Учет в строительстве

Зарплата строителей в период отсутствия договоров

Не всем строительным компаниям удается работать стабильно. А как быть с зарплатой: если в отдельные периоды нет договоров, не распускать же штат? О правомерности учета затрат в расходах – в нашей статье.

Не всем строительным компаниям удается работать стабильно. А как быть с зарплатой: если в отдельные периоды нет договоров, не распускать же штат? О правомерности учета затрат в расходах – в нашей статье.

Какую систему оплаты выбрать

Можно ли начислять зарплату производственным рабочим согласно штатному расписанию, то есть оклад? Или же компания обязана установить сдельную систему оплаты труда? Такие вопросы возникают в связи с тем, что в некоторых периодах отсутствует реализация (нет подписанных форм № КС-2, № КС-3 или вообще нет договоров), а зарплату организация начисляет, так как рабочим установлены оклады.

Получается, что в расходы зарплату не включишь, поскольку она не относится к объекту строительства… Как правильно?

Обоснованность затрат

Отсутствие реализации не всегда означает, что работники в данном периоде не выполняют никакой работы. В противном случае будет иметь место простой по вине работодателя. Его мы рассмотрим ниже.

Если же работы на объекте ведутся, производственный персонал выполняет свои обязанности в соответствии с коллективным и трудовыми договорами, то организация обязана начислять и выплачивать заработную плату. И начисленные суммы в соответствии с положениями статьи 253 Налогового кодекса РФ относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, являясь расходами на оплату труда. Они в обязательном порядке включаются в расходы на объект строительства.

В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные. При этом строительная компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с выполнением работ. И если прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены, то сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего периода.

Из изложенного следует, что если зарплата производственных рабочих в соответствии с учетной политикой включается в состав прямых расходов по объектам строительства, то для целей исчисления налога на прибыль при отсутствии факта реализации она будет учтена в расходах по мере реализации работ.

То есть в том периоде, в котором будут оформлены первичные документы – подписаны акты сдачи работ по этапам либо по окончании строительства в целом, если такие этапы договором не предусмотрены. 

>|Ежемесячное подписание форм № КС-2, № КС-3, не связанное с передачей результатов работ заказчику (если этапы в договоре не предусмотрены), реализацией не является.|<

Либо по мере их распределения с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов по долгосрочным договорам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 271 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

До этого момента расходы на заработную плату, как и остальные прямые расходы, будут представлять собой незавершенное производство (ст. 319 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете строительной компании такие расходы учитываются на счете 20 «Основное производство». По мере реализации они могут списываться со счета 20 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.

Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства (Инструкция по применению Плана счетов … утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В отчетном периоде операции будут отражены записями:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

– начислена зарплата производственному персоналу строящегося капитального объекта;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69


– начислены взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование.

В периоде реализации проводки будут такими:

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– реализованы выполненные по объекту работы;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

КРЕДИТ 20

– списаны прямые расходы по объекту.

Период простоя

Иное дело, когда имеет место простой. Работы на объекте не ведутся. Время простоя (по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника), согласно статье 157 Трудового кодекса РФ, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

>|Больший (по сравнению с законодательно установленным) размер оплаты простоя может быть предусмотрен трудовым (коллективным) договором.|<

Налог на прибыль

Оплата времени простоя по вине работодателя, так же как и в случае простоя, по причинам, не зависящим от работодателя и работника, включается в расходы при исчислении налога на прибыль и облагается взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование (письмо ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109).

Только в случае простоя расходы на выплату работникам следует относить не к расходам на оплату труда, а к убыткам, связанным с оплатой времени простоя. В налоговом учете они в качестве потерь от простоя включаются во внереализационные расходы на основании подпунктов 3, 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Отражение операций

В бухгалтерском учете расходы, связанные с простоем, можно сразу включить в себестоимость продукции, то есть отнести на счет 20, и в периоде реализации работ списать в дебет счета 90 в приведенном выше порядке.

