Учет в строительстве

Рекламная акция застройщика – налогообложение призов

Строительные компании в целях привлечения участников строительства либо в целях продвижения своей продукции (домов, квартир и т.д.) могут проводить рекламные акции в виде лотерей. Нужно ли удерживать НДФЛ с призеров? И как отразить расходы, в том числе стоимость призов, в налоговом учете? Давайте разбираться.

Строительные компании в целях привлечения участников строительства либо в целях продвижения своей продукции (домов, квартир и т.  д.) могут проводить рекламные акции в виде лотерей. Нужно ли удерживать НДФЛ с призеров? И как отразить расходы, в том числе стоимость призов, в налоговом учете?

Давайте разбираться.

Организация стимулирующей лотереи

Лотереи, проводимые на территории РФ, классифицируются по различным признакам – в зависимости от способа их проведения, способа формирования призового фонда, территории, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ).

Если организатором является юридическое лицо – в том числе и строительная фирма – такая лотерея признается негосударственной.

Чаще всего со словом «лотерея» ассоциируется такая схема: желающие поучаствовать должны приобрести лотерейный билет или иным образом внести определенную сумму за участие, и из этих средств, собственно, и складывается призовой фонд, который разыгрывается между участниками тем или иным способом. Но в случаях, когда лотерею проводят организации в рекламных целях, деньги с участников обычно не взимаются. А если право на участие в лотерее не связано с внесением платы и ее призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи,например если строительная компания в честь своего юбилея проводит розыгрыш призов среди участников долевого строительства и сама приобретает все ценные призы (автомобили, турпутевки и т. д.), такая лотерея признается стимулирующей.

В письме Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-04-05/9-529 указано на то, что стимулирующая лотерея не являются игрой, основанной на риске. При ее проведении нужно руководствоваться Правилами … утвержденными приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. № 66н (приложение № 4 к этому приказу: далее – Правила). Получать специальное разрешение не требуется (подп. 3 п. 8 ст. 6 закона № 138-ФЗ). Достаточно лишь направить в ФНС России не позднее чем за 20 дней до дня проведения лотереи (такой срок установлен в п. 1 Правил) уведомление в порядке, определенном в статье 7 закона № 138-ФЗ. 

>|Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим рассмотрение уведомлений о проведении стимулирующих лотерей (п. 2 постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338).|<

В уведомлении указываются срок, способ, территория проведения лотереи, ее организатор, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение лотереи. К нему нужно приложить следующие документы:

– условия стимулирующей лотереи;

– описание способа информирования участников лотереи о сроках и условиях ее проведения;

– описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой лотереи;

– описание способа заключения договора между организатором лотереи и ее участником;

– описание способа информирования участников лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

– засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора лотереи;

– порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Еще потребуется справка о наличии или отсутствии у организатора задолженности по уплате налогов и сборов (впрочем, эти сведения у инспекции имеются, так что при непредставлении налоговики смогут найти их сами).

Запретить проведение лотереи налоговый орган может в течение 15 дней с момента получения уведомления только по одному из четырех оснований:

1) представление неполного комплекта необходимых документов;

2) несоответствие поданных документов установленным требованиям;

3) недостоверность представленных сведений;

4) наличие у организатора лотереи непогашенной задолженности по уплате налогов и сборов.

Особое внимание следует обратить на то, что, согласно пункту 8 статьи 3 закона № 138-ФЗ, проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Налоговый учет расходов

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, прямо упоминаются в составе нормируемых рекламных расходов в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Это значит, что строительная организация может учесть их в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, но в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (в совокупности с остальными нормируемыми рекламными расходами). 

>|О том, что стимулирующая лотерея признается рекламной акцией в целях налогообложения, сообщалось еще в письме Минфина России от 18 июля 2006 г. № 03-05-01-04/215.|<

На практике затраты на проведение стимулирующей лотереи не ограничиваются расходами на приобретение и изготовление призов.Нужно прорекламировать и саму лотерею: разместить сообщения о ней в средствах массовой информации – в СМИ, в интернете, в виде наружной рекламы (на стендах, щитах и т. д.), изготовить также еще брошюры, каталоги, арендовать помещение, в котором проводится розыгрыш и вручение призов, привлечь артистов и т. п.

Рекламные расходы, которые указаны в качестве «разрешенных» ненормируемых расходов в том же пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ (например, на размещение рекламной информации в СМИ), вполне можно признавать в полном объеме, даже если они связаны со стимулирующей лотереей. Ведь целью ее проведения является расширение объемов продаж, а значит, затраты связаны с получением дохода, и потому подобные расходы вполне обоснованны, то есть требование статьи 252 Налогового кодекса РФ выполняется. Тем более что для того, чтобы принять участие в этой лотерее, необходимо соответствовать определенным условиям, скажем, быть клиентом данной компании, приобретавшим уже у нее жилье в других построенных домах, или стать клиентом в определенные сроки (заключить договор, заказать какие-то работы, услуги) и т. д.

А если розыгрыш приурочен к юбилею фирмы или другому важному событию в ее деятельности, целью акции становится привлечение внимания к компании, доведение информации о ней до значительного (неограниченного) числа лиц, формирование и поддержание имиджа.

Рекомендуем во избежание разногласий с налоговиками все эти нюансы – цели проведения лотереи, ожидаемые результаты и пр. – зафиксировать документально. Помимо формулирования условий лотереи нужно все подробно расписать в маркетинговой политике фирмы, составить приказ о проведении лотереи, содержащий обоснование мероприятия и условия лотереи, а для большей убедительности составить анализ объемов продаж в связи с проведением лотереи, демонстрирующий полученный эффект.

Если же какие-то расходы напрямую в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ не упоминаются, это не значит, что их совсем нельзя учесть. Ведь перечень нормируемых рекламных расходов, признаваемых в размере не более 1 процента выручки, закрытым не является и допускает иные виды рекламы.

Налог с доходов призеров

Тот факт, что проводимая строительной компанией лотерея считается стимулирующей, важен для определения порядка налогообложения призов, врученных физическим лицам. Дело в том, что в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. применяется налоговая ставка в размере 35, а не 13 процентов. То есть в данном случае следует руководствоваться пунктом 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ. Такие разъяснения даны в приведенном выше письме Минфина России № 03-04-05/9-529.

Обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных участниками стимулирующей лотереи, возлагается на налогового агента. Это следует из положений статьи 226 Налогового кодекса РФ. Но если выигрыш получен не в денежной форме (автомобиль или турпоездка), у налогового агента отсутствует возможность удержать налог. О чем он обязан письменно сообщить физлицу и налоговому органу по месту своего учета в месячный срок по окончании года (п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ). При этом призер должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму НДФЛ с дохода в виде стоимости полученного выигрыша, превышающей 4000 руб., в установленном статьей 228 Налогового кодекса РФ порядке. 

>|Самостоятельно уплатить налог и представить соответствующую декларацию требуют положения подпункта 4 пункта 1, пункта 3 статьи 228 Налогового кодекса РФ.|<

Важно запомнить

Стимулирующая лотерея признается рекламной акцией. Расходы на приобретение (изготовление) вручаемых призов можно учесть в целях налогообложения прибыли как прочие расходы в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2012 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию