Бухгалтерия

Апокалипсис отечественного бухгалтера (апокриф)

Не успело аудиторское сообщество опомниться от шока реформ в своей собственной отрасли, как в интернете появилась информация о надвигающихся изменениях сферы бухгалтерского учета в России.

Не успело аудиторское сообщество опомниться от шока реформ в своей собственной отрасли, как в интернете появилась информация о надвигающихся изменениях сферы бухгалтерского учета в России. Отработав практику на аудиторах, деловитые реформаторы теперь намерены провести серию экспериментов по изменению кровеносной системы отечественного бухгалтерского сообщества.

Великий План Минфина

На сайте Минфина РФ опубликован документ, который называется «План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности». Документ утвержден приказом от  30.11.2011 г.  № 440. И хотя речь идет о практике внедрения МСФО в России, текст показателен тем, что в нем описаны черты и этапы глобальной реформы бухгалтерской профессии в России, без которой переход на учет по МСФО будет невозможен.

Проанализируем этот, и другие документы, относящиеся к делу. Попробуем понять, каким же именно образом будет осуществлена данная реформа в части, которая связана с изменениями в жизни и профессиональной деятельности бухгалтеров как физических лиц. Попробуем также оценить, насколько увеличится трудовая, образовательная, а также финансовая нагрузка у бухгалтеров (прежде всего, главных бухгалтеров).  

План оправдывает свое название и впечатляет масштабностью. Упоминается, что Международные стандарты отчетности должны быть переведены, распространены, доступны, поняты, отобраны для работы бухгалтерских служб; в планах Минфина также разработка и принятие соответствующих нормативных актов, обеспечивающих нововведения. Далее, в документе развертываются шаги реформы, связанные с системой бухгалтерского учета, например: «Обеспечение изменений системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности, вытекающих из новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Этот пункт плана кажется банальным, однако в его содержании кроется немало интересного. Например, в связи с введением понятия «публичных компаний» (сюда входят банки, биржи, страховые общества, негосударственные пенсионные фонды, ОАО с долей государственной собственности более 25%, и это далеко не полный список) закон вводит определенный ценз, которому должен соответствовать главный бухгалтер. Он должен:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Последнее означает, что для устройства на работу в публичную компанию бухгалтер должен будет запрашивать справку об отсутствии судимости за экономические преступления. Но это только самая поверхность. Все существенное впереди. И это существенное, по всей видимости, – в повторении сценария, по которому была реализована реформа в области аудита, только теперь крупные потрясения ждут сообщество бухгалтеров.

Воздаяние за профессионализм

Конечно, разница между аудиторами и бухгалтерами есть: аудиторы, помимо высшего образования, получают специальный аттестат, называемый «квалификационный аттестат аудитора». Новый Закон не предписывает бухгалтеру иметь дополнительное образование для того чтобы иметь право работать по своей специальности. Хотя многие, кому знакомо понятие «профессиональный бухгалтер» ждали, что произойдет «узаконивание» и этого странного термина. Странного потому, что диплом о высшем образовании, полученный в образовательном учреждении, имеющим государственную аккредитацию – это и есть документ, подтверждающий профессиональную квалификацию. Было бы странно называть непрофессиональным бухгалтером, например, выпускника кафедры бухгалтерского учета, учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ.

Но присмотримся внимательнее: новый Закон снимает с главных бухгалтеров публичных организаций обязанность иметь профильное образование по специальности! Существенным для выполнения требований Закона является опыт работы. Это означает, что медик, историк, философ или специалист в области физической культуры и спорта, проработавший не менее пяти лет из последних семи календарных лет в областях, связанных с ведением бухгалтерского учета, по закону имеет право называться профессиональным бухгалтером. Но это означает путаницу понятий, которая неизбежно последует в таком случае. Или… в планах реформаторов намечена переаттестация бухгалтеров – сначала тех, кто работает в публичных компаниях, а затем и всех остальных. Почему и остальных? Потому что в целях стратегического планирования и управления гораздо более правильным кажется создание профессионального сообщества, объединенного единством знаний, ответственности, дисциплины, а также этических норм. Тем более, что в нашей стране активно заимствуется опыт саморегулирования профессиональных сообществ (очень похожего на модели, действующие в США, но с огромной долей государственного вмешательства и контроля, характерной, например, для Китая). Кроме этого, есть возможность создать полноценный рынок, учитывая, что в сфере бухгалтерского учета в России задействовано несколько сот тысяч человек.

