Вопрос от читательницы Клерк.Ру Светланы (г. Казань)
В рамках утвержденной маркетинговой программы для дополнительной заинтересованности покупателя общество планирует предоставлять бонус покупателю в виде дополнительного товара "купи два товара - третий в подарок". Облагаются ли эта операция по передаче товара покупателю по нулевой цене налогом на добавленную стоимость? Учитывается ли стоимость переданных товаров в рамках маркетинговой политики, в затратах продавца для целей налогообложения прибыли?
Налог на добавленную стоимость. Бонус представляет собой «подарок» покупателю, то есть за выполнение определенных условий покупатель получит дополнительный товар. Бонус не изменяет договорную цену ранее реализованных товаров. В данном случае у продавца не возникает причин для внесения изменений в ранее оформленные счета-фактуры и накладные.
Предоставление бонуса по сути является безвозмездной передачей товара, а значит такие действия облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налог уплачивается исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданного товара (Письмо УФНС России по Московской области от 30 марта 2005 г. № 21-27/26431).
Таким образом, поставщик при предоставлении бонуса в виде отгрузки товара должен:
- начислить сумму НДС на стоимость безвозмездно переданного товара (работ, услуг). При этом налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости;
- выставить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж (п. 1 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137);
- направить покупателю первичные документы с указанием стоимости переданного товара.
Налог на прибыль. С точки зрения гражданского законодательства передача поставщиком товара в виде скидки или бонуса (без оплаты его стоимости) за выполнение покупателем договорных обязательств дарением не является (п. 1 ст. 423, абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ). Соответственно, к такой передаче ограничения, установленные пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ, не применяются.
В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
В НК РФ не конкретизировано, о каких именно скидках идет речь, а также какова форма их предоставления - денежная или натуральная. Исходя из этого можно сделать вывод, что способы реализации скидок могут быть различными, в частности предоставление товара на условиях «купи два товара - третий в подарок». К такому же выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.09.2007 г. № Ф04-6332/2007(38166-А67-15) по делу № А67-8448/2006, а так же ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2007 г. № Ф04-3573/2007(34906-А27-37)
В Письме МинФина РФ от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/729 сказано, что затраты организации, связанные с реализацией бонусной программы, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
Получить персональную консультацию Марины Игнащенко в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Начать дискуссию