Счета-фактуры

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

Событие, которого ждали многие плательщики НДС, наконец-то свершилось – Приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ утверждены электронные форматы счетов-фактур.

Событие, которого ждали многие плательщики НДС, наконец-то свершилось – Приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ утверждены электронные форматы счетов-фактур. Теперь у компаний появилась возможность не только обмениваться электронными счетами-фактурами (в том числе корректировочными) с контрагентами, но и представлять их в налоговые органы по каналам ТКС. В статье мы рассмотрим как положительные, так и отрицательные стороны такого способа обмена документами (сразу оговоримся, что плюсов намного больше).

Законодательная база

Итак, Приказ ФНС России №ММВ-7-6/138@, по сути, завершил формирование нормативно-правовой базы для запуска электронного оборота документов, используемых при расчетах по НДС. Теперь, для того чтобы данный способ обмена документами в полной мере заработал на практике, необходимы лишь определенные усилия со стороны компаний и их контрагентов.

Первым шагом на этом пути стал Федеральный закон от 27.07.2010 №229-ФЗ, внесший в Налоговый кодекс дополнения, предоставляющие налогоплательщикам возможность выставлять счета-фактуры в электронном виде. Как гласит абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, счет-фактура может быть выставлен плательщиком НДС в электронном виде. Здесь же указаны условия, соблюдение которых позволяет налогоплательщику реализовать данную возможность (подробнее о них поговорим чуть позже).

 Спустя некоторое время Приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н был утвержден Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (далее – Порядок).

Последним в череде нормативно-правовых актов по данному вопросу стал Приказ ФНС России №ММВ-7-6/138@, утвердивший электронные форматы (разработанные в соответствии с формами данных документов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1137):

– счетов-фактур (в том числе корректировочных);

– журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;

– книг покупок и продаж, а также дополнительных листов к ним.

Здесь надо добавить, что месяцем ранее Приказом ФНС России от 30.01.2012 №ММВ-7-6/36@ были утверждены электронные форматы документов, подтверждающих факты отправки и получения электронных счетов-фактур участниками обмена.

Преимущества электронных счетов-фактур

Несомненным плюсом электронного документооборота является его оперативность. Если раньше пересылка оригинальных (бумажных) документов контрагенту, находящемуся в другом регионе, занимала значительное время (дни, а то и недели), теперь на это у компании будут уходить буквально считанные минуты. Причем контрагент по правилам электронного документооборота должен оперативно (что также немаловажно) уведомить о получении того или иного документа. Пересылать электронные счета-фактуры по каналам ТКС отныне можно и инспекторам, что также существенно упрощает процедуру проведения мероприятий налогового контроля.

Кроме того, обмен электронными счетами-фактурами и другими документами позволит компаниям перейти на безбумажную форму работы, что, в свою очередь, приведет к уменьшению как минимум двух статей затрат – канцелярских и почтовых расходов. Ведь в этом случае компании не придется оформлять большое количество бумажных счетов-фактур и тратиться на их доставку (передачу) контрагентам почтой или курьером. Кроме того, использование электронного документооборота позволит компании оптимизировать свой внутренний документооборот и улучшить качество управления, что в конечном итоге не может не сказаться на прибыльности ее бизнеса.

Помимо очевидных экономических и временных выгод, которые плательщики НДС могут извлечь из обмена электронными документами, есть еще один немаловажный фактор, свидетельствующий о бесспорном преимуществе данного способа обмена документами. Он позволит избежать ряда ошибок, допускаемых при составлении счетов-фактур, которые зачастую становятся причиной отказа плательщику в вычете «входного» НДС. Но, прежде чем анализировать эти ошибки, скажем несколько слов непосредственно об организации самого процесса обмена.

Процесс обмена электронными счетами-фактурами

Решение – переходить или нет на электронный документооборот – компания должна принять сама, такой переход не является обязанностью. Как подчеркнуто в Письме Минфина России от 01.08.2011 № 03-07-09/26, используемая в п. 1 ст. 169 НК РФ формулировка «по взаимному согласию сторон сделки» означает добровольность применения электронной формы составления и выставления счета-фактуры. Иными словами, в случае положительного решения компании необходимо согласовать указанный момент со своими контрагентами, которым она планирует направлять счета-фактуры по ТКС. При этом способ выражения взаимного согласия сторон сделок на составление счетов-фактур в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. Следовательно, такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил, обычаев делового оборота, то есть посредством обмена соответствующими документами, из которых явно следует волеизъявление сторон по данному вопросу.