Немного истории. Попытки создать единый центр, объединяющий профессиональное бухгалтерское сообщество, были. Наиболее видным участником этого проекта был Институт профессиональных бухгалтеров, или ИПБ России. Он возник в апреле 1997, и многие годы занимался обучением и аттестацией бухгалтеров. Именно благодаря ИПБ было раскручено такое понятие как «профессиональный бухгалтер». Сделано было очень много: создание систем аттестации и повышения квалификации, разработка соответствующих программ, создание территориальных институтов, которые в различных регионах России выполняли функции по сбору членских взносов, организации и проведению ежегодного повышения квалификации; проведение конференций и семинаров, книгоиздание, многое другое. Все двигалось в сторону закрепления за ИПБ статуса организации, аккумулирующей вокруг себя профессиональное бухгалтерское сообщество России. И, несмотря на отсутствие в законодательстве необходимости для дипломированных специалистов получать аттестат профессионального бухгалтера, он стал хорошо известным и «ликвидным» на рынке труда. Среди требований к кандидату на вакантную должность бухгалтера непременно стояли слова «Наличие аттестата профессионального бухгалтера». Так возник прецедент, когда такой аттестат начали получать не для того, чтобы выполнить требования законодательства, но чтобы убедить взыскательного работодателя или «на всякий случай». Оставалось только немного подождать до той счастливой минуты, когда выйдет новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» и в нем появится словосочетание «профессиональный бухгалтер», а центром, который взял бы на себя функции организации обучения и аттестации, стал бы упомянутый Институт.

Но история распорядилась иначе. Не будем описывать печальную историю, произошедшую с ИПБ в 2008-2009 годах. Многим она известна из статей в СМИ и Интернете, из обсуждений на форумах, самым насыщенным из которых является ветка Скандал в ИПБ России на портале Клерк.ру. В прессе упоминались такие словосочетания, как «рейдерские захваты», «арбитражные суды», «увод имущества» и.т.д. Сейчас не столь существенно говорить о том, что за факты имели место, сколь важен репутационный итог – оценка произошедшего членами этой некоммерческой организации. Узнав о том, что происходит в объединении, призванным быть «путеводной звездой» бухгалтерского сообщества России, некоторые бухгалтеры перестали платить членские взносы и поддерживать свои аттестаты. Возникла угроза сомнения в нужности системы профессиональной аттестации вообще. Другие бухгалтеры искали альтернативу ИПБ, и перешли во вновь созданные объединения бухгалтеров. За несколько лет у ИПБ появилось не меньше пяти конкурентов, часть из которых учреждена в статусе саморегулируемых организаций.

Ангелы СРО

Интересно, что в ФЗ «О бухгалтерском учете» упоминается следующее: «Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации». О чем это? Что значит «могут»? По всей видимости, эта первая ласточка саморегулирования в области бухгалтерского учета, залетевшая в Федеральный закон, спустя год – другой способна превратиться в толстую хищную птицу, которая будет «окормлять» (на законных основаниях) всё бухгалтерское сообщество России. Вполне возможно, что придет время, когда за неделю (а то и за 3 дня) Дума примет в трех чтениях небольшую поправку в 402-ФЗ и слово «могут» превратится в «должны».

Напомним, на примере аудиторского сообщества, что означает (и как отражается на финансовой стороне дела) членство в саморегулируемой организации. Первая задача – вступление. Чтобы стать членом СРО аудиторов, физическое лицо должно принести в нее уже упомянутую справку об отсутствии судимости. После этого – найти трех аудиторов, которые уже являются членами СРО новичка, чтобы они написали ходатайство, по сути, следующего содержания: «мы давно его знаем и он хороший человек». Далее нужно оплатить вступительный взнос, и не забывать о ежегодном членском взносе (в размере от 3 до 8 тысяч рублей). Организации, которая вступает в СРО, требуется заплатить взнос в компенсационный фонд и подать множество других документов, в том числе, раскрыть информацию о своих кадрах.

Далее. СРО создаются не только для того, чтобы поддерживать, но и для функций контроля, поэтому вводится практика контроля качества работы. Это подразумевает плановые и внеплановые выездные проверки, они проводятся специально обученными и уполномоченными экспертами – контролерами качества. Несмотря на то, что могут быть выявлены нарушения, за которые аудиторская фирма может быть исключена из СРО, за проведение проверок каждая организация один раз в 3 года уплачивает немалые деньги. Проверке качества подвергается также каждый аудитор как физическое лицо.

Читатель может спросить: а что, бухгалтеры тоже будут подвергаться проверкам качества? Именно так. Читаем План Минфина, 16-й пункт: «Разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». А от внутреннего контроля до внешнего – один шаг. Стандарты проверки качества уже приобрели достаточную степень универсальности.

Продолжим. Для того, чтобы  аттестат не потерял свою силу, члены СРО аудиторов должны проходить ежегодное повышение квалификации в объеме 40 часов. Стоимость такого ежегодного «учебного отпуска», как правило, за свой счет, накладывает на аудиторов ежегодное финансовое  бремя в размере 8-15 тысяч рублей. Кроме всего этого, существует довольно строгий контроль со стороны государства, правда, он касается не всех аудиторских организаций, а только тех, кто проверяет Публичные компании. Такие аудиторские организации дополнительно проверяет Росфиннадзор. При этом, взаимодействие Росфиннадзора и СРО аудиторов довольно плотное: так, если найдены нарушения, Росфиннадзор направляет предписание именно в саморегулируемую организацию для того, чтобы она приняла меры в отношении аудитора или компании, в которой он работает, вплоть до исключения нарушителя из аудиторского сообщества или лишению аттестата.  

