РСВ

Об отчетности по страховым взносам

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре "Полгода позади - налоговая отчетность впереди" (лектор Мухин М.С. - президент, главный эксперт-координатор "Центра финансовых экспертиз" (Санкт-Петербург).

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре "Полгода позади - налоговая отчетность впереди" (лектор Мухин М.С. - президент, главный эксперт-координатор "Центра финансовых экспертиз" (Санкт-Петербург). Опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2012, № 07.

Вопрос: Лектор рассказал о том, что нужно учесть, составляя по итогам полугодия налоговые отчеты. А что с отчетностью по страховым взносам? Вопросов при ее подготовке тоже возникает достаточно, взять хотя бы заполнение страховых форм. Какие здесь есть проблемы?

М. Н.: Вы правы, на отсутствие трудностей здесь жаловаться не приходится. Их столько, что хватит на отдельный семинар. Но раз уж вы подняли тему заполнения расчетов по взносам, расскажу, какие задачи вынуждены решать бухгалтеры при отражении в расчетах полученных итоговых данных.

Больше всего вопросов возникает по формированию расчета РСВ-1 и персонифицированных сведений. Начну с тех, которые "выросли" из поправок, внесенных в форму РСВ-1 с 2012 года <1>. И в первую очередь - где и как в расчете РСВ-1 отражать остатки по страховым взносам в ТФОМС, подлежащие уплате на конец 2011 года? В разделе 1 обновленной формы для них просто нет места. Оно и понятно - ведь с этого года все платежи идут только в ФФОМС.

В ПФР считают, что эти остатки спокойно можно приплюсовать к остаткам по ФФОМС и полученную сумму уже показать в графе 5 строки 100 раздела 1 формы РСВ-1 ПФР. Но учтите: если на конец 2011 года по ТФОМС у вас была переплата, это еще не означает, что ее автоматически "перекинут" в ФФОМС, как при погашении пеней и штрафов <2>. Для такого зачета придется писать заявление. Если его не будет, на недоимку по взносам в федеральный фонд, "закрытую" переплатой в ТФОМС, начислят пени <3>.

Причиной появления следующей проблемы послужило то, что до 2012 года начисленные взносы отражались в РСВ-1 только в рублях, а в учете и персонифицированной отчетности - вместе с копейками. Из-за этого почти у всех страхователей вылезали копеечные расхождения. Пока их появление было неизбежно, основная масса бухгалтеров даже не задумывалась, как от них избавиться. Зачем? Ведь они все равно снова появятся. Но с этого года новых разниц уже не возникает, так как теперь расчет тоже заполняется в рублях и копейках. А потому многие уже стали думать - как нивелировать имеющиеся расхождения?

Однако, прежде чем что-то предпринимать, определите для себя, чего вы хотите добиться путем устранения расхождений. Если ваша цель только в том, чтобы цифры в бухучете соответствовали цифрам в РСВ-1, то нет ничего проще: отнесите разницу на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Если же нужно, чтобы сходились все остатки (и в учете, и в РСВ-1, и в персонифицированных сведениях), то другого способа, кроме как подгонять цифры в РСВ-1 к бухучету, я не вижу. При таком варианте следует уменьшать (или увеличивать) значения не самих остатков и не уплаченных сумм взносов, а именно начисленных (показатели строк 110-113 раздела 1). Во-первых, именно из-за последних и образовались разницы. А во-вторых, на этапе сдачи отчетности фонд попросту не сможет проверить, насколько вы их правильно указали в расчете. И, конечно, убирать расхождения лучше не сразу, а постепенно: по рублю, по 50 копеек и так далее.

Кстати, по поводу уплаченных сумм. Как и раньше, взносы надо перечислять только в рублях, никаких копеек. Это прямая норма закона, и она не изменилась <4>. Так что если текущие начисления содержат копейки, то значения меньше 50 копеек надо отбросить, а больше - округлить до полного рубля. Но учтите: если из-за такого округления в фонд вы перечислите меньше начисленного, пусть даже на несколько копеек, на них вам автоматически начислят пени. Хотя, на мой взгляд, это неправомерно. Не ваша вина, что правила уплаты взносов таковы, что из-за них копейки вы недоплатили. Правда, доказывать это, чтобы не платить такие же копеечные пени, - себе дороже. Поэтому мой вам совет - начисленные взносы округляйте всегда в бОльшую сторону, независимо от того, какая сумма стоит после запятой - меньше 50 копеек или больше. Так вам и закон удастся соблюсти, и пеней избежать.