Но это не единственное соглашение, которое надлежит оформить компании, решившей стать участником обмена электронными документами. Есть еще третий участник процесса – оператор, без которого обмен электронными счетами-фактурами невозможен (п. 1.3 Порядка). Стороны, участвующие в обмене электронными документами, вправе заключить соглашение как с одним оператором, так и с разными (то есть посредников в процессе обмена может быть два – оператор продавца и оператор покупателя). В любом случае для успешного обмена электронными счетами-фактурами необходимо, чтобы у операторов и участников обмена были совместимые технические средства и возможности для приема и обработки информации (это условие прописано в п. 1 ст. 169 НК РФ). Несомненно, этот вопрос компании нужно выяснить заранее, иначе обмен может просто не состояться.

Форматы электронных документов, передаваемых в процессе обмена, согласно Приказу ФНС России №ММВ-7-6/138@ должны содержать идентификатор оператора. Добавим, порядок присоединения оператора к сети доверенных операторов электронного документооборота также определен сравнительно недавно – Приказом ФНС России от 20.04.2012 №ММВ-7-6/253@.

Для полноценного обмена документами в электронном виде компания должна получить в удостоверяющем центре сертификаты ключей электронной цифровой подписи. Таких центров на сегодняшний день существует довольно много, с полным их перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС. Как правило, сертификат ЭЦП выдается на имя руководителя компании или иного лица, которое имеет право подписывать счета-фактуры. Здесь нужно напомнить, что отношения в области использования ЭЦП при совершении юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сам процесс электронного обмена довольно подробно прописан в Приказе Минфина России № 50н. При этом электронный документооборот по каждому счету-фактуре осуществляется отдельно (п. 1.9 Порядка). Это означает, что по каждому счету-фактуре необходимо произвести все действия и составить все сопутствующие документы, определенные данным приказом. В двух словах действия участников обмена выглядят так:

– продавец составляет электронный счет-фактуру в формате,

утвержденном ФНС (то есть либо выгружает его из бухгалтерской программы, либо заполняет в специальной программе оператора), затем подписывает счет-фактуру при помощи ЭЦП, отправляет своему оператору и ожидает от него подтверждения получения (п. 2.4 Порядка). При поступлении указанного подтверждения продавец направляет оператору извещение о его получении;

– оператор при получении от продавца файла счета-фактуры в электронном виде не позднее следующего рабочего дня направляет компании-продавцу подтверждение получения счета-фактуры. В подтверждении указываются время и дата поступления файла (п. 1.10 Порядка). Сам файл со счетом-фактурой пересылается оператору покупателя;

– оператор покупателя пересылает файл со счетом-фактурой покупателю и ему же отправляет подтверждение (п. 1.11 Порядка);

– покупатель, получив счет-фактуру, отправляет продавцу извещение об этом, которое проходит через двух операторов.

Отметим, все документы (а не только электронные счета-фактуры), составляемые сторонами в процессе выставления и получения счетов-фактур, подписываются ЭЦП соответствующего участника (п. 2.4 2.15, 2.17 Порядка). Как упоминалось выше, форматы документов, подтверждающих даты отправки и получения электронных счетов-фактур, утверждены Приказом ФНС России №ММВ-7-6/36@. Помимо этого, данным приказом утверждены форматы информационного сообщения об участнике электронного документооборота по счетам-фактурам, извещения о получении электронного документа и уведомления об уточнении электронного документа.

Здесь также нужно добавить, что компании выгодно переводить в электронный формат сразу весь документооборот. Нет смысла отправлять счета-фактуры через оператора, а первичные документы – накладные и акты – курьером или почтой, поскольку в таком случае ни экономии времени, ни снижения затрат на пересылку и хранение документов не будет. Тем более что этому в насто-

ящее время ничто не препятствует – не так давно налоговое ведомство подготовило и утвердило Приказом от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ электронные форматы первичных документов, в частности акта приемки-сдачи работ (оказания услуг) и накладной по форме № ТОРГ-12.

