" сотрудника, а то всё равно суд так сделает, только возни больше с обеих сторон. Ну и формы ИС по другому сделать - отдельно стаж, отдельно зарплата и взносы, отдельно уплаты. А то устроили цирк, когда чтоб копейку переплаты поправить - приходится людям полные пакеты переструячивать...».

Совместитель и декрет

«У нас с 01.07.11 работает сотрудница по совместительству, которая собирается уходить в декрет, - пишет Аноним.

1. Должны ли мы оплачивать единовременное пособие по рождению ребёнка, или это оплачивает только та организация, где она оформлена на постоянной основе?

2. Должны ли мы проводить и оплачивать б/л, который принесет сотрудник уходя в декретный отпуск (если да, то какой заработок указывать на второй закладке для расчёта б/л - только то, что в нашей организации она наработала, или ещё с той организации в которой она на постоянной основе) ?

3. Должны ли мы выплачивать ежемесячное пособие по уходу до 1,5 и до 3 лет?».

Отвечает другой Аноним:

«1. Единовременное платится единожды на основании справки (подлинника) и справки от другого родителя, что не получал пособие.

2. Какой способ расчета выбран, старый или новый?

3. Ежемесячное пособие платится по одному месту работы по выбору работника, и в расчет принимается доход у данного работодателя».

«По 1 и 3 пункту понятно, спасибо, - пишет автор темы. - А по 2-му не ясно. Нами не выбран способ расчёта. Так и не понятно, должны ли мы проводить вообще этот б/л? Сотруднику могут выдать два б/л - на основную работу и к нам по совместительству? И как быть, если выдадут один только б/л, где будет прописана организация, которая по основному месту работы?».

«Да, вы должны проводить и оплачивать б/л, который принесет сотрудник, уходя в декретный отпуск, - отвечает Mmmaximmm. - Способ расчёта (новый, старый) выбираете тот, где пособие больше».

«И в больничном листе по совместительству должен быть указан номер больничного по основному месту. Если больничный только один, вы даете работнице справку 4н, и ей все расчитывают по основному месту», - добавляет ZZZhanna.

Долой бумаги?

«Вопрос по необходимости ведения первички и вариантах ее сокращения для ИП на УСН 15%, - пишет Аngie. - Дано: интернет-магазин. Весь оперативный учет ведется в базе нашего магазина. Там и наличие товаров, и учет по заказам, и стоимость закупки. Нам достаточно. Но нужно вести книгу учета доходов и расходов - мы ее ведем в 1С. Продаем товары в офисе - пробиваем чеки и забиваем в 1С отчет о розничных продажах. Ведем журнал к-о. В принципе кассовую книгу тоже ведем, но не печатаем. Продаем товары через службу доставки (с ними агентский договор на пробитие чеков) - мы чеки не бьем. По правилам должны передавать товары в службу доставки по ТОРГ-12 (можно по любой другой форме накладной, но в 1С предусмотрена именно ТОРГ-12), затем на отказные позиции мы должны сделать накладную на возврат, затем забить отчет комиссионера о продажах. Помимо всего прочего мы должны делать накладные, подтверждающие передачу товара покупателю (есть своя форма) в 2-х экз. (один служба доставки потом возвращает с подписью покупателя). В общем, бумаг куча. Служба доставки дает отчет, в котором только номер заказа клиента, сумма заказа первоначальная и сумма отказа по заказу. Перечня проданных товаров в нем нет. Нам он не нужен, так как в оперативном учете все отражено. Деньги переводят по безналу.

Вопрос: как сократить количество первички? Можем ли мы не печатать накладные покупателям в 2-х экземплярах, а ограничиться одним для покупателя? Сами же мы бы забивали в 1С отчет комиссионера о продажах, где указывали бы только проданный товар (без всяких уехал к клиенту-вернулся). Только то, что продано. Для налогового отчета вроде мы никого не обманываем, просто ненужные операции сокращаем. В случае проверки может возникнуть вопрос - что именно вы продали? Но ведь аналогично и при продаже в офисе (или любой розничной продаже), чек пробили, а в отчете можно написать любой товар какой удобно... Очень не хочется тратить время на бухучет, который ИП и не нужен по закону,и печатать бумажки, а потом и складировать».

