Основные средства

«Мелочный» учет

Телефонные аппараты, факсы и калькуляторы, стулья, тумбочки и корзины для мусора, всевозможная канцелярская мелочь вроде жестких папок и лотков для бумаг со сроком службы больше года и стоимостью меньше десяти тысяч рублей - в бухучете, как ни крути, основные средства. Но если ставить все это на счет 01 и держать там в течение срока службы, оформляя всю необходимую первичку, то у бухгалтера ни на что другое времени не останется. Можно ли безболезненно игнорировать эти правила?

Наталия ЗАЙЦЕВА

Телефонные аппараты, факсы и калькуляторы, стулья, тумбочки и корзины для мусора, всевозможная канцелярская мелочь вроде жестких папок и лотков для бумаг со сроком службы больше года и стоимостью меньше десяти тысяч рублей - в бухучете, как ни крути, основные средства. Но если ставить все это на счет 01 и держать там в течение срока службы, оформляя всю необходимую первичку, то у бухгалтера ни на что другое времени не останется. Можно ли безболезненно игнорировать эти правила?

Простые истины...

Как известно, в бухучете основные средства – это все способное приносить доход имущество, которое фирма использует в производстве либо для управленческих нужд, со сроком службы больше года (п. 4 ПБУ 6/01). Если оно стоит меньше десяти тысяч или другого закрепленного в учетной политике лимита, его стоимость в момент ввода в эксплуатацию можно сразу списать на затраты (п. 18 ПБУ 6/01). Но основным средством оно от этого быть не перестает. А значит, всю малоценную мелочевку нужно ставить на счет 01. Более того, является она неамортизируемыми основными средствами и в налоговом учете, хотя ее стоимость и списывают сразу как косвенные расходы (п. 1 ст. 257, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).

...которыми пренебрегают

Однако предложение учитывать малоценную, но многочисленную мелочь на 01-м счете вызывает у многих бухгалтеров недоумение. «Это же абсурд! Представьте, сколько у нас недорогих телефонов, модемов, факсов, мониторов, принтеров, дешевой мебели и всяких канцелярских принадлежностей больше года служит! И что же, я на каждый такой предмет стану акт приема-передачи писать, устанавливать срок службы, заводить инвентарную карточку? А потом еще отслеживать его судьбу и при выбытии акт на списание составлять? Да даже несмотря на то что в программе эти бумаги оформлять недолго, я только этим и буду заниматься! И во что у меня 01-й счет превратится, если ставить на него всю эту мелочь?» – те, кто так рассуждает, налаживает учет малоценки по-своему. Практика выработала несколько способов.

«Народные» способы и их последствия

«А, чего уж там мелочиться!» – решают некоторые и списывают стоимость приобретенной малоценки сразу на счета затрат в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками. Другие все же «мелочатся», но не очень – учитывают малоценку не как основные средства, а как материалы. Это порядком облегчает работу, ведь на счете 10 учет проще, чем на счете 01. Поставили на счет 10, затем списали на счета затрат и забыли. И никаких актов приема-передачи, определения срока полезного использования, ведения инвентарных карточек до выбытия имущества и составляемых при этом актов его списания. Достаточно приходного ордера (его даже можно просто поставить на накладной от поставщика в виде штампа), а затем при списании в производство – того же требования-накладной (форма № М-11).

Оправдание таким действиям и те и другие находят в ПБУ 1/98 «учетная политика организации» и в Положении по ведению бухучета (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н) в виде требования рациональности учета. А какая может быть рациональность, если затраты на учет мелочевки несоразмерны с пользой от него.

Однако в первом случае имущество получается неоприходованным вообще – в фирме списали на затраты стоимость основных средств, которых на счете 01 и в помине не было. Во втором случае имущество оприходовано, но неверно – как материалы. С точки зрения бухучета это в некоторых обстоятельствах может пройти для фирмы безболезненно (например, когда бухучет в фирме ведут исключительно «для налоговой», а руководство и учредителей он по каким-то причинам не интересует). А вот в том, что касается налогов, фирма может пострадать.

Дело в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса. Там сказано, что заплаченный в цене приобретенных основных средств НДС можно поставить к вычету после принятия их на учет. Из этого в налоговой службе делают вывод, что вычет НДС возможен только в момент постановки имущества на счет 01 (письмо МНС от 28 июля 2004 г. № 03-1-08/1876/14). Между тем от того, что основные средства в фирме учитывают как те же материалы, они основными средствами быть не перестают. Поэтому при желании инспекторы могут снять вычет НДС по всем малоценным основным средствам, которые на счет 01 в вашем учете не попали.