Очевидно, возможности электронного документооборота будут расширяться и далее. Например, в Письме Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-2 подчеркнуто, что первичный документ, оформленный в электронном виде и подписанный ЭЦП, является полноценным документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком. Подобный вывод чиновников обоснован ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ. В ней, в частности, сказано, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной ЭЦП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе. Добавим, в новом Законе о бухгалтерском учете , который начнет действовать 1 января 2013 года, требования об использовании официально утвержденных форм первичных документов больше нет. Остались лишь обязательные реквизиты, они приведены в п. 1 ст. 9. А в пункте 5 данной статьи прямо разрешено использовать при подписании первичной учетной документации ЭЦП. При этом обязанность делать бумажную копию электронного документа по требованию контрагента сохранилась (она определена п. 6 ст. 9 названного закона ). Впрочем, рассчитывать на то, что процесс внедрения электронного документооборота пройдет просто и быстро, нельзя. Причиной тому – как недостатки (нехватка) технической базы контрагентов (и операторов), так и определенные психологические барьеры – цифровой формат документа вызывает некоторое недоверие, поскольку опровергает уже устоявшийся принцип относительно «обязательного наличия бумажки». Поэтому какое-то время компаниям, решившим перейти на новый формат документооборота, по-видимому, придется совмещать электронные технологии и бумажный вариант обмена документами с контрагентами.

Каких проблем с вычетом НДС можно избежать

Теперь, как было обещано ранее, проанализируем, каких распространенных ошибок при составлении счетов-фактур можно не опасаться (в рамках реализации права плательщика НДС на вычет), если использовать электронные счета-фактуры.

Неверное указание обязательных реквизитов

На практике при заполнении счета-фактуры (в том числе корректировочного) могут быть допущены различные ошибки, однако только некоторые из них являются основанием для отказа в вычете НДС покупателю или продавцу. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ в вычете может быть отказано, если ошибки в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре) не позволяют налоговым органам при проведении проверок идентифицировать продавца или покупателя (Письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-07-09/41). В частности, в счете-фактуре обязательно должны быть указаны ИНН продавца и покупателя (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ). Подобные ошибки, конечно, не носят систематического характера, тем не менее налогоплательщики их допускают. И такие ошибки зачастую выявляются не сразу. В лучшем случае они влекут (если их выявят сами контрагенты) внесение исправлений в выставленные счета-фактуры (или их замену на правильно оформленные документы), в худшем – такие ошибки (в случае их выявления налоговым органом в ходе налоговой проверки) чреваты гарантированным отказом в вычете.

При обмене электронными счетами-фактурами подобная ошибка в принципе невозможна, так как при отправке документа программа сверит указанные в нем сведения со справочником ЕГРЮЛ. Помимо этого, программное обеспечение не допустит отправки документа, если в нем не будут заполнены все обязательные реквизиты (поля) или допущены иные ошибки при их заполнении. Например, указана ставка налога 10%, а сумма налога рассчитана исходя из ставки 18% или по расчетной ставке 18/118. При составлении счетов-фактур вручную вероятность совершения подобных ошибок достаточно велика.

Отсутствие подписей или их расшифровки

По общему правилу счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными на то лицами (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Обратите внимание:

Если подпись на документе могут ставить и другие уполномоченные лица, это право должно быть закреплено приказом или доверенностью от имени компании. В главе 21 НК РФ не запрещается указывать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты (сведения), в том числе должность уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру (Письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/39).

Однако отсутствие подписи главного бухгалтера может лишить компанию возможности применить вычет (постановления ФАС ПО от 19.05.2011 №А65-20359/2010, ФАС СКО от 09.04.2010 №А15-2130/2008). Исключением является ситуация, когда в штате налогоплательщика такая должность отсутствует (см. Постановление ФАС ВСО от 12.04.2011 № А19-11133/08). Помимо проверки самого факта наличия подписей, контролирующие органы во время проверок зачастую сверяют подписи на экземплярах покупателя и поставщика (см., например, Постановление ФАС МО от 10.03.2010 №КА-А40/1521-10).

Неоднозначна ситуация и с использованием факсимильной подписи на счетах-фактурах – налоговики нередко отказывают в вычете по таким документам, и их поддерживают суды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11, ФАС СЗО от 11.04.2012 №А56-69600/2010, ФАС ВВО от 11.07.2011 №А11-4080/2010). Это объясняется тем, что налоговым законодательством возможности использовать факсимиле не предусмотрено, вследствие чего контролирующие органы считают наличие факсимиле на счете-фактуре нарушением п. 6 ст. 169 НК РФ. Помимо упомянутых решений, вывод о неправомерности подобного подписания счетов-фактур содержится в Письме Минфина России от 01.06.2010 № 03-07-09/33. Однако в арбитражной практике до сих пор встречаются противоположные решения (см., например, Постановление ФАС МО от 07.03.2012 №А40-128912/10-127-739).

