В комментариях к моим статьям нередко спрашивают о неплатежах – бывают ли, сильно ли болит и чем лечу. В попытках ответить на эти вопросы была написана эта статья, вышедшая далеко за рамки первоначальной темы.
Для ясности определимся, что такое неплатеж. Тут сразу начинается путаница, поскольку в нашем аквариуме это явление проявляет себя в чрезвычайно широком диапазоне ситуаций, каждая из которых, с учетом многозначности наших аквариумных законов, может быть интерпретирована в совершенно различных, порой взаимоисключающих смыслах.
Beauty is in the eye of the beholder, что в нашем случае означает «у кого ружье, тот и красивый».
Например, задержки платежей от госзаказчика частному поставщику давно приняты обществом за норму, и на них даже обижаться как-то не комильфо, тогда как при сделках двух частных лиц неплатеж в определенных обстоятельствах может быть играючи признан мошенничеством, за которое неплательщик может получить реальный срок. А тот, кому не заплатили – еще один срок, но уже за преднамеренное банкротство, уклонение от коленопреклонения и прочая. Искусственно устроенные неплатежи активно используются в качестве инструмента рейдерских захватов, а также для удушения конкурентов.
Начать раскопки следует со взгляда на то, как в нашем аквариуме организован оборот денег. Уверен, что большинству читателей это очевидно, но для ясности предлагаю согласиться с тем, что все деньги в России сосредоточены в немногочисленных руках, часть из которых вращает нефтяной кран, часть принадлежит служителям вертикали, и лишь несколько сотен тысяч пар этих рук работают в т.н. «реальном секторе», включая тот сектор реального сектора, который занят в торговле, и ничего не производит.
Вращателей кранов от служителей вертикали с каждым годом становится все сложнее отличить, они стремительно сливаются в один класс, поэтому предлагаю для удобства называть их собирательным термином илита. Именно илита управляет движением основной массы русских денег через системы шлюзов, уводя немереное их количество в зазеркалье. Остаток распределяется промеж тех, кто живет и трудится внутри страны, и распределяется неравномерно.
Еще одним существенным обстоятельством является то, что в рамках нашего законобрательства максимум штрафных санкций, которые частный кредитор может надеяться стрясти с частного неплательщика в судебном порядке, составляет 1/300 от ставки рефинансирования за день просрочки, или 0,0267% в день. Независимо от того, что написано в договоре. Как говорится, смотрите, не объешьтесь.
У меня, отечественного производителя товаров народного потребления, бывает клиентура четырех сортов: элита (numero_uno, mi_amor, ня-ня-ня), танатонавты, спекулянты и илита, в таком именно порядке. Соответственно, неплатежи так же проявляются в четырех формах, которые и рассмотрим. Да, сделаю сразу пояснение: все ниженизложенное основано на моем собственном опыте, и является субъективным мнением, не претендующим на универсальность и всеохват. Возможно, у вас совершенно иная точка зрения, и вам есть что добавить. В этом случае добро пожаловаться в обсуждение.
1. Элита
Здоровое, но до обидного компактное ядро отечественной экономики. Уникальные предприятия, созданные романтиками с железным здоровьем и платиновыми мозгами, сумевшими придумать свой секретный ингредиент, заработать и при этом сохранить относительную независимость от илиты. Те, кто смог, и у кого деньги всегда есть в достаточном количестве. Они всегда точно знают, чего хотят и сколько это стоит, никогда не устраивают помпезных тендеров, всегда покупают прямо у изготовителя без посредников, платят вовремя и сколько нужно. Это наши триста спартанцев, за каждого такого заказчика я держусь обоими зубами, холю, лелею, и лично поздравляю с праздником. Дай им б-г здоровья и сил остаться здесь и продолжать работу. Единственная представимая ситуация, когда элитный клиент не заплатил вовремя, может быть связана только с какими-то глупостями типа ошибок в расчетных документах или тупо потеряли счет. Лечится одним телефонным звонком.