НДС – не единственный налог, который инспекторы могут доначислить фирме. Еще одним может стать налог на прибыль. Пункт 20 статьи 250 Налогового кодекса предписывает включать в налоговом учете во внереализационные доходы стоимость излишков, выявленных при инвентаризации. Если проверяющие ее проведут, то на стоимость всего обнаруженного имущества, которое является основными средствами, но не числится в качестве таковых на счете 01, они могут начислить фирме налог. Тот факт, что их стоимость вы уже списали минуя 01-й счет, доказать будет сложно. Ведь ставя основные средства на счет 01, вы заводите на каждый объект инвентарную карточку и присваиваете ему номер. Материалы же «обезличены» – попробуйте докажите, что в оформляющих их поступление и движение первичных документах речь идет именно вот об этом конкретном мониторе! Может быть, тот вы уже давно выбросили, а это какой-то другой, неучтенный, просто той же марки. А уж если вы даже на 10-й счет малоценку не ставили, то убедить проверяющих в том, что никакие это не «излишки», будет еще сложнее.

Впрочем, на одном из семинаров, где побывал наш корреспондент, замруководителя Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший сказал, что в принципе подобных претензий у налоговых инспекторов в подобных ситуациях быть не должно. Правда, это свое утверждение никак не объяснил. К тому же не все инспекторы на местах рассуждают так же, как их начальство в налоговой службе. Логику проверяющих «нет актов ввода в эксплуатацию и инвентарных карточек – нет относящегося к основным средствам имущества» одной фирме уже пришлось опровергать в суде. Причем удалось ей это сделать, только когда ее спор с налоговиками дошел до кассационной инстанции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 февраля 2005 г. № А56-19574/04).

Что Минфин прописал и чем это чревато

В Минфине, решив упростить бухгалтерам жизнь, предложили такой способ учета малоценки, который тоже чреват налоговыми неприятностями – правда, уже несколько иного рода.

Через несколько месяцев после того, как в пункте 18 ПБУ 6/01 появилось разрешение сразу списывать стоимость малоценных основных средств на затраты, в Минфине растолковали, как, по их мнению, это нужно делать. В письме от 18 октября 2002 г. № 16-00-14/ 403 чиновники предложили отражать эту операцию по дебету счетов затрат и кредиту счета 01. То есть полностью списывать основное средство с баланса.

Если инспекторы проведут инвентаризацию, то счесть малоценку излишками они в этом случае уже не смогут. Хоть имущество и списано со счета 01, но заведенные при постановке на этот счет инвентарные карточки в фирме должны были остаться (первичку подп. 8 п. 1 ст. 23 НК обязывает хранить четыре года).

То, что имущество у фирмы есть, а на балансе его нет, довольно безболезненно до тех пор, пока с этим имуществом ничего не происходит. Единственный минус – имущество «пропадает» из виду, и не чистые на руку работники запросто могут незаметно его растащить. Впрочем, как раз для того, чтобы этого не произошло, пункт 18 ПБУ 6/01 требует организовать контроль за дальнейшим движением списанных объектов. Под ним, видимо, нужно понимать ведение количественного учета таких основных средств. Кто-то заводит на бумаге или в учетной программе журнал с их списком, кто-то пользуется все той же инвентарной карточкой по форме № ОС-6. В общем, бумажная канитель все равно остается, а работа по сравнению с учетом малоценки на счете 01 намного проще не становится, так что нередко это требование ПБУ игнорируют.

Другие минусы обнаруживаются, когда в судьбе имущества наступают перемены. Тогда бухгалтер сталкивается со странной ситуацией: фирма продает, ремонтирует, модернизирует, сдает в аренду (например, факс и телефон вместе с помещением) или даже вносит в уставный капитал учрежденной «дочки» имущество, которого у нее на балансе нет. А те, кто списывает малоценку через 10-й счет, ломают голову над вопросами вроде «Бывает ли модернизация материалов?». Но еще больше поломать голову им приходится, когда пришедшие с проверкой инспекторы спросят: а что это в «налоговых» расходах фирмы делают затраты на ремонт имущества, которого у нее на момент этого самого ремонта, судя по данным учета, уже не было? И что это за расходы на покупку картриджей для принтера, которого на балансе нет? Впрочем, проверяющие могут и ничего не спрашивать, а просто исключить такие расходы из расчета налоговой базы.

Правильно и безопасно, но трудоемко

Ничего такого не произойдет, если списывать с 01-го счета в расходы не имущество, а его стоимость. Сам же объект при этом нужно держать на счете основных средств по нулевой стоимости до выбытия. Кстати, пункт 29 ПБУ 6/01, перечисляя причины выбытия – в результате продажи, безвозмездной передачи, морального или физического износа, ликвидации, передачи в виде вклада в уставный капитал, – о такой, как полный перенос стоимости имущества на расходы, не упоминает.

То есть методологически правильно все-таки списывать стоимость малоценки на расходы через счет 02 «Амортизация основных средств». Это подтверждает и тот факт, что разрешение списывать всю стоимость основных средств стоимостью до десяти тысяч рублей в момент ввода в эксплуатацию находится в тех разделах ПБУ 6/01 (п. 18) и методичек Минфина по бухучету основных средств (п. 53, утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н), которые устанавливают порядок амортизации основных средств.

