Налоговые проверки

Когда за покупкой приходит инспектор

Налоговый ревизор может пойти на разнообразные хитрости, чтобы обнаружить нарушения в работе предпринимателя. Одна из таких уловок – так называемые контрольные закупки. Что необходимо знать о таких «рейдах», чтобы избежать неприятных сюрпризов? Об этом читайте в статье.

Налоговый ревизор может пойти на разнообразные хитрости, чтобы обнаружить нарушения в работе предпринимателя. Одна из таких уловок – так называемые контрольные закупки. Что необходимо знать о таких «рейдах», чтобы избежать неприятных сюрпризов? Об этом рассказали эксперты журнала «Московский бухгалтер».

 

Кому доверено право?

Контрольная закупка проводится для того, чтобы проверить, как работают продавцы: не обманывают ли покупателей, пробивают ли чеки.

Организовывать таким образом контроль могут проверяющие из милиции или Роспотребнадзора. Налоговые инспекторы не вправе проводить контрольную закупку. В Методических рекомендациях по организации контроля за применением ККМ, утвержденных Госналогслужбой и Департаментом налоговой полиции 29 июля, 3 августа 1994 г. №№ НИ-6-14/281, ВЯ-1155, написано, что «правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников ОВД и инспекции по торговле».

Однако это не мешает инспекторам приобретать товары «за свой счет» и далее штрафовать торговцев за неприменение ККТ, поскольку в обязанность налоговиков входит контроль за соблюдением требований к кассовым аппаратам. Это закреплено в Законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и  в Законе от 21 марта 1991 г. № 943-1.

Но согласно вышеуказанным документам, проверочная закупка опять-таки не входит в перечень прав налогового инспектора. Ревизоры могут всего лишь проверять порядок и условия регистрации и применения ККТ, полноту учета выручки контролировать выдачу кассовых чеков (ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Поэтому вопрос о праве налоговых ревизоров проводить контрольные проверки до сих пор остается спорным.

 

Метод контрольных закупок

Внешне проверочные визиты ревизоров ничем не выделяются, «подставные» покупатели просто приобретают какой-нибудь товар.

Самую «сложную» проверочную закупку организуют сотрудники ОВД. Их внутренние инструкции предписывают проводить так называемую квалифицированную контрольную закупку, в которой участвуют три человека (чаще всего один милиционер и двое привлеченных граждан). При этом товар приобретает каждый «покупатель». Это делается, чтобы доказать преднамеренность нарушителя (если попался дважды или трижды, значит, действует умышленно).

В процессе «тройной» контрольной закупки «покупатели» должны приобретать товар по очереди. Расплатившись за товар, подставной покупатель не может покидать торговый зал или отходить от торговой палатки.

Как только о контрольном мероприятии объявлено, проверяющие должны сначала предъявить служебные удостоверения. Далее проверяющие в присутствии продавца и представителя администрации фирмы (руководителя, его заместителей, предпринимателя) повторно обмеривают закупленный товар или взвешивают его на контрольных весах.

Результаты контрольной закупки проверяющие отражают в акте, который подписывают все участники проверочного мероприятия, а также продавец и представитель администрации фирмы.

Если ревизоры обнаружат нарушение, они должны составить протокол. При этом нарушителя попросят дать объяснения. По словам налогового консультанта Ирины Гороховой , у предпринимателя есть законное право не делать этого (статья 51 Конституции). «Сведения, полученные в первые моменты разговора, впоследствии могут быть (и скорее всего будут) использованы против предпринимателя, продавца или фирмы», – говорит Ирина. Поэтому лучше вежливо отказаться что-либо объяснять в первый момент.

Если же предприниматель или продавец все-таки стали давать объяснения, не стоит оговаривать себя. Лучше настаивать на том, что просто вышла ошибка, например, потому что продавец не выспался, плохо видит и т. д.

«Никогда ничего нельзя подписывать, не прочитав. Это еще одно из главных правил, – советует Ирина. – Если же вы ознакомились с текстом и не согласны с чем-то не подписывайте, пока не будут внесены исправления. Перед тем как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах».

Кроме того, если ревизоры отказались передать вам копию составленного ими документа, напишите в акте (протоколе): «Проверяющие отказались передать мне копию акта (протокола)».

 

Расплата за обнаруженные нарушения

Наиболее часто выявляемые ревизорами нарушения – обман (обвес) покупателей и неприменение кассовых аппаратов.

Если продавец обманул (обвесил) покупателя, он будет привлечен к административной ответственности (статья 14.7 КоАП). Штраф составит от 10 до 20 МРОТ для продавца, который работает в торговой фирме, или от 100 до 200 МРОТ для предпринимателя, работающего в сфере торговли.

Штрафовать продавцов за подобное нарушения, как уже было сказано выше, имеют право только милиционеры. Чтобы не превышать своих полномочий, налоговый инспектор может просто нанести визит на фирму совместно с сотрудником ОВД.

Если в ходе контрольной закупки будет обнаружено, что предприниматель не использует кассу или продавцом не пробит чек, виновные будут подвергнуты более серьезному административному наказанию.

Сумма штрафа составит от 15 до 20 МРОТ для продавца, который работает в торговой фирме, или от 300 до 400 МРОТ – для предпринимателя (статья 14.5 КоАП).

Уголовная ответственность по этому правонарушению отсутствует. Однако если милиционер даже в одиночку (без налогового инспектора) поймает продавца на невыдаче кассового чека, он имеет право составить протокол об административном нарушении (подп. 1 п. 2 статьи 28.3 КоАП). Далее документ будет направлен в налоговую или торговую инспекцию, которая и применит административный штраф.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию