Лето практически каждого года показывает, что не все учреждения имеют достаточно высокий уровень защищенности от пожаров и возгораний. Во избежание проблем при проверках бюджетного учреждения органами пожарного контроля задача руководителя – обеспечить исполнение требований законодательства РФ о пожарной безопасности, а бухгалтера – правильно отразить в учете расходы, совершенные организацией в связи с выполнением требований нормативных документов в области пожарной безопасности.
В своей статье мы постараемся максимально полно осветить вопросы, касающиеся проведения проверок пожарной инспекцией, соблюдения правил пожарной безопасности в бюджетных и автономных учреждениях, в частности:
- какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность;
- виды проверок, сроки и периодичность их проведения, оформление результатов;
- на что обращают внимание органы пожарного надзора;
- кто несет ответственность, и какие виды ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- как правильно учитывать штрафы за нарушение пожарной безопасности в бухгалтерском учете и налогообложении.
Встречаем пожарную инспекцию по правилам
Согласно положениям действующего законодательства под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, обеспечение пожарной безопасности возложено на МЧС.
Данное министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области обеспечения пожарной безопасности, главным образом, через Государственную противопожарную службу, которая является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В каждом регионе у Государственной пожарной службы есть свои управления. Им подчиняются отделы пожарного надзора в городах и районах. Инспекторы из этих отделов (пожарных инспекций) и проверяют учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – учреждения, организации).
Отправным правовым актом, обязательным для применения и исполнения органами власти всех уровней, организациями, их должностными лицами и др., в соответствии с которым должна строиться стратегия обеспечения пожарной безопасности, являются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Основными нормативными документами в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации, являются: - Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее – Закон N 69-ФЗ);
- Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее – Закон N 123-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 390 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – Постановление N 390);
- Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ);
Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, что и как должно быть, и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.
Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.
Кроме того, все проводимые проверки по соблюдению требований пожарной безопасности должны соответствовать положениям Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 (далее – Закон N 294-ФЗ).
Периодичность проведения
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.
В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц, независимо от их формы собственности.
Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
Вид деятельности |
Периодичность проведения плановых проверок |
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи |
Не чаще одного раза в два года |
Оказание стационарной и санитарно-курортной медицинской помощи |
Не чаще одного раза в два года |
Дошкольное и начальное общее образование |
Не чаще одного раза в год |
Основное общее и среднее (полное) общее образование |
Не чаще одного раза в год |
Деятельность детских лагерей на время каникул |
Один раз перед началом каникул |
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.
На сегодняшний день любое заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Для этого достаточно войти на сайт Генпрокуратуры РФ (www.genproc.gov.ru), выбрать раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и, задав параметры поиска, получить информацию о проверках интересующей организации в 2012 году.
Согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Форма проведения
Проверки могут проводиться в документарной и (или) выездной форме в порядке, установленном соответственно ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.
Если о плановой проверке учреждение, организация знает заранее и может к ней подготовиться, внеплановая проверка может застать врасплох, даже если еще не истек указанный выше трехлетний срок.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст. 14 Закона N 294-ФЗ.
Оформление результатов проверки
После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах, содержащий следующую обязательную информацию: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения. Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения. При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте. Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.
Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен надлежащим образом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.
Распространенные нарушения
Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора – проверить соблюдение ППБ 01-03. Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые чаще всего обращают внимание пожарные инспекторы.
Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и от отраслевой принадлежности.
Первое, что проверит пожарный инспектор – приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которые в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должны быть в каждом учреждении (организации).
В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения:
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы – проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645. Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.
Кроме того, руководители, специалисты и работники учреждения, ответственные за пожарную безопасность, должны проходить обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой, как минимум раз в полгода, следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников – учебные тревоги. При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).
Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).
Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.
Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, – обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в приложении 3 к Приказу МЧС РФ N 313.
Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок. Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).
Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.
Нарушения пожарной безопасности, выявляемые в научных учреждениях и учебных заведениях:
- несоблюдение правил работы с применением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов (п.п. 133, 135 ППБ 01-03);
- невключение в состав комиссии по принятию школьных зданий перед началом учебного года представителей пожарного надзора. Данное упущение является грубейшим нарушением п. 137 ППБ 01-03, на что представителям администраций следует обратить особое внимание;
- непроведение бесед (занятий) по изучению правил пожарной безопасности с учащимися и студентами (п. 140 ППБ 01-03).