Увы, этот способ хоть налоговыми неприятностями и не грозит, но возвращает бухгалтера к тому, от чего тот хочет уйти – к полноценном учету малоценки на счете 01 в качестве основных средств с оформлением всей первички.

Золотая середина

Как свести налоговые риски к минимуму и при этом не делать бессмысленной работы? Выделяйте из всей малоценки ту, которую можно совершенно безболезненно не ставить на 01-й счет, а списывать через 10-й. Это просто. Ведь очевидно, что инспекторы, даже если захотят провести инвентаризацию, вряд ли станут пересчитывать жест-кие папки, дыроколы, корзины для бумаг, калькуляторы и им подобную мелочевку. Наверняка не захотят проверяющие и выяснять, какой у них срок полезного использования и превышает ли он год (для того чтобы доказать, что это основное средство и снять вычет по НДС). С еще меньшей вероятностью такое имущество потребует ремонта и уж тем более модернизации. Продавать его после месяца-другого использования тоже наверняка никому в голову не придет. Поэтому вероятность, что вы столкнетесь с налоговыми неприятностями и учетными неудобствами от того, что не станете ставить их на счет 01, невелика.

А вот на имущество посерьезней вроде принтеров, факсов, тумбочек и стеллажей проверяющие уже вполне могут обратить внимание. Кроме того, все это часто требует ремонта или модернизации. Руководство может решить его продать или внести в уставный капитал дочерней фирмы. Так что такое имущество лучше ставить на 01-й счет и держать там до выбытия. Если вы поступите иначе, то еще не факт, что в итоге упростите себе учетную работу, а кроме того, выгода от упрощения может оказаться несравнимой с налоговыми претензиями.

Закреплять ли такое деление малоценки и его критерии в учетной политике – дело ваше. В принципе без этого вполне можно обойтись, ведь в случае с мелким имуществом нарушение правил бухучета проверяющие вряд ли заметят.

Начать дискуссию

Утренний бухгалтер № 5689. У налогоплательщиков проблемы с личными кабинетами в ФНС

Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС и создать электронную подпись. А как у вас?

Минпромторг начал борьбу с переклеиванием шильдиков на иностранных товарах для выдачи за российские

Поставщики будут вносить информацию о комплектующих в информационную систему «Промышленность». Это позволит избежать «переклеивания шильдиков» с иностранных компонентов, чтобы выдать их за отечественный товар.

ВЭД

Какая налоговая информация о физических лицах передается в рамках СНГ

Hалоговые резиденты РФ, которые имеют незадекларированные счета, доходы и имущество в Казахстане или в Азербайджане, прямо сейчас находятся в наиболее уязвимом положении.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Право

Как будет регулироваться блогосфера, инфобизнес и коучинг в 2025 году

Как государство вводит блогеров, инфобизнесменов и коучей в правовое поле в 2024 году, что такое рисковый инфобизнес и когда блогерам потребуется уведомлять контрольно-надзорный орган.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Право

Алгоритм оспаривания кадастровой стоимости

Порядок установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен ст.22.1 закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

Кредитование

Какой средний размер микрозайма в России

В июне 2024 года средний размер микрозайма составил 10,08 тыс. рублей.

Роспотребнадзор собрал претензии граждан к платному образованию

Более 3,4 тыс. россиян обратились на «горячую линию» Роспотребнадзора по вопросам платных образовательных услуг.

Экономика России

Жара спровоцировала рост цен на мороженое

По данным госсистемы маркировки «Честный ЗНАК», во втором квартале 2024 года средневзвешенная цена мороженого составила 732 рубля за 1 килограмм. Это на 8% больше, чем в первом квартале, когда средняя цена была на уровне 703 рублей за кг.

Общество

Названы регионы-лидеры по заявкам на премии Правительства в области качества-2024

Роскачество представило рейтинг субъектов РФ по количеству заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства РФ в области качества 2024 года.

Средний размер потребкредита составил 177,1 тыс. рублей

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных потребительских кредитов составил 177,1 тыс. руб.

Мошенничество

Мошенники начали прикрываться аномальной жарой

Чтобы убедить своих жертв раскрыть персональные данные и коды из СМС, аферисты прикрываются даже ссылками на летнюю жару.

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать

Успех любого бизнеса, будь то фрилансер, индивидуальный предприниматель или малый и средний бизнес, зависит от умения грамотно управлять своими финансами. Для этого необходимо регулярно отслеживать ключевые финансовые показатели, которые помогут понимать текущее состояние бизнеса и принимать обоснованные решения. В этой статье рассмотрим основные из них.

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать
Инвестиции

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест

Эльвира Сахипзадовна преподнесла нам ключевую ставку 18%, ужесточила риторику и сделала инфляции ататат. Инфляция испугалась, а недвижка вообще обвалилась на 1%! Пока эксперты прогнозируют курс доллара по 100, он почему-то 86. Кроме того, закончился дивидендный сезон, ждём новые IPO, а эфир стал падать вместо того, чтобы расти.

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест
ВЭД

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений.

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Интересные материалы

Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.