Теперь о том, как перечисленные суммы показывать в отчетности. С РСВ-1 все понятно - сколько уплатили, столько же указали. А вот в АДВ-6-2 их надо отражать в размере не больше начисленных. К примеру, начислили 100 рублей 75 копеек, заплатили 101 рубль. В расчете по взносам в ПФР указываете 101 рубль, а в персонифицированной отчетности - только 100 рублей 75 копеек. Это потому, что 25 копеек свыше этой величины - уже переплата, а она в индивидуальных сведениях не показывается <5>. Пусть вас не смущает, что показатели строки 144 в графах 3 и 4 раздела 1 расчета РСВ-1 не сойдутся с аналогичными показателями в АДВ-6-2. Проверочные программы допускают такое небольшое расхождение.

Вопрос. А как же со взносами, уплаченными с выплат свыше 512 тысяч рублей, на солидарную часть тарифа? Надо ли их отражать в персонифицированной отчетности?

М. Н.: Нет, не надо.

Вопрос. Но в Пенсионном фонде нам сказали, чтобы мы их там показали, иначе формы АДВ-6-2 и РСВ-1 не пройдут проверочный алгоритм. А раз так, то и сдать их не получится.

М. Н.: Я слышала, что специалисты ПФР настоятельно рекомендуют это сделать, но в сущности это неправильно. Взносы на страховую и накопительную части указываются в форме СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2, а следом за ними и в АДВ-6-2 в размере фактически начисленных сумм, но не более чем с 512 тысяч рублей. Об этом прямо сказано в Инструкции по заполнению персональных сведений <6>. Это связано с тем, что взносы, уплаченные свыше предельной базы по тарифу 10 процентов, не отражаются в лицевых счетах работников и не формируют расчетный пенсионный капитал <7>. И в том, чтобы их указывать в персонифицированной отчетности, просто нет никакого смысла. Поэтому я надеюсь, что к сдаче полугодовой отчетности в ПФР его программисты проверочные алгоритмы уже поправят.

Какими еще вопросами озадачиваются ваши коллеги? К моему удивлению, некоторые спрашивают, в какой строке расчета РСВ-1 отражать выплаты временно пребывающим иностранцам, с которыми трудовой контракт заключен меньше чем на полгода. Ответ - ни в какой. Выплаты таким работникам вообще в страховой отчетности фигурировать не должны, поскольку в ней показываются только суммы, которые являются объектом обложения взносами <8>. А выплаты таким иностранцам в объект не включаются, ведь они не застрахованы ни в пенсионной системе, ни по обязательному медицинскому страхованию <9>.

Еще один часто задаваемый вопрос касается взносов с выплат работнику, переведенному из филиала, который сам отчитывается в фонды, в головной офис и наоборот. Понятно, что предельную базу по взносам по такому работнику новое подразделение будет определять с учетом сумм, уже полученных им с начала года <10>. Но должно ли оно эти суммы показывать в своих расчетах?

Конечно, этого делать не нужно. В страховой отчетности и, в частности, в персональных сведениях чужие суммы фигурировать не должны, пусть даже они и выплачены в рамках той же организации <11>. Также не надо показывать в своей отчетности и чужие взносы. Поэтому каждое из подразделений в своих расчетах должно отразить:

- в облагаемой базе - только свои выплаты работнику;

- в начисленных взносах - суммы, рассчитанные со своих выплат с учетом вознаграждений, полученных им в другом подразделении.

К примеру, в новом подразделении работнику было выплачено 70 тысяч рублей. Но взносы на эту сумму не начислялись, поскольку к моменту выплаты база уже достигла 512 тысяч. В отчетности этому подразделению в качестве базы надо показать 70 тысяч рублей, а сумму начисленных взносов - 7 тысяч (70 000 руб. х 10%). И дабы заранее предвосхитить вопросы проверяющих, можно (но не обязательно) сопроводить расчеты пояснительной запиской.

Вопрос. А у нас трудности с определением кода категории застрахованного лица некоторым работникам.

М. Н.: А поподробнее? Трудности какого плана?