Оформление

Факт простоя должен быть оформлен документально с установлением причин простоя, поскольку размер оплаты времени простоя зависит от причины его возникновения. Так сказано в статье 157 Трудового кодекса РФ.

Итак, возможны следующие варианты действий.

Должностное лицо строительной компании, ответственное за организацию работ и получившее информацию о начале простоя (например, прораб или начальник строительного участка), составляет докладную записку на имя руководителя организации. Она будет являться основанием для издания приказа об объявлении простоя.

В тексте записки следует указать, на каком объекте (в подразделении) возник простой, причину его возникновения, дату и время начала простоя, а также перечень работников, которые не могут исполнять свои производственные функции с момента возникновения простоя.

После этого оформляется приказ об объявлении простоя. Он необходим для оповещения работников о простое и решения организационных вопросов (в том числе о порядке оплаты времени простоя). Приказ составляется в произвольной форме, и в нем должно быть указано:

– время начала и окончания простоя (или открытая дата, если день окончания простоя невозможно определить на момент издания приказа);

– причина простоя;

– виновник простоя, если на момент издания приказа это уже известно;

– какие работники (структурные подразделения) находятся в простое;

– размер оплаты времени простоя;

– необходимость присутствия простаивающего персонала на рабочих местах (с указанием конкретных работников, конкретных структурных подразделений, которых касается простой, или всей организации в целом) или разрешение не выходить на работу.

Определить, когда простой завершится, не всегда возможно. В этом случае все равно лучше в приказе установить конкретный срок, чтобы можно было рассчитать работнику зарплату.

Если к этому дню простой не закончится, то его можно продлить дополнительным приказом.

Если, наоборот, простой завершится раньше, то досрочное окончание простоя тоже оформляют приказом.

С приказом об объявлении простоя (о его окончании) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников под роспись.

Для учета конкретного времени простоя, как правило, составляется акт о простое (если простаивает структурное подразделение либо организация в целом) или заполняется листок учета простоя на конкретного работника (в случае простоя отдельного работника). В акте о простое указываются причина и продолжительность простоя, виновная сторона простоя, должности работников, приостановивших работу, и др. Акт, как правило, утверждается руководителем организации.

В листке учета простоев указывают дату начала и окончания простоя, фамилию, имя, отчество, должность (профессию) простаивающего работника, причину простоя, виновную сторону.

Его подписывает руководитель простаивающего подразделения. Данные акта (листка учета) вносятся в табель учета рабочего времени. пункте 2 >|Унифицированные формы таких документов не установлены. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно, предусмотрев все обязательные реквизиты, перечисленные в статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.|<

Подведем итоги

Так какой же вывод? Можно ли не начислять зарплату? Очевидно, что в случае продолжения работ при отсутствии факта реализации начислять зарплату надо в обязательном порядке в соответствии с трудовым (коллективным) договором. Ведь работники продолжают исполнять свои трудовые обязанности.

А при простое (отсутствии договоров) начисляется и выплачивается не зарплата как таковая, а сумма оплаты за время простоя. Как уже отмечалось, ее размер не может быть меньше двух третей средней заработной платы работника.

Обязанности устанавливать определенную систему оплаты труда у строительной компании нет. Главное, чтобы принятая в организации система отвечала требованиям трудового законодательства и условиям трудового (коллективного) договора.

Важно запомнить

Отсутствие реализации не всегда означает, что работники в данном периоде не выполняют никакой работы. В противном случае будет иметь место простой по вине работодателя. Он должен быть оформлен соответствующим приказом руководителя с указанием причин простоя. В зависимости от причины время простоя оплачивается по-разному: по вине работодателя – в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; по причинам, не зависящим от работодателя и работника, – в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя; по вине работника – не оплачивается (ст. 157 Трудового кодекса РФ).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №8, август 2012 г.

Начать дискуссию

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
18
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

ЦБ больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, Банк России больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

Интересные материалы

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