Экономика России

Долой vs Даёшь

Нашу страну сотрясают мощные протестные судороги. Одновременно корчит и многие другие государства, и причины корч абсолютно сходны – экономика и политика, причина и следствие. Однако есть одно важное отличие нас от них. Мы протестуем против личностей, а они - против явлений.
Долой vs Даёшь
На фото Иван Федоров, экс-предприниматель

Нашу страну сотрясают мощные протестные судороги. Одновременно корчит и многие другие государства, и причины корч абсолютно сходны – экономика и политика, причина и следствие. Однако есть одно важное отличие нас от них.

Мы протестуем против личностей, а они - против явлений.

Русский протест уникален верой в доброго царя. Даже среди т.н. «интеллектуальных элит» весьма распространено мнение, что царь «недоинформирован», что бояре скрывают от него правду. Доказательство из свежих – открытое письмо главного машиниста времени президенту нашей страны, суть которого как раз в том, что царю в принципе известно о существовании коррупции, но масштабов он не представляет, и ему необходимо срочно раскрыть глаза. Как только глаза раскроются, царь немедленно испытает стыд, и обрушит на коррупцию всю мощь своей огромной власти, а коррупция испугается, и окончательно переедет из России в оффшор, и все в России станет хорошо.

Эта вера изо всех телевизионных сил поддерживается самим царем и его командой, благодаря чему мы с вами имеем в стране совершенно уникальную картину: народ обожает человека, который создал и возглавляет систему, которую ненавидит народ.

Однако сколь ни огромна народная любовь к национальному лидеру, от нее в народных ртах слаще не становится. Годы идут, а мы все ждем, когда он прозреет, и обуздает, и окоротит, и поставит все по местам. А он все не зреет, и мы устали ждать, и вдруг поняли, что вырастили себе очередного диктатора, а в стране нет ни закона, ни свободы, ни справедливости для большинства. Очень многие люди вдруг смогли увидеть, что канцлер снова превратился во владыку ситхов,  и готовятся сделать тот самый шаг от любви до ненависти, и начать ненавидеть этого конкретного человека. Сохраняя внутреннюю убежденность, что стоит этому человеку написать заявление по собственному – и тоска отступит, и печаль уйдет, чиновники перестанут воровать, а судьи вдруг, за одну ночь, станут честными.

Пока испанский марш миллионов хором кричит «нет сокращению зарплат», русский требует отставки Мистера Х. Пока греки требуют сохранения социальных гарантий, русские добиваются отставки социального министра.

Мы избрали неверную тактику, друзья. Против личности протестовать бессмысленно. Мало того, что такой протест очень раздражает саму личность, и провоцирует ее на неадекват типа приговора пусям, так еще и цель у такого протеста заведомо провальная. Ну, добились, ну, ушел он, дальше что?

Нам, простым и не очень простым гражданам, никогда не докричаться до Кремля с нашей периферии. Выйдет на столичные улицы сто тысяч или миллион москвичей – это не изменит систему. Максимальный результат, достижимый через этот метод – кровь нескольких жертв, и смена одной гнилой рыбьей головы на другую, не менее, а, возможно, еще более гнилую, чем прежняя. Изменить систему можно только снизу, заместив больные клетки огромного организма государства здоровыми.

Все мы – вы и я и все остальные – где бы мы ни находились и чем бы ни занимались, живем в постоянном и ежедневном контакте с нижними этажами вертикали. Мы платим бешеные деньги за свет и газ, мы платим колоссальные налоги, которые крадут еще до поступления в государственную казну. Мы судимся в марионеточных районных и региональных судах, смиренно принимаем нищенские пенсии, назначенные непонятно кем и непонятно почему. Мы ездим по раздолбаным уездным дорогам, за которые исправно платим каждый год сумасшедшие деньги.  Это в наших простых районных школах попы туманят мозг нашим детям. Это в наших районных бесплатных больницах за все приходится платить. Это мы не знаем своих законных прав.

Нам все это очень не нравится, и мы говорим: поменяйте губернатора, выгоните министра, выберите нам другого президента! Говорим чаще всего на кухне, и совсем изредка – выходя на пикеты с нарисованным собственными руками транспарантом «Мутин – пудак!!!».  Выходим, и тут же попадаем под репрессии, принося свою работу и свободу в почти бесполезную жертву машине. Ибо – смута, крамола и уголовно наказуемая клевета, ведь он не пудак, да и не Мутин.

Друзья, пришло время сменить цель.