В электронном счете-фактуре допустить все вышеперечисленные ошибки невозможно. На электронном документе ставится только одна электронная подпись – руководителя организации или уполномоченного лица. Такая подпись изначально уникальна для каждого владельца и содержит исчерпывающие сведения о лице, подписавшем документ, – ФИО, должность, которые заполняются при выдаче электронной подписи владельцу. Подобная информация позволяет достоверно установить лицо, подписавшее счет-фактуру. Значит, претензии насчет расхождений в подписях одного и того же уполномоченного лица исключены вовсе. Более того, электронный счет-фактура составляется в одном экземпляре, хотя доступ к нему имеют все участники электронного документооборота. Впрочем, даже если экземпляров документа будет два, электронные подписи одного владельца, проставленные на них, будут абсолютно идентичны.

Электронный документооборот также позволит избежать претензий контролирующих органов по поводу того, что документ подписан не уполномоченным на совершение подобных действий лицом (в частности, при отсутствии приказа или доверенности, подтверждающих его полномочия), поскольку сертификат ЭЦП выдается на имя лица, обладающего соответствующими полномочиями. До сих пор споры по этому поводу разрешаются в пользу как налогоплательщиков (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС УО от 13.02.2012 №Ф09-10074/11, ФАС СЗО от 25.01.2012 №А05-2340/2011, ФАС ЦО от 05.08.2011 № А64-4898/2010 ), так и налоговых органов (постановления ФАС ПО от 07.02.2012 №А55-11080/2011, ФАС ДВО от 29.08.2011 № Ф03-3821/2011 , ФАС МО от 20.05.2011 №КА-А40/4356-11). Добавим, исход подобных споров в суде зависит от их конкретных обстоятельств, а также от того, насколько убедительные доводы представит каждая из сторон.

«Опоздавшие» счета-фактуры

На практике довольно часто возникают ситуации, когда счета-фактуры поступают покупателю с опозданием, то есть в налоговом периоде, следующем за периодом, когда товары (работы и услуги) были им приобретены и оприходованы. Налоговый кодекс данный момент (в части периода применения вычета) не определяет. Официальная позиция Минфина на этот счет заключается в следующем: вычет нужно заявлять в том налоговом периоде, в котором фактически был получен счет-фактура. Даты выставления счетов-фактур и оприходования товаров (работ, услуг) значения в данном случае не имеют (письма от 03.02.2011 №03-07-09/02, от 22.12.2010 №03-03-06/1/794). Правомерность такого подхода подтверждает и арбитражная практика, в которой высказывается мнение, что вычет «входного» налога может быть заявлен лишь в том периоде, в котором выполнены все перечисленные в ст. 172 НК РФ условия (см. постановления ФАС СКО от 21.04.2011 №А53-14613/2010, ФАС МО от 24.08.2011 №КА-А41/9191-11). Например, в Определении ВАС РФ от 19.07.2010 №ВАС-8735/10 высказана следующая точка зрения: по смыслу ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщик не вправе применить налоговый вычет до того момента, когда будет соблюдена совокупность условий: поступление к нему счета-фактуры и принятие им товара к учету. Эти события могут не совпадать по времени, но получение выставленного счета-фактуры не в том налоговом периоде, в котором была совершена операция, а в более позднем не исключает возможности применения налогового вычета (см. также Постановление ФАС СКО от 04.04.2012 №А20-246/2011).

В любом случае в качестве доказательства правомерности применения вычета (особенно на стыке налоговых периодов) налогоплательщику приходится хранить конверты со штемпелем почтового отделения, вести журналы входящей корреспонденции. Плательщику НДС сложнее доказать свое право на вычет в спорной ситуации, если эти документы утрачены или отсутствуют вовсе.

Проблема вычета по «опоздавшему» счету-фактуре решается довольно легко, если использовать электронный формат документов. В пункте 1.11 Порядка введено понятие «дата получения счета-фактуры» – это дата, которую оператор фиксирует в подтверждении, направляя электронный счет-фактуру покупателю. Именно ее необходимо указывать в журнале учета полученных счетов-фактур, она и будет являться доказательством момента получения документа. При этом счет-фактура считается полученным при наличии извещения покупателя (подписанного ЭЦП) о получении данного документа, подтвержденного оператором.

Несвоевременное выставление счета-фактуры

Конечно, нарушение установленного п. 3 ст. 168 НК РФ срока для выставления счета-фактуры нельзя назвать типичной причиной отказа налогового органа в предоставлении покупателю вычета «входного» налога. Однако судебная практика убеждает нас в том, что такие споры все же случаются. Их суть состоит в следующем.

