Как теперь перейти на УСНО?
Налогоплательщики, желающие перейти на УСНО, теперь вместо заявления будут подавать уведомление (изменен п. 2 ст. 346.12 НК РФ) до 31 декабря года, предшествующего календарному году перехода на УСНО, а не в период с 1 октября по 30 ноября (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Так поступить следует уже в 2012 году при желании перейти на УСНО с 2013 года. Изменения в данных нормах вступят в силу с 01.10.2012 (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ)).
В этот же срок, а не до 20 декабря, как ранее, можно поменять объект налогообложения, выбрав «доходы» или «доходы минус расходы» (изменен п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Кроме того, вновь созданной организации или вновь зарегистрированному индивидуальному предпринимателю теперь для подачи уведомления о переходе на УСНО будет отводиться не 5 дней, а 30 (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Из подпункта 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ теперь следует, что лица, фактические начавшие применять УСНО, но не подавшие в установленный срок уведомление о переходе на этот спецрежим, не будут иметь право применять его. Ранее судьи нередко благосклонно относились к налогоплательщикам, допустившим данную просрочку, если она была не слишком велика и это была вновь созданная организация или вновь зарегистрировавшийся предприниматель. Таким налогоплательщикам отводилось 5 дней на подачу заявления о применении УСНО, но арбитры не считают его пресекательным и указывают на то, что действующая сейчас редакция Налогового кодекса не содержит такого основания для запрета на применение спецрежима (постановления ФАС ПО от 09.08.2011 № А12-23585/2010, ФАС ДВО от 17.07.2009 № Ф03-3432/2009, ФАС ЗСО от 24.01.2012 № А27-6733/2011, ФАС СКО от 25.01.2012 № А32-12479/2011).
Кроме того, изменена величина предельного уровня доходов, превышение которого по итогам 9 месяцев года, предшествующего тому, с которого организация планирует перейти на УСНО, не позволяет осуществить такой переход. Она увеличилась с 15 до 45 млн руб., причем уже с 01.10.2012 (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ).
Напомним, что согласно Федеральному закону от 19.07.2009 № 204-ФЗ действие абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 01.10.2012. До этой даты необходимо руководствоваться п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, в котором данный предельный уровень был установлен равным именно 45 млн руб. При этом он никак не индексировался. Сейчас индексация этого предельного уровня восстанавливается. Конечно, все коэффициенты-дефляторы, утвержденные ранее, применяться не будут, так как они уже были учтены в этой сумме. Однако заметим, согласно прежней версии абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ данный коэффициент-дефлятор определялся и подлежал официальному опубликованию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р, то есть не позднее 20 ноября. Строго говоря, это означало, что у организации, пожелавшей перейти на УСНО, гарантированно после публикации оставалось бы не менее 10 дней до окончания срока подачи заявления о переходе.
Теперь прямо в этом абзаце сказано, что предельный уровень подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года. Надеемся, что на практике государственные органы не будут тянуть до указанной даты и оставят налогоплательщикам время на принятие решения о переходе на УСНО с учетом сведений о новом размере коэффициента-дефлятора.
Напомним, Федеральным законом № 204-ФЗ предусматривалось также, что с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно предельный уровень доходов в данном случае должен был применяться в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году. Понятно, что это положение теперь отменено.
Данные об уровне доходов по состоянию на 1 октября текущего года надо указать в уведомлении, как и остаточную стоимость основных средств. А вот сведения о средней численности работников за 9 месяцев текущего года в уведомлении указывать не надо, в отличие от порядка, предусмотренного для заполнения заявления.
Об утрате права на УСНО
Аналогичные изменения произошли в отношении уровня доходов, после превышения которого налогоплательщик-«упрощенец» теряет право на применение УСНО. Его величина повышена с 20 млн до 60 млн руб., и она также ежегодно будет индексироваться (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Если налогоплательщик применяет УСНО и патентную систему налогообложения, общая сумма доходов по этим двум спецрежимам также не должна превышать 60 млн руб. с учетом индексации (новый абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
В пункте 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень ситуаций, при которых налогоплательщики не вправе применять УСНО. В частности, не могут быть «упрощенцами» организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. (пп. 16 данного пункта).
Теперь такое ограничение без изменения его величины будет распространяться только на основные средства, подлежащие амортизации и признаваемым амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ .
Как уйти с УСНО?
В статье 346.13 НК РФ установлены порядок и условия начала и прекращения применения УСНО. Согласно п. 3 данной статьи налогоплательщики, перешедшие на УСНО, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения. Напомним, что налоговым периодом по этому налогу является календарный год (ст. 346.19 НК РФ).
В настоящее время ст. 346.13 НК РФ предусматривает следующие ситуации, в которых налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения:
– если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили установленный предельный уровень и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ (п. 4);
– если налогоплательщик принял решение по собственной инициативе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года (п. 7).