В одной из прошлых статей я предлагал такой рецепт: «Определите какой-нибудь бесспорный и явный недостаток в своей среде обитания, наличие которого связано с тем, что администрация вашего муниципалитета или иное должностное лицо не выполняет свои обязательства. Например, разбитый проезд к дому, неработающий светофор, неотремонтированный туалет в районной поликлинике. Выбрав такой недостаток, в письменном виде потребуйте от ответственного должностного лица принятия корректирующих действий, и доведите этот вопрос до исчерпывающего результата, включая, возможно, решение суда.»

Очень многие люди пишут письма то президенту, то премьеру в Кремль. Моя собственная теща, например, пишет, несмотря на всю мою контр-пропаганду. Пишет про то, как ПФР несправедливо насчитал ей пенсию, в результате чего мать ребенка-инвалида, отработав на страну более 40 лет, получает от страны четыре тысячи рублей в месяц. Теща пишет, пытаясь докричаться о своих проблемах через головы уездных чинуш, в иррациональной надежде, что в Кремле кто-то строгий и справедливый прочитает жалобу, снимет трубку с «вертушки», позвонит губернатору ночью на домашний и ка-а-ак даст ему по шапке!  Губернатор такой сонный, шары еле разлепил, с кровати – кувырк! - и прямо в тапочках побежал пересчитывать пенсию тещи из Недопеределкино!

В реальности письмо-жалоба, попав за Кремлевскую стену, втыкается в стол какого-нибудь никому неизвестного клерка из администрации, который представляет собой полностью автоматический рефлектор, с единственной функцией: отразить прилетевшую стрелу обратно. Вы все знаете, как это бывает: все жалобы на местных чиновников возвращаются для принятия решений именно к ним, обратно в то самое Недопеределкино. На обратном пути из Кремля отраженная стрела проходит через губернию, где факт жалобы фиксируется, вызывая у губернских бешеное раздражение, поскольку портит блестящую статистику повсеместного процветания, стабильности и довольства. Поэтому губерния, отправляя жалобу «для принятия мер» обратно в уезд, обязательно добавляет от себя комментарий в том смысле, что сам факт наличия жалобы заставляет задуматься об эффективности местного руководства, которое, видимо, не в состоянии держать своих крестьян в узде, и возможно, не вполне соответствует занимаемой в Недопеределкино высокой должности.

А в самой деревне районный представитель вертикали не может ничего. Его давным-давно лишили всех полномочий и отобрали почти все деньги. Он давно уже планово-убыточный, и каждый квартал вынужден на коленях выпрашивать у верхнего этажа  дотации и субсидии, чтобы хоть как-то свести концы с концами. При этом дотации эти формируются из федеральных налогов, собранных в его уезде, и в немалых количествах, другими словами – заработаны именно тут, в Недопеределкино. Но это к слову.

Не имея никакой возможности решить проблему,  районный филиал вертикали делает то единственное, на что способен: топит жалобщика в перекрестных ссылках на нормативно-правовые акты, инструкции и постановления, которые, к счастью чиновников и к несчастью автора жалобы, наша вертикаль расплодила за последние годы без счета.  У челобитчика стремительно кончается выносливость, да и разобраться в хитросплетениях российских законов невозможно ни без бутылки, ни с ней. В какой-то момент автор жалобы осознает тщетность своих усилий, опускает руки, и все – проблема решена.

Единственный эффект от таких обращений в Кремль – образование очага легкого раздражения в каком-нибудь чиновничьем мозжечке. Если это и приносит автору жалобы какое-нибудь удовлетворение, то исключительно морального плана, сродни удовольствию от толстого троллинга. Который, как известно, занятие совершенно безблагодатное.

Есть другой путь.

Под шершавым панцирем российской бюрократической машины скрывается мягкое и уязвимое подбрюшье – те самые придуманные «процедуры», в которых вязнут все стрелы народного недовольства. На каждое письменное обращение граждан машина обязана письменно реагировать. Поэтому писать жалобы нужно, но не в Кремль, а на соседнюю улицу, собственному мэру, которого вроде бы выбрали прямым тайным голосованием, и с которым от имени каждого из нас власть заключила контракт.

Требуйте от мэра выполнения этого контракта.

Вы врач районной ЦРБ с зарплатой 8 тысяч? Вам не нравится такая зарплата? Письменно требуйте ее увеличения. Обоснуйте в цифрах невозможность существования на такую зарплату – это несложно. Убедите десять-пятнадцать коллег написать такие же письма. Пусть садится, и думает, и решает, как поднять зарплату конкретному врачу.

Вас бесит узаконенное ограбление народа, которое почему-то называют «пенсионная система»? Не держите в себе, напишите мэру, и убедите всех знакомых написать письма с требованием предоставить вам право самостоятельно решать, куда вкладывать заработанные собственным трудом взносы и как формировать свою пенсию.

Вас достал постоянный рост цен? Напишите мэру требование принять меры и письменно сообщить о результатах!

