О том, как должен рассчитываться объем потребляемой горячей воды, в каких единицах измерения и с использованием каких тарифов, мы стараемся рассказывать на страницах журнала.
Дело в том, что все эти вопросы взаимосвязаны и порой дать конкретный ответ для организации – исполнителя коммунальных услуг невозможно, не изучив техническую сторону вопроса горячего водоснабжения и теплоснабжения в отдельно взятом доме. Кроме того, своя специфика есть и у РСО (у водо- и теплоснабжающих организаций), проявляющаяся при осуществлении расчетов как друг с другом, так и с потребителями. Сегодня речь пойдет о том, на что следует обратить внимание РСО, поставляющим потребителям тепловую энергию посредством открытой системы теплоснабжения. Поводом для написания статьи стал судебный прецедент – Решение ВАС РФ от 12.05.2012 № ВАС-534/12.
Тариф на горячую воду
Допустимо ли применение тарифов на горячую воду теплоснабжающими организациями, которые эксплуатируют открытые системы теплоснабжения? Ответим на данный вопрос отрицательно. Во всяком случае, трое судей ВАС расценили ситуацию именно так. Однако устроил ли этот ответ теплоснабжающую организацию, которая обратилась к ним с заявлением о признании п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса недействующими ввиду их несоответствия п. 8, 9, 11 ст. 2 и пп. 5 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении? В этом нам предстоит разобраться, подробно изучив позицию арбитров. Чтобы читателю не нужно было вспоминать, о чем именно идет речь в перечисленных пунктах, приведем соответствующие цитаты.
Итак, п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса образуют собой целый раздел документа – разд. VIII «Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением». Согласно п. 47 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Забегая вперед, отметим, что принципиальным вопросом в применении данной нормы является статус:
– организации (производитель горячей воды);
– системы горячего водоснабжения (центральная).
Далее поговорим о тарифе (п. 48 и 49). Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на ее подогрев.
Расходы на подогрев – это произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ .
Стоимость 1 куб. м холодной воды – это в данном случае сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Теплоснабжающая организация, оспаривая указанные положения основ ценообразования, посчитала (и в общем-то оказалась права), что они не применяются при осуществлении горячего водоснабжения МКД с использованием открытой системы теплоснабжения.
Особенности горячего водоснабжения с использованием открытой системы теплоснабжения
Прежде всего необходимо ввести само определение открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Оно есть в редакции Закона о теплоснабжении, которая начнет действовать с 01.01.2013 (мы расскажем о ней чуть позже).
Открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) – технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Использование такой системы предопределяет необходимость учета температуры и массы при определении количества поставляемой на внешнюю границу МКД тепловой энергии в горячей воде, а также невозможность применения для расчетов за указанный ресурс тарифа на горячую воду, устанавливаемого в рублях за кубический метр. Дополнительным аргументом в поддержку данной позиции, прозвучавшим в суде, стало заявление теплоснабжающей организации о том, что тепловая энергия (теплоноситель ), поставляемая на внутридомовые инженерные системы (ВИС) МКД, составляет лишь часть того ресурса (горячей воды), который непосредственно подается на внутриквартирное оборудование (ВО). Это означает, что в случае отсутствия приборов учета горячей воды в МКД не удается еще и достоверно определить объем потребления теплоносителя (в виде горячей воды), ведь нормативов потребления сетевой воды не существует.
Теперь коротко расскажем о том, как функционирует открытая система теплоснабжения и почему количество и стоимость теплоносителя на входе в ВИС и горячей воды на выходе из ВО нельзя привести под один знаменатель.
Итак, теплоснабжающая организация на принадлежащем ей оборудовании вырабатывает путем сжигания топлива тепловую энергию. Для ее доставки потребителям по открытой системе теплоснабжения используется вода, забираемая из реки и самостоятельно очищаемая и деаэрируемая организацией (далее такая вода называется сетевой). При этом обязательства теплоснабжающей организации по поставке такой тепловой энергии заканчиваются на границе балансовой принадлежности потребителя (на внешней границе жилого дома). Это важное замечание, которое сыграло свою роль в решении вопроса о применении тарифов.
Затем тепловая энергия (горячая вода), попадая в ВИС, используется частично:
– в системе отопления;
– в системе горячего водоснабжения, но только после смешивания в специальных резервуарах с холодной водой. Необходимость такого смешивания обусловлена тем, что температура сетевой воды на границе балансовой принадлежности значительно превышает максимальную нормативно допустимую температуру горячей воды в местах водоразбора (в кранах горячего водоснабжения).