В первом случае надо сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по окончании отчетного (налогового) периода, во втором – не позднее 15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Из новой редакции п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ следует, что основаниями для принудительного прекращения применения УСНО налогоплательщиком могут быть только превышение предельного уровня доходов или несоответствие требованиям, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Но напомним, что данный пункт действует только по 31.12.2012, при этом Федеральный закон № 204-ФЗ вступает в силу в данной части только с 01.01.2013. В связи с этим смысл данной поправки непонятен.
Теперь в ст. 346.13 НК РФ предусмотрена еще одна ситуация, в которой необходимо подать уведомление, а не, как ранее, заявление о прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСНО (в эту статью добавлен п. 8). Очевидно, что имеется в виду полное прекращение данной деятельности – без перехода на иной режим налогообложения. Правда, в Приказе ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ соответствующей формы не предусмотрено. В Уведомлении об отказе от применения УСНО (форма 26.2-3) сообщается о переходе на иной режим налогообложения.
Однако данная форма – рекомендуемая, и до утверждения специальной формы для случая, предусмотренного п. 8 ст. 346.13 НК РФ, по нашему мнению, можно воспользоваться ею, исключив строчку о переходе на иной режим налогообложения. Можно также подать уведомление в произвольной форме.
В случае подачи такого уведомления необходимо представить в налоговые органы декларацию не позднее 25-го числа следующего после этой подачи месяца и в этот же срок уплатить налог (изменены п. 7 ст. 346.21 и ст. 346.23 НК РФ).
Уточнен и срок представления декларации и уплаты налога для случая, когда налогоплательщик вынужден перейти с УСНО на общепринятую систему налогообложения в связи с превышением предельного уровня доходов, после достижения которого применять УСНО нельзя (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Это надо сделать не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он по этой причине утратил право на применение УСНО.
Московские налоговики в Письме от 02.11.2010 № 16-15/115178 отметили, что в настоящее время особых сроков подачи налоговой декларации за налоговый период для налогоплательщиков, которые утратили право на применение УСНО, в НК РФ не установлено. Таким образом, пока указанное изменение не вступит в силу, налогоплательщик, утративший право на применение УСНО в 2012 году, вправе подать налоговую декларацию в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но крайний срок для этого – 25 января 2013 года.
Как уменьшить налог?
В абзаце 2 п. 3 ст. 346.21 сказано, что сумма налога по УСНО и авансовых платежей за налоговый (отчетный) период уменьшается, в частности, на сумму выплаченных за тот же период пособий по временной нетрудоспособности. Данный абзац теперь утрачивает силу, но в новом п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ будет уточнено, что имеются в виду пособия только в части выплат, не возмещаемых за счет ФСС. Пособия, выплаченные за счет средств фонда, не должны уменьшать налог.
Отметим, что принятый порядок уже отражен в строке 280 действующей сейчас декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (см. такжеПисьмо Минфина России от 16.09.2010 № 03-11-06/2/146).
Кроме того, не будут учитываться согласно данной норме расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Зато сумму налога по УСНО и авансовых платежей можно будет уменьшить на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (также за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Указанные страховые организации должны иметь лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности. Данные платежи учитываются, если сумма страховой выплаты по соответствующим договорам не превышает установленного законодательством РФ максимального уровня пособия по временной нетрудоспособности.
О некоторых видах расходов при УСНО
В подпункте 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ произошло небольшое, но существенное изменение. Данная норма регулирует порядок признания «упрощенцами» расходов на НИОКР. При этом дана ссылка только на п. 1 ст. 262 НК РФ, хотя в полной мере расходы на НИОКР можно достоверно учесть, только учитывая все положения данной статьи.
К сведению: о новом порядке учета расходов на НИОКР читайте в консультации эксперта ИСС «Аюдар Инфо» Моисеева М. В. «НИОКР и налог на прибыль».
Минфин, признавая этот факт, в Письме от 12.03.2012 № 03-11-06/2/23 указал, что ст. 262 НК РФ должна применяться к «упрощенцам» полностью. Теперь эта позиция найдет отражение в новой редакции пп. 2.3 п. 1 ст. 262 НК РФ.
Также отметим, что утратил силу пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому «упрощенцам» предоставлялась возможность уменьшать облагаемую единым налогом базу на расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБР. Ведь расходы «упрощенца» учитываются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), поэтому курсовые разницы, предусмотренные пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, у него не возникают, что подчеркивается также в новом п. 5 ст. 346.17 НК РФ.
В пункте 4 ст. 346.18 НК РФ сказано, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. Теперь будет уточнено, что такие цены определяются с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
Статья 346.22 НК РФ о зачислении налога на УСНО на счета органов Федерального казначейства признана утратившей силу, так как порядок зачисления налогов регулируется БК РФ .
Начать дискуссию