Вас возмущает введение проповедей в школьную программу? Возмутитесь письменно, потребуйте освободить вашего ребенка от посещения этих занятий, сошлитесь на Основной Закон, статья 14, п.2 – пусть попробует что-нибудь возразить.

Ответит не по существу, или попробует по привычке спустить обращение куда-нибудь вниз (в местный храм, например, хе-хе) – пишите снова.

Устройте вашему местному филиалу вертикали DDOS-атаку.

Создавайте досье. Подшивайте запросы и ответы. Оставляйте документальные следы борьбы за свои права. Чтобы потом, когда настанет день суда над нынешней властью, у прокурора не было недостатка в материале.

Пожалуйста, поймите: единственный способ изменить ситуацию к лучшему, и заставить власть измениться, не проливая крови – это продавить через все уровни вертикали однозначный, четко читаемый и массовый  сигнал: «нам не нравится ваша работа, изменитесь или будете уволены!»

Двигаясь в этом направлении, мы сможем добиться очень многого. Причем предлагаемый метод действует лучше всего в исполнении простых граждан – не предпринимателей, которым есть что терять, и не чиновников, которым меняться незачем – а обычных наемных работников, получающих зарплату за свой труд. Кстати, в этом контексте на авансцену снова выйдут пенсионеры, старшее поколение, которое просто нечем запугать, и у которых в глазах власти все еще есть некоторый иммунитет.

Протестовать нужно против явлений, а не против людей.

Не «долой жуликов и воров», а «даешь снижение цен на продовольствие!»

Не «долой губернатора», а «даешь бесплатную медицину!»

Ответьте самому себе честно: какое значение для вас имеет личность того, кто будет сидеть в Кремле? Если полицаи начнут служить и защищать, а судьи перестанут торговать приговорами, если налоги перестанут воровать, а учитель, врач и инженер снова начнут гордо ходить по улицам, то какая разница, Путин там или Мутин, Единая Россия или Единая Аргентина?  Вот и я так думаю.

Собственно, идея не нова, РосПил, и электронное правительство – инициативы того же порядка, объединенные понятием «гражданское общество». Их недостаток в том, что они доступны далеко не всем, а написать простейшее обращение в районную управу по поводу цены на булку хлеба может абсолютно каждый человек из ста миллионов взрослого населения страны.

Если это начнется, власти придется измениться. Это им будет не Болотная.

Я уже приступил к этой работе, присоединяйтесь и вы.

Комментарии

39
  • Геннадий
    Посыл "нам не нравится, меняйтесь ИЛИ..." в таком раскладе будет работать в одном направлении - чиновник приходит с установкой "наворовать, пока не уволили" и уходит, когда его попросят. При всех гипотетических недостатках правителя, фраза про дорогу с двухсторонним движением мне весьма симпатична, хоть и в контексте ответа машинисту выглядит не очень гладко.

    Я по-моему это даже уже писал - правители не от викингов к нам приходят. Они живут с нами, растут с нами, также ругают текущего правителя. Но почему-то при случае сами становятся такими. Сказку про дракона напоминает "убийца дракона сам становится драконом".

    Помните, почему почему последний мальчик в сказке смог противостоять искушению? Потому что имел точный моральный ориентир - это плохо, а это неправильно. Сам по себе ориентир не появится, а значит над ним надо работать.

    Пока в обществе процветает идея "чем больше зарабатываешь и меньше работаешь, тем круче", толку не будет. Ни от чего не будет.

  • Иван Петрович

    Цитата:
    "Они живут с нами, растут с нами"

    "моральный ориентир - это плохо, а это неправильно. Сам по себе ориентир не появится "

    Genbor, об том и речь. "Им" тоже нужно объяснить про моральный ориентир, помочь в борьбе с искушением. Сейчас глистопрослойка пребывает в убеждении, что их способ жизни - единственно правильный, поскольку доступ в скоростные лифты наверх открываются только тем, кто ворует и обманывает. Такой силлогизм: Воры богаты. Богатым быть хорошо. Вором быть хорошо. Это убеждение можно поколебать лишь одним способом - ежедневным напоминанием о том, что воровать - не хорошо, что окружающим это не нравится.

    Как-то так.


  • НатальяС

    Цитата:
    " Причем предлагаемый метод действует лучше всего в исполнении простых граждан – не предпринимателей, которым есть что терять, и не чиновников, которым меняться незачем – а обычных наемных работников, получающих зарплату за свой труд. "

    Ошибочка по наёмным работникам. Довелось мне как-то написать жалобу, уж очень по-хамски мне ответила одна чиновница по моему личному вопросу. На следующий день мой работодатель-ИП меня вызвал с требованием объяснений. То есть ему позвонили, попросили поговорить.