Нарушения пожарной безопасности, выявляемые в детских дошкольных учреждениях:
- здания для летнего детского отдыха имеют менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу (п. 142 ППБ 01-03);
- не соблюдается запрет:
- покрывать здания легковоспламеняющимися материалами;
- размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также на этажах, в зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;
- устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;
- размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;
- топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период (п. 144 ППБ 01-03);
- необеспечение здания для летнего детского отдыха телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара (п. 145 ППБ 01-03).
Нарушения пожарной безопасности, выявляемые в культурно-просветительных и зрелищных учреждениях:
- в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья либо вообще не прикреплены к полу, либо прикреплены к нему недостаточно прочно (п. 149 ППБ 01-03);
- несоблюдение сроков пропитки огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах, которые должны быть ими обработаны (п. 150 ППБ 01-03);
- нарушение правил хранения и использования пиротехнических изделий (п.п. 157, 158 ППБ 01-03).
Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима
В соответствии со ст. 30 Закона N 69-ФЗ, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, на период действия которого на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Так, Постановлением N 390 установлены новые правила противопожарного режима в России, которые включают требования пожарной безопасности на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях), в жилых домах, на транспорте. Установлено, что в организациях с ночным пребыванием людей (школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, больницах, детских домах, летних лагерях) должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Такие объекты должны оснащаться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Особое внимание в правилах уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий, таких как дискотеки, представления, торжества и другие.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена КоАП РФ.
Ответственность
Прежде чем начать разговор об ответственности в области пожарной безопасности, следует определить, на кого она распространятся.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
1. Собственники имущества;
2. Руководители федеральных органов исполнительной власти;
3. Руководители органов местного самоуправления;
4. Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
Внимание! К данной категории относятся, в том числе, учреждения, имеющие самостоятельный баланс, сметы расходов и осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в пределах как бюджетных, так и внебюджетных средств, и арендаторы. Поскольку стороны в договоре аренды вправе урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, при отсутствии урегулирования данного вопроса в договоре аренды ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения.
5. Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе привлеченные по гражданско-правовым договорам;
6. Должностные лица в пределах их компетенции.
За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Однако основной и наиболее часто применяемый вид ответственности – это административная ответственность, которая может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.
Штрафные санкции за несоблюдение правил пожарной безопасности
Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений). Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения правил пожарной безопасности, то они могут не привлекать организацию к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать.
Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо, практика, подтверждающая это, имеется.
Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность:
- минимальную – штраф до 80 000 руб.;
- максимальную – до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ).
Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).
Как правильно учитывать штрафы за нарушение пожарной безопасности в бухгалтерском учете и налогообложении
П. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
При этом расходами по обычным видам деятельности согласно п. 5 ПБУ 10/99 являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.
Соответственно, расходы, не связанные с основной деятельностью организации, признаются прочими.
Полагаем, что расход в виде штрафа за нарушение пожарной безопасности не связан с основной деятельностью организации, поэтому целесообразно такой расход учитывать в составе прочих по п. 12 ПБУ 10/99.
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, указывает, что для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В этой связи считаем, что уплата штрафа за нарушение пожарной безопасности будет отражаться следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
- начислен штраф за нарушение правил пожарной безопасности;
Дебет 76 Кредит 51
- уплачен штраф за нарушение правил пожарной безопасности.
П. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) определяет, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
В свою очередь, п. 2 ст. 270 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются, в том числе, расходы в виде штрафов и иных санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
На основании изложенного сумма штрафа, уплаченная организацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается.
Данное обстоятельство приводит к возникновению в бухгалтерском учете организации постоянного налогового обязательства (п. 4 и п. 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).
В результате в бухгалтерском учете будет сделана запись:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль»
- отражено постоянное налоговое обязательство (сумма штрафа х 20%).
В заключение хотелось бы сказать, что для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное – это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.
К тому же пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности учреждения, за которой можно обратиться любым удобным способом: непосредственно к проверяющему инспектору либо в Управление Государственной пожарной службы, либо задав интересующий вопрос в сети Интернет через сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru).
Помните, только верно выстроенная стратегия соблюдения правил и обеспечения норм пожарной безопасности поможет избежать неприятных последствий, экономических трат на услуги юристов и экспертов (в случае, если это потребуется), а самое главное – сохранить имидж и деловую репутацию вашего учреждения.
Многое можно исправить, многое можно не допустить!
Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Начать дискуссию