2. Танатонавты
Предприятия, которые регулярно путешествуют в загробный мир: то сваливаются в финансовый коматоз, то снова оживают. В нашей стране, к сожалению, в эту категорию входит подавляющее большинство предприятий из тех отраслей, где еще пытаются что-то производить. Танатонавты – это доброкачественные неплательщики, которые не платят не из стремления цинично поиметь лошка-поставщика, а по объективным причинам. Чуть чаще, чем всегда их финансовые затруднения связаны с тем, что им тоже кто-то почему-то не заплатил.
Я – тоже танатонавт. Мое предприятие было в состоянии клинической финансовой смерти более двух раз, и вернулось оттуда исключительно благодаря героизму реанимационной бригады.
Типичная ситуация из моей практики: товара отгружено на 100500 рублей, а на счете колобок. Засуха продолжается несколько недель, кредиторы висят на всех телефонах, завтра-послезавтра отключат связь, свет и газ, а работники требуют зарплату. Ложишься и встаешь с одной навязчивой мыслью: где взять денег?!?! Если что-то капнуло на счет в этих обстоятельствах – МГНОВЕННО отправляем зарплату, пока не началось. Если паче чаянья капнуло что-то еще, то эти средства совсем уже было отправили поставщику, который каждый день звонит и душераздирающе плачет, вызывая во мне невыносимые приступы стыда, но тут пришло требование из ИФНС/ПФР/ФСС/РайхсканцляйСС, и несчастному поставщику снова приходится сосать кулак до следующего раза. Каюсь, грешен, а кто другой - бросайте ваши камни.
С должниками-танатонавтами я никогда не сужусь, стараясь войти в положение, поддержать, ободрить, дать отсрочку или скидку в надежде на то, что б-г все видит, и, когда настанет мой черед блеять в трубку, объясняя одному из моих кредиторов, почему, так меня и растак, я не исполняю письменные, прошу заметить, обязательства, то мне оставят долги мои, как я оставляю должникам моим ©.
Се ля вида лока русского предпринимателя, и немалая часть моего рабочего времени до сих пор посвящается урегулированию взаиморасчетов с такими же предпринимателями, как я сам.
К сожалению, иногда танатонавты остаются за прямой чертой осциллографа, унося свои неисполненные обязательства в небытие вместе с моими деньгами. В таких случаях я, конечно, сужусь, и процессы тянутся годами, без особой надежды на какой-то результат, только чтобы правильно списать убытки. Покойтесь с миром, мои братья, которым не повезло.
Здесь многомудрый анонимус скажет «нужно проверять, с кем заключаешь сделки», и будет абсолютно прав, и я отвечу ему: проверяй, и пожелаю удачи в этом безблагодатном деле.
3. Спекулянты
Категория клиентов, крупнейшие из которых были более-менее исчерпывающе описаны в моей статье «Сети». Это перекупщики, пьющие кровь и закусывающие плотью российского производителя. В моем случае представлены наиболее гнусными представителями касты торгашей, которые наваривают over9000 процентов на товаре, сделанном чужими руками, ничего не вкладывая ни в производство, ни даже в собственные торговые точки.
Типичный спекулянт из моих клиентов – это кругленький лоснящийся хомяк, у которого в Краснодаре или Ростове есть порченный крысами ржавый склад на загаженном дворе, три прыщавых менеджера по продажам, сидящих друг на друге в полуразвалившемся контейнере без туалета где-нибудь на окраине, какой-нибудь глистобизнес на стороне, типа агентства недвижимости, новенький японский джип и отличный шестиэтажный дом.
