Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергея (г. Москва)
В настоящее время при осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые органы и налогоплательщики часто сталкиваются с неоднозначной правоприменительной практикой, регулирующей правоотношения, связанные с включением в состав внереализационных расходов, т.е. расходов, не связанных с производством и реализацией, в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
В содержание мобилизационной подготовки, в частности, входят создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения вышеперечисленных потребностей в военное время (п.п. 11 п. 3 ст. 2 Закона № 31-ФЗ). В этих целях организации проводят мероприятия и работы, к которым, в частности, относятся (п.п. 3, п.п. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ):
- разработка мобилизационных планов в пределах своих полномочий;
- выполнение мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 31-ФЗ, организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы. Согласно п.п. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы, не связанные с производством и реализацией, в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Данные расходы учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять подобные работы при наличии документов, указанных в Положении о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным 02.12.2002 Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России № БГ-18-01/3 (далее – Положение).
В п. 2.3 Положения содержится закрытый перечень имущества мобилизационного назначения организаций – основные фонды в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. В соответствии с п. 3.4 Положения организации подготавливают документы по установленным формам. Согласно п. 3.8 Положения оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно. Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке утверждены Письмом Минфина России и Минэкономразвития России от 17.08.2005 № 03-06-02-02/68.
Согласно части 2 п.3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
Таким образом, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств, понесенные налогоплательщиками и увеличившиеся первоначальную стоимость основных средств, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций через амортизацию.
В соответствии с письмом Минфина от 25.10.2005 г. № 03-03-04/1/291 расходы на приобретение и установку нового оборудования, необходимого для выполнения мобилизационного задания, не могут быть учтены в составе расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. Приобретенное оборудование подлежит амортизации в порядке, установленном НК РФ. В составе внереализационных расходов могут быть учтены не подлежащие компенсации из бюджета расходы на содержание указанного оборудования, необходимого для выполнения мобилизационного плана, при условии их надлежащего документального подтверждения (п. 17 ст. 265 НК РФ).
Таким образом, при осуществлении мероприятий налогового контроля Инспекция сталкивается с возможным принятием необоснованных решений в отношении уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций за счет включения в состав расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке соответствующих расходов на приобретение и установку нового оборудования, необходимого для выполнения мобилизационного задания.
Как Вы прокомментируете это?
Поскольку ни НК РФ, ни Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не содержат определенного перечня работ, которые могут быть проведены в рамках мобилизационной подготовки, между организациями и налоговыми органами возникают разногласия, касающиеся применения пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.
В обязанности Организаций согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ входит проведение мероприятий по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время.
Мерами по подготовке производства могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов, предназначенных для обеспечения мобилизационного плана.
Следовательно, законодательство не позволяет выделить из состава работ по мобилизационной подготовке работы некапитального характера, поскольку все эти работы направлены на решение единой задачи - подготовки производства в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.
Наличие мобилизационного плана и согласованных перечней работ по мобилизационной подготовке, выполненных за счет собственных средств налогоплательщика, исключает квалификацию проведенных работ, как связанных только с производством и реализацией, а также делает неправомерным вывод о том, что расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке не подлежат компенсации из бюджета.
Таким образом, внереализационный характер расходов определяется основной целью работ - создание, развитие и сохранение производственных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства в военное время.
Суды в подобных ситуациях встают на сторону налогоплательщиков (например, Определение ВАС РФ от 17.09.2008 N 11194/08 по делу N А66-7761/2006, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2011 по делу N А40-11850/11-99-52, Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2010 N КА-А40/7234-10, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А66-7761/2006)
Получить персональную консультацию Марины Игнащенко в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Начать дискуссию