Пункт 5 ст. 169 НК РФ содержит перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать счет-фактура. Среди них указана лишь одна дата – составления счета-фактуры (пп. 1 названного пункта), то есть та дата, когда документ был оформлен или выписан . А в пункте 3 ст. 168 НК РФ говорится о необходимости соблюдения пятидневного срока со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для выставления счета-фактуры покупателю.

Глаголы «составлять» и «выставлять», используемые в приведенных нормах, являясь однокоренными, все же несут разную смысловую нагрузку, поэтому теоретически даты могут не совпадать. Как следствие – при бумажном документообороте счетов-фактур возникают споры о том, действительно ли счет-фактура был выставлен (отправлен) получателю в пятидневный срок.

Минфин, в свою очередь, в Письме от 09.11.2011 №03-07-09/39 высказал мнение, что счет-фактура, выписанный с нарушением пятидневного срока со дня отгрузки, не может служить надлежащим подтверждением права покупателя на вычет (см. также Письмо от 17.02.2011 №03-07-08/44). (Правда, речь в письмах шла о выписке документа до того момента, как товар был отгружен покупателю). Впрочем, в Письме Минфина России от 26.08.2010 №03-07-11/370 были сделаны аналогичные выводы без указания конкретных обстоятельств, приведших к нарушению срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ. Значит, выводы, сделанные в последнем письме, можно считать более универсальными.

Все же имеющаяся судебная практика, как правило, указывает на несостоятельность подобных доводов. Суды, принимая решение в пользу плательщиков НДС, обосновывают его тем, что нарушение пятидневного срока для выставления счета-фактуры не указано в п. 2 ст. 169 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете «входного» налога (см., например, постановления ФАС ПО от 08.09.2010 №А55-14066/2009, ФАС СКО от 24.08.2009 №А53-19676/2008-С5-23).

Несмотря на то что судебная практика по данному вопросу в большинстве своем складывается в пользу налогоплательщиков, применение электронных документов позволит избежать подобных проблем вовсе. Так, в п. 1.10 Порядка определено, что датой выставления электронного счета-фактуры считается день поступления файла счета-фактуры оператору электронного документооборота. То есть в реквизитах электронного счета-фактуры указывается дата составления, а дата выставления определяется и вносится в журнал на основании сведений, указанных в подтверждении оператора, через которого отправлен документ. При этом счет-фактура считается выставленным, если продавцу пришли от оператора подтверждение и от покупателя извещение о получении файла со счетом-фактурой.

Что касается бумажного оформления счетов-фактур, плательщик НДС также может минимизировать вышеназванные риски, если воспользуется разъяснениями, данными в Письме Минфина России от 16.05.2012 №03-07-09/57. В нем, в частности, чиновники рекомендуют в графе «Дата выставления» в журнале учета счетов-фактур указывать дату составления счета-фактуры.

Внесение исправлений в счет-фактуру

Как известно, счет-фактура составляется (в бумажном варианте) в двух экземплярах: один для покупателя, другой для продавца. Оба обладают одинаковой юридической силой и являются подтверждающим документом факта совершения сделки для каждой из ее сторон. Оба экземпляра, разумеется, должны быть идентичными. То есть счет-фактура, по которому покупатель предъявляет НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого продавец начисляет налог в бюджет (письма УФНС по г. Москве от 30.01.2008 №19-11/007720, от 14.06.2007 №19-11/055846).

Тем не менее практика показывает, что сведения, указанные в них, могут отличаться. Если экземпляры счетов-фактур продавца и покупателя не идентичны из-за внесенных в них одной из сторон сделки исправлений, налоговые органы могут отказать в вычете, правда, лишь в случае исправления тех сведений, которые абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ указаны в качестве оснований для отказа в вычете (например, расхождения в наименовании товара, его стоимости, налоговой ставке). Если расхождения являются незначительными, суды не усматривают оснований для отказа в вычете «входного» налога. Как подчеркнуто в Постановлении ФАС МО от 09.03.2010 №КА-А40/1449-10, действующее налоговое законодательство не устанавливает обязанности налогоплательщика и не предоставляет ему возможности проверять правильность оформления экземпляра счета-фактуры, остающегося у контрагента.