Его менеджеры меняются чуть быстрее скорости света, поскольку собственный персонал мой спекулянт обманывает с неменьшим энтузиазмом, чем своих поставщиков. У него никогда нет денег, но всегда есть деньги. Он добывает максимум меда из неплатежей, оттягивая расчет до максимального предела, все это время бешено крутя мои деньги в своем обороте. Обожает ссылаться на обилие рисков, на перманентно падающий спрос, лютый прессинг со стороны властей, на глад, мор и погибель, что не мешает ему раз в год менять японский джип на новый японский джип и пристраивать к домику очередной этаж. Эти нищеброды нередко носят дорогие рубашки интересных расцветок, и обязательно имеют какой-нибудь замысловатый личный понт, который они придумали сами в припадке больной креативности, и демонстрируют при первом удобном случае. Например, один из тех, кого я знаю, во всех ресторанах и кафе всегда требует «смородиновый сок, только не холодный», а когда (всегда) ему говорят, что такого нет, тут же оплевывает этот ресторан и официанта с ног до головы.
Эта группа – надежная опора русской коррупции, поскольку именно в захламленных недрах всех этих оптово-розничных баз и гипербазаров безналичные деньги переходят в любимое коррупционерами агрегатное состояние неучтенного нала. Эта каста бессовестных паразитов, из-за которых пролетарии так ненавидят средний класс. К которому, кстати, спекулянты не имеют никакого отношения.
Со спекулянтами я тщательно стараюсь не работать, ну разве что со 100% предоплатой. Но уж если оскоромился, то действую по законам военного времени: не сделал платежей за десять дней – получи люлей. Заявления в арбитраж и в полицайдинст, а к пациенту – бригаду скорой психологической помощи для задушевного разговора. Чаще всего помогает.
4. Илита
Как было сказано чуть выше, в эту группу входят т.н. воцерковленные предприятия, чья деятельность так или иначе связана с работой на нефтяном кране или на бюджетных шлюзах, и осуществляется, как пишут на бутылках с виски, byappointmenttoHerMajestytheQueen. Государственные предприятия, к сожалению, также относятся сюда. Эта клиентура обладает невероятной способностью сочетать пафосные конкурсные процедуры с полным пренебрежением к самым элементарным нормам этики и коммерческого права.
Чаще всего эти заказчики работают с повязанными поставщиками по коррупционным схемам, взаимопроникая друг в друга. Эталонными примерами таких союзов нала и орала могут служить Минобороны (да и вообще любой Мин) или Роснефть, вокруг которых расплодились целые сонмы родственных структурок, откачивающих бабло в круглосуточном режиме. Однако в последнее время в этих сонмах все меньше и меньше производителей, и весь грязный ком государственных потребностей постепенно спускается к низу пищевой цепи, к тем, кто делает товары руками. Для меня илитные заказы – табу. Я никогда, ни разу не брался за это дело, б-г миловал, но много раз был свидетелем того, как все происходит.
Вариант № 1: Воцерковленная контора, в которой из средств производства есть только стул и дырокол, подписав госконтракт, срезает с цены все мясо до костей, а затем ищет и, к сожалению, находит, какого-нибудь производителя-танатонавта в состоянии финансовой комы, и склоняет его к сожительству, суля профит «защётабъема» и другие глазированные пряники. Танатонавт, крикнув «эх, горит забор – гори и хата!!», подписывает контракт за гроши. Аванс, как водится, конструкцией не предусмотрен, поэтому изготовителю приходится занимать где-нибудь слева, и работать на свои. Он рассчитывает свой кэш-флоу по дням, растягивая все, что можно, до последнего предела, и наивно надеясь дожить до последнего дня отсрочки, составляющей, к примеру, 90 дней. Когда истекает девяностый день, он робко звонит заказчику напомнить о себе, и слышит в ответ, что «денегнетнозафтрабудут» или «вашщётпочтиаплачен». И так много дней подряд, пока кредитор не применит рецепт, предложенный в абзаце про спекулянтов, или не загнется окончательно.
Вариант № 2: Собственно илитный заказчик вдруг решил отдать тендер непосредственно изготовителю. Такое иногда случается при смене руководства, когда новый босс решает продемонстрировать сюзеренам кристальную транспарентность своей тендерной политики. Поскольку некоторые госпредприятия действительно раздают хорошие заказы за хорошие, на первый взгляд, деньги, то в желающих поучаствовать, как правило, недостатка нет. Рассмотрим в качестве примера Тугмат* – типичного гиганта на глиняных ногах, который регулярно размещает внешне аппетитные заказы.