Кому служишь, бухгалтер?

Конечно, можно сказать: аудиторская сфера не равна бухгалтерской, и вряд ли такая строгая система возможна в области регулирования бухгалтерского сообщества. Кто такой бухгалтер? Наемный работник, свободный по природе человек, действующий в интересах… а вот здесь многоточие. В чьих интересах? Работодателя? Кажется, что так, ведь доверить ведение учета руководитель может только человеку, в котором не сомневается, от которого не ждет подвоха и предательства. И эта точка зрения настолько распространена, что является ключевой для многих руководителей. Но в том-то и дело, что государство намерено изменить эту, кажущуюся незыблемой, позицию, тем более что даже формально она противоречит закону. Напомним, что, согласно пункту 3 статьи 7 129-ФЗ, «Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации».

Для того, чтобы решить проблему доверия, нередко руководители сами назначают себя на должность и ведут учет, подписывая документы там, где должна стоять подпись главного бухгалтера.  Но времена меняются – в новом Законе «О бухгалтерском учете» четко разграничены функции директора организации и главного бухгалтера. С 1 января 2013 года «руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета» (статья 7 Закона N 402-ФЗ). 

Разграничение ролей руководителя и главного бухгалтера (два человека, а не один) дает государству потенциальную возможность приобрести дополнительный субъект влияния в любой организации. Это может коррелироваться с пунктом 15 Плана Минфина, упомянутого в начале статьи: «Разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами». Но мало спланировать, нужно провести полноценную реформу бухгалтерского сообщества в России, что сделать очень непросто с учетом сложившихся стереотипов и латентного недоверия бизнеса государству. Однако первые шаги реформы уже сделаны. Цель обозначена. Что же будет средством? По всей видимости, содержательной основой реформы становятся… международные стандарты финансовой отчетности!

И воздастся каждому по МСФО его

Читаем «МСФО», а подразумеваем ресурс, который будет использовать государство в создании системы жесткого контроля за деятельностью бухгалтерского сообщества. Ведь специфика учета по МСФО большинству российских бухгалтеров неизвестна, хотя в ВУЗах многие проходили этот курс. Но одно дело – слушать лекции без того, чтобы осуществлять на практике учет по Международным стандартам. Такое знание, за ненадобностью, улетучивается в течение одного семестра сразу после зачета. Совсем другое – осуществлять учет по МСФО на практике. Разница между РСБУ и МСФО достаточно велика, хотя бы в подходах к ведению учета – требуется перестройка мышления. И хотя желающие трудиться в организациях, работающих с консолидированной отчетностью, сдавали специальный экзамен по МСФО (DipIFR и его аналоги), специалистов в России мало. С учетом планов Минфина в течение нескольких лет перевести всю систему бухгалтерского учета государственных учреждений на МСФО (здесь нет ошибки – это бухгалтеры, занятые в бюджетной сфере), возникает прецедент повсеместной аттестации бухгалтеров и созданию новой квалификации – бухгалтер в сфере МСФО. Будет изменен «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО» (пункт 19 Плана Минфина).

А следом идет пункт 20 Плана: «Разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров». А что после аттестации? Конечно же, ежегодное повышение квалификации! Пункт 21: «Разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров». Вот и найдены искомые нами инструменты реформы. Добавим сюда пункт 23, который должен быть реализован уже в следующем году: «Разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг».

Подведя итог сказанному, бухгалтеров, желающих оставаться в своей профессии, скорее всего, ожидает:

- обязательное членство в саморегулируемых организациях (с оплатой вступительного и ежегодно уплачиваемого членского взноса).

- регулярный контроль качества работы

- обучение, главным компонентом которого становятся знания в области Международных стандартов финансовой отчетности (с соответствующей оплатой).

- независимо от имеющегося образования – сдача квалификационных экзаменов в области Международных стандартов финансовой отчетности  

- получение дополнительных квалификаций в области  Международных стандартов финансовой отчетности.

- ежегодное обязательное повышение квалификации в области МСФО.

Как будет все это организовано – пока большой вопрос. Но, по всей видимости, ключевой организацией, с помощью которой будет осуществляться дело реформы бухгалтерской профессии, станет… Единая аттестационная комиссия, занятая сейчас «переаттестацией» аудиторов. В согласии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», к концу текущего года все аудиторы, не прошедшие через «упрощенный» экзамен (о котором мы много писали в предыдущих статьях) будут, практически, лишены возможности полноценно работать по своей специальности. Проект по «упрощенному экзамену» закончится, и у Единой аттестационной комиссии останется только первичная аттестация аудиторов (напомним, что за прошедший год только 13 человек сдали сложные экзамены на аттестат аудитора). Но с учетом грядущих перспектив, упоминаемых в данной статье, Единая аттестационная комиссия вряд ли останется без работы.

Комментарии

38
  • ВаляЧел

    Не совсем поняла, теперь в самом крошечном предприятии нужно иметь как минимум два сотрудника - директора и главного бухгалтера?

  • Свих Г.Р.

    Нет. в той же статье 7, п.3 "Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя."