Рассмотрен вопрос о правомерности учета в составе расходов амортизации, начисленной по транспортным средствам, не зарегистрированным в органах ГИБДД, а также амортизационной премии по ним. Финансовое ведомство приняло сторону налогоплательщика. Значит, для этого есть веские основания… (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 13.06.12 № 03-03-06/1/303)
ЕСЛИ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАТЯГИВАЕТСЯ
Организация, столкнувшись на практике с задержкой госрегистрации автотранспорта, попросила разъяснить следующее.
По общему правилу начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию. При этом в первом месяце амортизации можно списать в расходы еще и амортизационную премию (от 10 до 30% в зависимости от амортизационной группы, к которой отнесено основное средство). Организация учитывает указанные расходы по незарегистрированным (по не зависящим от нее причинам) автомобилям. Вправе ли она так поступить?
Для справки: автотранспорт входит в основном в третью–пятую группы, так что речь идет о 30 процентах – эта величина амортизационной премии предусмотрена для основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам (п. 9 ст. 258 НК РФ).
В запросе приведено несколько ситуаций из хозяйственной деятельности компании, когда между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительный промежуток времени. Это возможно по следующим причинам:
– документы на регистрацию поданы вовремя, однако в ГИБДД регистрационные действия с выдачей документов и регистрационных знаков проводятся более месяца*1;
*1 Сроки установлены в пункте 25 Административного регламента…, утвержденного приказом МВД России от 24.11.08 № 1001 (приложение 2 к приказу).
– документы на регистрацию поданы с опозданием – по истечении пяти дней после приобретения транспортного средства. Задержка подачи документов в органы ГИБДД связана с проведением тендера по выбору страховой компании для осуществления ОСАГО*2.
*2 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Нюанс состоит в том, что до регистрации в органах ГИБДД транспортные средства не эксплуатируются, поскольку не могут быть допущены к дорожному движению на территории РФ. В то же время они принимаются к налоговому учету с момента оформления акта по форме № ОС-1*3 (то есть до регистрации в ГИБДД). И со следующего месяца по ним начинается начисление амортизации.
*3 Форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7.
Отметим еще один момент. Подобные ситуации довольно часто возникают при наличии на балансе специального транспорта. Примером может служить дооснащение специальных автотранспортных средств (инкассаторских автомобилей, сельхозмашин и т. д.), которое с учетом технических особенностей может занять длительное время. А к бухгалтерскому учету основные средства принимаются, когда полностью сформирована их себестоимость. Согласно пункту 32 Методических указаний…*4, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются также затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования.
*4 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утверждены приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н.
Минфин России подтвердил правомерность действий организации, мотивировав это так.
Действительно, в налоговом законодательстве есть норма, позволяющая учитывать некоторые активы в составе основных средств только после государственной регистрации прав на них. Так, в силу пункта 11 статьи 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации согласно законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Требование о госрегистрации сделок содержится в статье 164 Гражданского кодекса РФ. Но оно касается недвижимого имущества и лишь отдельных видов сделок с движимым имуществом, определенных законом (в частности, передачи прав собственности на предметы из Музейного фонда)*5.
*5 Статья 10 Федерального закона от 26.05.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Исходя из положений статьи 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимым имуществом. В комментируемом письме разъяснено, что, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 164 ГК РФ госрегистрация сделок с движимым имуществом не требуется (кроме предусмотренных законом случаев), необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена.
Что касается постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», то оно регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах. Но не устанавливает законодательной обязанности по регистрации права на данное транспортное средство. Следовательно, пункт 11 статьи 258 НК РФ здесь не применим.
Финансисты поддержали подход организации и в отношении возможности учета в расходах затрат на капитальные вложения (в виде амортизационной премии) по транспортным средствам, не зарегистрированным в органах ГИБДД. Обосновано это тем, что такие расходы признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации указанных основных средств. Это прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 272 НК РФ.
Таким образом, в Минфине России согласны с тем, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). При этом расходы в виде амортизационной премии отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №15, август 2012 г.
Начать дискуссию