Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ольги (г. Карасук)
1 апреля 2011 года был уплачен авансовый платеж УСН за 1 квартал 2011 года. Но ошибочно указали старый КБК (2010 г.) Писем ИФНС не поступало. В 2012 году пришло письмо по недоимке. Не объясняя всех тонкостей этой процедуры, налоговики сказали - пишите заявление. Я написала заявление с текстом: Прошу сумму такую-то, уплаченную тогда-то по КБК (старому), перенести на КБК (новый). Да, и еще инспектор сказал, пени не избежать быстрее платите. Я в этот же день уплатила пеню 1 795 руб. После чего спокойно изучила письма Минфина и ст. 45 НК РФ. Я написала официальное письмо с объяснением всей ситуации и с просьбой уплаченную пеню перенести на основной налог (6%) УСН. Т.к. сумма в бюджет поступила вовремя и в полном объеме, но КБК ошибочно указали старый. Ст. 45 об этом и говорит. Прошло больше месяца, ответа от налоговиков нет. Устно мне было сказано, о чем вы вообще говорите? И прочее. Подскажите, как правильно поступить, и можно ли вернуть пеню?
Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в банке в бюджетную систему РФ при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
При этом пп. 4 п. 4 ст. 45 НК установлено, что обязанность по уплате налога считается неисполненной лишьв случае неправильного указания в платежном поручении номера соответствующего счета Федерального казначейства и реквизитов банка получателя.
Указание неверного КБК не квалифицируется как неисполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога, поскольку не приводит к непоступлению налога в бюджет. В этом случае в соответствии с п. 7 ст. 45 НК налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога, с просьбой уточнить принадлежность платежа.
На основании заявления налогоплательщика и акта сверки (в случае ее проведения) расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджет и производит пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение 5-ти дней после принятия данного решения. Вместе с тем, Налоговым кодексом не установлен срок для вынесения налоговым органом такого решения (!). Согласно официальной позиции в данном случае применяется срок, установленный ст. 78 НК в отношении решений о зачете сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и т.д. - 10 рабочих дней (см. Письмо МФ РФ от 31.07.2008 г. №03-02-07/1-324).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными сроки.
Таким образом, в результате уточнения налогоплательщиком в приведенном выше порядке платежа (и пересчета пеней налоговым органом!) ранее уплаченные им пени, исчисленные с соответствующей суммы налога, фактически являются излишне уплаченными и подлежат зачету или возврату налогоплательщику.
На основании п.п. 1 и 14 ст. 78 НК сумма излишне уплаченных пеней может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по соответствующему налогу.
Согласно п. 4 ст. 78 НК зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика (может быть подано в течение 3-ех лет со дня уплаты указанной суммы, п. 7 ст. 78 НК) по решению налогового органа, принимаемого налоговым органомв течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась). На сообщение налогоплательщику о принятом решении налоговому органу отводится 5 дней (п. 9 ст. 78 НК). Указанное сообщение (извещение) передается руководителю организации или представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В случае, если в установленные сроки налогоплательщик не получает решение налогового органа об уточнении платежа и/или о зачете, он на основании ст.ст. 137, 138 Налогового кодекса вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Согласно п. 2 ст. 139 жалоба подается налогоплательщиком в письменной форме в течение 3-ех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, на основании вышесказанного Вы вправе в установленном порядке обжаловать действия/бездействие должностных лиц налогового органа, связанные с непринятием и/или неуведомлением Вашей организации о принятых решениях. К жалобе рекомендуем приложить (что допускается п. 2 ст. 139 НК) обосновывающие ее документы (заявления об уточнении платежа и зачете с подтверждением даты получения их налоговым органом).
Получить персональную консультацию Ольги Зиборовой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Комментарии
1Вопрос задан предельно четко, ответ увы. Читается также же "понятно" как и язык законодательства - кому как нравится.