Наша организация и торгует лекарствами в розницу, и изготавливает их по заказу граждан. С зарплаты фармацевтов, занятых в розничной торговле, мы начисляем только пенсионные взносы по пониженному тарифу 20 процентов, так как эта деятельность у нас на ЕНВД. Естественно, зарплату остальных работников облагаем взносами по обычному тарифу. Если кто-то из продавцов заболевает или уходит в отпуск, его заменяет работник, который в основное время занимается изготовлением лекарств. Тогда ту часть его заработка, которая относится к деятельности на ЕНВД, мы облагаем по пониженному тарифу, а другую - по основному. Какой код категории застрахованного лица присвоить такому работнику - "АСБ" или "НР"?

М. Н.: В такой ситуации присваиваете ему оба кода: и "АСБ" (работники аптечных организаций с льготным тарифом) и "НР" (работники организаций с общим тарифом). В персонифицированной отчетности по каждому из этих кодов готовите отдельные сведения <12>. В результате те работники, которые заняты в фармацевтической деятельности на ЕНВД и в иной деятельности, попадут в оба реестра СЗВ-6-2. В одном реестре вы покажете выплаченные работнику суммы, с которых взносы были начислены по льготному тарифу, а во втором - по обычному.

В РСВ-1 у вас также будет оформлено два раздела 2 - свой на каждый код тарифа ("01" и "11") . Главное - укажите сами коды, а то некоторые страхователи подчас забывают это сделать. Еще нередко забывают указывать коды ОКАТО и ОКВЭД, номер контактного телефона. Также среди частых ошибок - несоответствие названия организации в РСВ-1 учредительным документам . А встречаются ошибки и вовсе из ряда вон. Некоторые страхователи в состав входящих остатков по строке 100 раздела 1 умудряются включать остатки по пенсионным взносам, уплаченным когда-то в составе ЕСН. Конечно же, их там быть не должно.

Вообще, перечень характерных ошибок, допускаемых страхователями, можно найти на официальном сайте ПФР в разделе "Работодателям" (Уплата страховых взносов и представление отчетности -> Отчетность и порядок ее представления -> Типовые ошибки плательщиков страховых взносов в отчетах, предоставляемых в ПФР). На этом же сайте можно совершенно бесплатно скачать программы для проверки пенсионной отчетности (Работодателям -> Бесплатные программы для работодателей). Согласитесь, прежде чем сдавать отчеты, разумно проверить их на правильность заполнения.

Вопрос. Скажите, вот мы заполняем отчетность правильно, ошибок проверочная программа не выдает. Но мы на упрощенке и к тому же занимаемся льготными видами деятельности, поэтому начисляем взносы по пониженным тарифам. Так вот без документов, подтверждающих льготы, работники фондов отказываются принимать наши расчеты.

М. Н.: Вы не единственные, кто на это жалуется. Конечно, это самоуправство территориальных отделений. Никаких специальных документов на этапе сдачи расчетов страхователь представлять не должен. Право на пониженные ставки подтверждается лишь заполнением в РСВ-1 специального раздела 3, а в 4-ФСС - таблиц 4-4.4. Это неоднократно разъясняли и Минздравсоцразвития, и ПФР, и даже ФСС <15>. Другое дело, если у проверяющих появились сомнения, они могут запросить такие документы в ходе камеральной проверки уже принятых расчетов <16>. Но уж никак не отказывать в их приемке.

Если же работники фондов продолжают упрямиться, отправьте расчеты почтой. Рекомендую это сделать именно ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Причем второй экземпляр описи с отметкой почтового отделения должен остаться у вас. Он вместе с почтовой квитанцией в случае чего подтвердит отправку отчетности. А уведомление о вручении, вернувшееся вам после получения расчетов территориальным отделением фонда, будет лишь дополнительным подтверждением <17>.

Так же можно поступить, если ваш местный ФСС отказывается принимать у вас уточненки по взносам в соцстрах. Я знаю, что некоторые отделения на местах до сих пор практикуют такие отказы даже тогда, когда уточненный 4-ФСС - к доплате и страхователь попросту обязан его сдать <18>. Объясняют они это тем, что электронная база уже "закрыта" и в нее невозможно внести изменения.

Конечно, как и в предыдущем случае, такой отказ незаконен. Более того, согласно новому Административному регламенту представления этого расчета оснований для отказа в его приемке у ФСС вообще быть не может <19>.