Отметим, что теплоснабжающая организация посчитала: за исключением температуры, по остальным санитарно-эпидемиологическим параметрам сетевая вода соответствует требованиям, предъявляемым к горячей воде. Отсюда, видимо, и появилось убеждение, что организация, осуществляя, в сущности, горячее водоснабжение дома, лишена возможности правильно рассчитывать стоимость данного коммунального ресурса, так как алгоритм образования тарифа на горячую воду не учитывает все описанные выше технологические особенности ее производства.
Производить тепловую энергию еще не значит производить горячую воду
В рассматриваемой ситуации теплоснабжающая организация посчитала, что именно она осуществляет производство горячей воды для конечного потребителя. Однако арбитры указали, что это не так. В данном случае приготовление горячей воды было связано с процессом охлаждения сетевой воды до нормативной температуры. При этом оборудование ВИС, которое использовалось для данных целей, не принадлежит теплоснабжающей организации ни на праве собственности (по общему правилу оно принадлежит собственникам помещений в МКД), ни на ином законном праве (аренды) и не эксплуатируется ею в целях доведения сетевой воды до нормативных температурных требований.
Поэтому вердикт таков: теплоснабжающая организация не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В начале статьи мы обратили особое внимание, что тариф на горячую воду, о котором идет речь в п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предназначен для применения только производителями горячей воды и только при условии использования систем центрального горячего водоснабжения. Кроме того, п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих:
– непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов);
– оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения (закрытой системы теплоснабжения), в которой не предусматривается использование потребителем сетевой воды (теплоносителя) путем ее отбора из тепловой сети.
Получается, что теплоснабжающая организация, обратившись с заявлением о признании недействительными перечисленных пунктов и правил, потребовала отмены тех положений, действие которых на нее не распространяется.
Тариф на горячую воду, произведенную с использованием сетевой воды
Как указали судьи, в этом вопросе необходимо руководствоваться абз. 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Согласно названным положениям горячее водоснабжение, осуществляемое путем забора сетевой воды из открытой системы теплоснабжения, оплачивается потребителями по двум составляющим. Первая составляющая – это тепловая энергия (мощность), используемая для целей горячего водоснабжения. Здесь применяется тариф, установленный законодательством РФ в сфере теплоснабжения. Вторая составляющая – расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. м воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Вместе с тем абз. 9 п. 7 вышеназванных методических указаний гласит, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе в случае, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, то стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг (причем в документе дана адресная ссылка именно на Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307).
К сведению:
Согласно п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за горячее водоснабжение (при приготовлении горячей воды с использованием ВИС) рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. А в п. 30 правил уточняется, что расчет размера платы за горячее водоснабжение в данном случае производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также из объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.
Таким образом, мы видим, что тариф на горячую воду, предусмотренный п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, не участвует
в расчете стоимости такой горячей воды, которая предоставляется конечному потребителю с использованием сетевой воды.
Изменения в законодательстве о теплоснабжении
Судьи ВАС обратили особое внимание, что сама постановка вопроса о признании п. 47 – 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не соответствующими п. 8, 9, 11 ст. 2 и пп. 5 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении не является корректной еще и потому, что Закон о теплоснабжении в действующей редакции не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется именно горячее водоснабжение потребителей.
Положение будет исправлено с 01.01.2013, то есть с момента вступления в силу изменений, внесенных в Закон о теплоснабжении Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ. Так, начиная с указанной даты заработает п. 5.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому регулированию подлежат тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Такие тарифы устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (п. 5 ст. 9 Закона о теплоснабжении). Потребители, поставка горячей воды которым осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), должны заключать с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в установленном порядке (обновленная ст. 13 Закона о теплоснабжении). Существенные условия такого договора предусматриваются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Кстати, согласно новому п. 8 ст. 29 Закона о теплоснабжении с 01.01.2013 запрещены подключение объектов капитального строительства к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) и отбор из них теплоносителя для нужд горячего водоснабжения. А в силу п. 9 той же статьи с 01.01.2022 использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, планируется запретить.
* * *
Если горячее водоснабжение дома осуществляется с использованием сетевой воды, это еще не значит, что теплоснабжающая организация является ее производителем и должна применять тарифы на горячую воду, установленные в разд. VIII Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Потребители горячей воды должны производить расчет с теплоснабжающей организацией с учетом абз. 6 – 8 п. 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Однако уже с 01.01.2013 ситуация изменится ввиду вступления в силу соответствующих поправок к Закону о теплоснабжении.
______________________________
- Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ.
- Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109
- Принята Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменени
- в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
- Теплоноситель – пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и горячего водоснабжения.
- Утверждены Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47.
Начать дискуссию