«Насчет накладных покупателям только в одном экземпляре - подобные документы всегда создаются как минимум в количестве экземпляров по одному для каждой стороны, - отвечает ZZZhanna. - И нужна такая накладная с подписью покупателя вам же самим в первую очередь, на случай если покупатель заявит, что товар вы ему не передали, и потребует товар повторно. И эти документы для вас - не бух. учет, а налоговый учет, который как раз вам очень нужен».

«А чем отличается продажа через курьера и в розницу в магазине? – интересуется Аngie. - Разве в магазине покупатель что-то подписывает для продавца, чтобы в случае чего продавец мог доказать, что он товар передал? По-моему, тут идет обмен товар-деньги. Как можно заявить, что мы товар не передавали? Мне нужна прибыль. Не хочется ее расходовать на бумагу, картридж, зарплату человека, который будет за этими бумажками следить, зарплату бухгалтера, который сто раз туда-обратно бесполезные операции проведет, еще и место для хранения выделить для этой мукулатуры. Я ж никакие схемы ухода не строю (может, зря?), наоборот расходы сокращать пытаюсь - бюджету выгоднее...».

«В рознице момент получения денег совпадает с моментом передачи товара, поэтому подписывать ничего не надо, - отвечает ZZZhanna, - кроме случаев передачи сложнотехнического и т.п. товара, где требуется доказательство ознакомления покупателя с правилами эксплуатации и т.п. (опять же, для дальнейшей минимизации возможных проблем у продавца). Вы же передаете товар некой курьерской службе, и если у вас не будет документов, подтверждающих передачу товара продавцу, и/или курьеру, то потом будет сложно (может быть) доказать, что этот товар вы передали именно покупателю. Но это, собственно, не бухгалтерские проблемы, а юридические. Вы можете ставить в расход в КУДиР только реализованный и оплаченный товар, поэтому именно вы должны быть заинтересованы в подтверждении своих доходов и расходов. К сожалению, экономия на этих вещах может потом выйти боком, и при первой же проверке Вы потеряете больше, чем сэкономите».

«Весь товар получен, оплачен поставщику, реализован покупателю и оплачен нам агентом, - продолжает Аngie. - Если есть сомнения в правомерности признания расхода (что именно этот товар был продан и покупная цена отнесена на расходы), то не логично ли засомневаться и в признании дохода от его реализации? Ну то есть "вы считаете, я жвачку не продавала? Ну ОК - снимаем и доход и расход, я не возражаю." Я не понимаю, почему в рознице можно продать жвачку за 10 руб, написать в отчете, что продала пакет молока себестоимостью 25 руб. И в принципе придраться будет не к чему? Или это как-то можно проконтролировать со стороны?

Предположим, я сделаю накладную на реализацию и отчет комиссионера без учета товара, который мы передали, а они нам вернули. Мы эти бумаги распечатаем, подпишем (служба доставки не против, выгрузку из нашей базы в 1С мы настроим). Получится, у меня есть список переданных и проданных товаров. По нему я получу деньги на р/с. По отчету комиссионера начислю % агента. Бумажки-накладные, ну при необходимости, я распечатаю из нашей программы и подпишу тысячей подписей сама. Нормальный вариант, на ваш взгляд?».

«Здесь не дают советов по организации нелегальных и полулегальных схем, - пишет ZZZhanna. - И уговаривать Вас я не собираюсь, Вы спрашивали, как правильно - я Вам сказала свое мнение. То, что вы тут обрисовали, вообще-то называется "подлог". Не заинтересуются налоговые органы - хорошо, найдут нестыковки - могут быть проблемы».

Начать дискуссию