«Учет в сфере образования» №3, 2005
В соответствии с письмом Минфина России от 13 апреля 2005 г. № 02-14-10а/721 бюджетные учреждения при установлении срока полезного использования объектов с 1 января 2005 года должны руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Остановимся более подробно на особенностях начисления амортизации на объекты основных средств, введенные в эксплуатацию до 1 января 2005 года.
Амортизация после износа
В соответствии с Инструкцией № 70н на объекты основных фондов, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении бюджетных учреждений, теперь начисляется амортизация вместо износа.
В общем, определение амортизации, приведенное в пункте 39 Инструкции № 70н, совпадает с ранее применявшимся в бюджетном учете понятием износа. Но экономический смысл другой.
Амортизацию начисляют исходя из срока полезного использования объекта, а не по нормам, как износ. Срок этот определяют при принятии основного средства к учету в соответствии с Классификацией. Напомним, что ранее износ рассчитывался на основании давно устаревших Годовых норм износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР.
Амортизацию в бюджетных учреждениях начисляют линейно по формулам .
Необходимо отметить, что новый порядок касается всех объектов основных средств: как введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 года, так и до этой даты. Об этом сказано в пункте 5.7 Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденных приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н.
Основные трудности при расчете амортизации старых основных средств связаны с тем, что Классификация устанавливает меньшие сроки полезного использования объектов по сравнению с ранее применявшимися нормами износа.
В ситуации, когда новый срок меньше исчисленного по старым правилам, норму амортизации рассчитывают как результат деления остаточной стоимости актива на оставшийся срок эксплуатации. А если фактический срок эксплуатации объекта больше вновь исчисленного, то амортизация доначисляется до 100 процентов в январе 2005 года.
Рассмотрим возможные ситуации на конкретных примерах.
ПРИМЕР 1
Компьютер был приобретен школой № 456 в декабре 1997 года. Первоначальная стоимость составляла 10 000 руб.
Согласно Годовым нормам, износ начислялся ежегодно в размере 10 процентов.
Соответственно срок полезного использования компьютера составлял 10 лет.
В соответствии с Классификацией электронно-вычислительная техника, включая персональные компьютеры (код ОКОФ 14 3020000), отнесена к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования имущества этой группы может быть от 3 до 5 лет включительно.
Бюджетные учреждения устанавливают максимальный срок полезного использования
5 лет. Следовательно, годовая норма амортизации равна:
100% : 5 лет = 20% .
С момента ввода компьютера в эксплуатацию к 1 января 2005 года (дата перехода
на новый План счетов) прошло 8 лет. Износ на компьютер за это время начислен
в сумме:
10 000 руб. x (10% x 8 лет) = 8000 руб.
Однако в соответствии с новым порядком компьютер к этому времени должен быть
уже полностью самортизирован. Поэтому бухгалтерскими записями января следует
доначислить амортизацию согласно пункту 46 Инструкции №70н в сумме:
10 000 руб. - 8000 руб. = 2000 руб.
Бухгалтер должен сделать такую запись :
Возможен и другой вариант, когда и по новым правилам основное средство еще не полностью самортизировано.
ПРИМЕР 2
Продолжим пример 1.
Школа № 456 купила еще один компьютер первоначальной стоимостью 10 000 руб. в 2003 году. Соответственно на дату перехода на новый План счетов он использовался только 2 года при годовой норме износа 10 процентов.
Тогда износ начислен в сумме:
10 000 руб. x (10% x 2 года) = 2000 руб.
Срок полезного использования компьютера по новой Классификации составляет 5 лет.
Рассчитаем годовую норму амортизации объекта исходя из его остаточной стоимости
и оставшегося срока полезного использования:
(10 000 руб. - 2000 руб.) : (5 лет - 2 года) = 2666,67 руб/год
или:
2666,67 руб. : 12 мес. = 222,22 руб/мес.
Эту сумму бухгалтер и будет ежемесячно отображать проводкой, аналогичной приведенной в примере 1.
ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВОВ, А НЕ РАСХОДЫ
По старой инструкции расходы на приобретение объектов основных средств отражались в момент их принятия к учету. Теперь приобретение основных средств рассматривается как преобразование финансовых активов в нефинансовые: были денежные средства - стали объекты основных средств. Соответственно расходом эти операции не являются. Расходы по приобретенному объекту признаются по мере его эксплуатации в сумме амортизационных отчислений.
Начать дискуссию