Если спорить со своим ФСС вы все же не хотите, а потому недоначисленные в прошлом суммы отражаете в текущем отчете, учтите, что у Фонда есть все основания, чтобы вас оштрафовать за неуплату взносов. Ведь пока неизменным условием освобождения от штрафа является представленный уточненный расчет <20>.

Кстати, раз уж речь зашла об ответственности, напомню, что с 1 января этого года правила определения штрафа за опоздание со сдачей страховой отчетности несколько изменились. Штраф теперь считается не от суммы, подлежащей уплате на основании расчета, а от суммы, начисленной по расчету за последние 3 месяца <21>. То есть, по мнению ФСС, без учета сумм, направленных на выплату пособий по листкам нетрудоспособности <22>.

Вопрос. А можно страховую отчетность послать по почте, если при ее электронной отправке возникли технические сбои?

М. Н.: Можно, но здесь учтите вот что. Если представлять расчеты по телекоммуникационным каналам связи - ваша обязанность, а вы сдали их на бумаге, то фонд вправе оштрафовать вас за это на 200 рублей <23>. Но только если в том была ваша вина <24>.

Если в техническом сбое виноваты не вы (отключение электричества, проблемы на линии связи и т. д.), советую заранее запастись документами, подтверждающими этот факт. К примеру, письмом оператора связи о таком сбое. Если такой обязанности у вас нет, спите спокойно, ничего вам за отправку расчетов по почте не грозит.

Вообще по сдаче расчетов по "электронке" у страхователей возникает много вопросов. К примеру, вправе ли фонд не принять отчетность, представленную таким способом, если предыдущие расчеты были сданы на бумаге? Ответ все тот же - не вправе.

Или вот еще: оштрафуют ли, если изначально электронный отчет был направлен в срок представления, но с ошибками и от ПФР пришел отрицательный протокол, а безошибочный файл "ушел" уже после 15-го числа? В этой ситуации теоретически фонд может оштрафовать вас за несвоевременную сдачу расчета. Ведь единственным доказательством его приемки в срок ПФР считает положительный протокол входного контроля. То есть протокол, в котором нет сведений об ошибках в расчете <25>.

Но вы можете попытаться оспорить такой штраф. Ответственность в Законе установлена за непредставление расчета, а не за представление расчета с техническими ошибками <26>. Поэтому есть вероятность, что штраф удастся отбить если не в фонде, так в суде. Благо судьи в этом вопросе на стороне страхователей <27>.

Но конечно, лучше до этого не доводить. Если из ПФР поступают отрицательные протоколы проверки, отправляйте отчетность по почте до наступления крайнего срока ее представления. Тогда вам грозит лишь штраф за несоблюдение порядка представления отчетности в размере 200 рублей <28>.

_________________________________

<1> Приказ Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 232н

<2> ч. 8 ст. 26 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)

<3> ст. 25 Закона N 212-ФЗ

<4> ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ

<5> п. 69 Инструкции, утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция N 192п)

<6> п. 71 Инструкции N 192п

<7> п. 1 ст. 3 Закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ

<8> п. 7.2 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 232н (далее - Порядок); ст. 7 Закона N 212-ФЗ

<9> п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ

<10> ч. 6, 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; Письмо Минздравсоцразвития от 12.03.2010 N 551-19

<11> ст. 1 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; ч. 11, 12 ст. 15 Закона N 212-ФЗ; п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н

<12> приложение 1 к Инструкции N 192п

<13> п. 7.1 Порядка

<14> п. 4.5 Порядка

<15> Письма Минздравсоцразвития от 11.03.2011 N 748-19; ПФР от 17.06.2011 N 30-22/6718; ФСС от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395

<16> ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ

<17> п. 5 Порядка

<18> ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ

<19> пп. 7, 16 Регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 15.03.2012 N 231н (не вступил в силу)

<20> ч. 4 ст. 17, ст. 47 Закона N 212-ФЗ

<21> ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ

<22> Письмо ФСС от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395

<23> ч. 10 ст. 15, ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ

<24> ч. 1 ст. 40, ч. 4 ст. 42 Закона N 212-ФЗ

<25> п. 7 Технологии обмена документами по ТКС, утв. Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р

<26> п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ

<27> Постановления ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-4904/11; ФАС ПО от 29.03.2011 N А12-14272/2010

<28> п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ

 

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференцзал" 2012, № 07

Начать дискуссию