После мучительного церемониала конкурсной процедуры, в ходе которой из претендентов понемногу выматывают все кишки, устроитель конкурса пытается снижать цену. Однако в связи с тем, что количество производителей товара-ин-куэсчн очень ограничено, и они, как правило, прекрасно знают друг друга, то тендер стремительно превращается в аукцион откатов.
В илитной конторе обязательно есть клерк, который работает уполномоченным специалистом по продаже совести своего руководства за откатный нал. Откаты заряжаются нечеловеческие. В конце концов кто-нибудь из участников ведется на объем, и, пообещав наибольший бакшиш, «выигрывает» тендер. Победителю предъявляют проект договора, в котором прописаны жесточайшие условия оплаты – аванса нет, отсрочка платежа три-четыре месяца, за нарушение сроков поставки – бешеные санкции, включая пожизненный цих с гвоздями и внесение в черный список ВСЕГО холдинга, куда входит наш Тугмат. О том, что вся маржа вместе со всеми рисками съедена бакшишем, в договоре, понятно, не сказано ни слова.
Вокруг всех без исключения илитных заказов неизменно роится огромное облако мелких паразитов, внешних или внутренних, которые зарабатывают на жизнь сводничеством или прямым воровством у собственной компании. В качестве дополнительной фичи некоторые илитные заказчики имеют службу контроля платежей, которая выстраивает все счета поставщиков в некую очередь согласно каким-то неведомым приоритетам. Эта служба с удовольствием поменяет приоритет вашего просроченного счета на более высокий за скромные 1-2% от суммы, я гарантирую это.
Типичный исход этого сценария описан в п.3. Спекулянты и илита – это клиенты отчаяния, тот самый последний патрон, который может пригодиться умирающему производству лишь для того, чтобы принять благородную смерть от оружия. Невоцерковленным предприятиям работать с ними нельзя, а лучшее средство против илитных заказчиков с их неплатежами – это полное воздержание от сделок с ними.
Резюмируя вышеизложенное, я рекомендую коллегам-предпринимателям работать с первыми двумя категориями заказчиков, и не работать со вторыми двумя. Это – единственный способ уменьшить риски, связанные с неплатежами.
Разумеется, есть еще один путь – продать свою душу илите, и интегрироваться в вертикаль. Но этот способ не для меня, и его я вам не рекомендую, ибо есть вещи дороже денег.
Да исполнятся в срок все платежные поручения. Аминь.
*все возможные совпадения с реальными лицами и организациями являются случайными.
Комментарии
45Пока печатали статью :), свежий пример из вчера: один из клиентов-танатонавтов был зохаван илитой, там сменилось руководство, и платежи тут же встали. На той стороне зависло около 200 тысяч рублей моих денег. Я выждал месяц, написал вежливое письмо, выждал ещё месяц, написал чуть менее вежливое доарбитражное предупреждение. На все попытки завязать конструктивный диалог в порядке досудебного урегулирования клиент отреагировал НИКАК. Перед тем, как нести иск в суд, я позвонил их новому директору.
Новый директор сказал: "Вы прям смешите с такими суммами. У нас есть партнёры, которым мы по 20 миллионов должны уже полгода, и они не звонят, а терпят."
Я ответил, что я не белорусский неписающий мальчик, и терпеть не стану. Платите сейчас, или засужу и арестую счёт.
Директор обиделся, и сказал: что ж, если вы так ставите вопрос, то мы заплатим, но больше. никогда. слышите: НИКОГДА не будем с вами работать!!!!!11111одинннадцать
Theodoroff,
Статья шикарная, а эта фраза особенно доставила ))
Супер статья! Я наблюдаю за "илитными" тендерами со стороны, бог миловал не участвовать, суммы стараюсь разбивать. Но я мелочь, а по-крупному играть у нас правда -только с титановым черепом надо быть.