Таким образом, уж если вносить исправления, то в оба экземпляра (Письмо Минфина России от 20.08.2010 №03-07-11/359). Однако и в этом случае плательщику НДС не гарантировано отсутствие споров с контролерами, поскольку возникает другой вопрос: в каком налоговом периоде нужно применять вычет по исправленному счету-фактуре?

Минфин настаивает, что право на вычет «входного» НДС у покупателя возникает только в том налоговом периоде, когда был получен исправленный (бумажный) счет-фактура. При этом чиновники считают, что любое исправление в счете-фактуре должно осуществляться через процедуру аннулирования его и дополнительных листов книги покупок (письма Минфина России от 26.07.2011 № 03-07-11/196, от 13.11.2010 № 03-07-11/436, от 23.07.2010 № 03-07-11/305). То же самое было сказано в Письме ФНС России от 01.04.2010 № 3-0-06/63.

Арбитражная практика по данному вопросу представлена решениями, в которых высказаны различные мнения относительно периода применения вычета. Есть решения, в которых суды поддерживают чиновников (см. постановления ФАС ПО от 30.11.2010 №А65-17164/2009, ФАС ВСО от 02.07.2010 №А19-4798/10). Иная точка зрения (заключающаяся в том, что момент применения налоговых вычетов не связан с моментом внесения исправлений в счета-фактуры) отражена, например, в Определении ВАС РФ от 12.07.2010 №ВАС-9262/10, постановлениях ФАС УО от 24.05.2011 №Ф09-1652/11-С2, ФАС СКО от 11.03.2010 №А15-1709/2009). Ранее аналогичные выводы были сделаны высшими арбитрами в постановлениях от 03.06.2008 № 615/08, от 04.03.2008 № 14227/07.

В случае с электронным документом создается единственный файл со счетом-фактурой, доступ к которому имеют оба участника документооборота. Поэтому расхождений в сведениях, отраженных в нем, технически быть не может. Покупатель получает тот вариант документа, который подготовил и отправил продавец. Что касается процедуры внесения исправлений в счет-фактуру, она регламентирована п. 1.12 Порядка и осуществляется с ведома обоих участников обмена электронными документами. Так, покупатель, желающий внести исправления в полученный документ, направляет через оператора уведомление об уточнении. Продавец, в свою очередь, исправив указанные в уведомлении ошибки, направляет исправленный счет-фактуру покупателю, совершив заново все действия, предписанные настоящим Порядком. При этом оператор документально фиксирует каждый этап корректировки (п. 2.16, 2.18, 2.20, 2.23 Порядка).

«Ложка дегтя»

Теперь об обещанной «ложке дегтя». Как это ни странно, именно преимущества электронного документооборота – оперативность, достоверность и предельная прозрачность – являются и негативной (если можно так выразиться) стороной процесса обмена электронными документами. Дело в том, что процедура оформления и пересылки электронных счетов-фактур, определенная Порядком, не позволит контрагентам выставить счет-фактуру задним числом. При обмене бумажными документами такой способ используется налогоплательщиками достаточно активно (поскольку позволяет скрыть определенные огрехи, допущенные при оформлении документов), тогда как процесс обмена электронными документами довольно прозрачен, более того, все действия фиксируются не только непосредственными участниками обмена, но и независимой стороной – оператором. Поэтому абсолютно все варианты составленных счетов-фактур будут доступны для налогового контроля. Следовательно, плательщикам НДС нужно уделять пристальное внимание порядку отражения исправленных электронных документов в книгах покупок и продаж, а также в соответствующих журналах. Кроме того, цифровой формат документов не позволит применить вычет по НДС в месяце предоставления услуг (например, услуг связи) их приобретателю, поскольку счет-фактура в любом случае поступит от контрагента, скорее всего, в следующем месяце, а дата получения документа Порядком теперь фиксируется.

_____________________________________

  1. Документ опубликован в «Российской газете» 12 мая 2012 года, вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
  2. Порядок аккредитации таких центров утвержден Приказом Минкомсвязи России от 23.11.2011 № 320. В Минюсте данный приказ зарегистрирован 04.05.2012.
  3. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. На момент выхода журнала приказ опубликован не был.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  5. Эта обязанность закреплена в п. 7 ст. 9 ныне действующего Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Определением ВАС РФ от 01.12.2011 № ВАС-15570/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  7. Определением ВАС РФ от 23.12.2011 № ВАС-14481/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  8. В прежней редакции говорилось о дате выписки. Изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
  9. Определением ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16581/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  10. Форма журнала утверждена Постановлением Правительства РФ № 1137.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию