ЕСН

Аренда персонала: минимизируем ЕСН

Аутстаффинг (или говоря по-простому – аренда персонала) довольно широко распространен на Западе. А в нашей стране это один из способов оптимизации ЕСН. О том, как можно сэкономить на социальном налоге, нанимая на работу сотрудников других фирм, и пойдет речь в данной статье.

Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия»

Аутстаффинг (или говоря по-простому – аренда персонала) довольно широко распространен на Западе. А в нашей стране это один из способов оптимизации ЕСН. О том, как можно сэкономить на социальном налоге, нанимая на работу сотрудников других фирм, и пойдет речь в данной статье.

Льготные организации

Суть схемы в следующем. Фирма выводит персонал за штат. Уволенных сотрудников берет к себе на работу организация, у которой есть льгота по ЕСН. После этого она передает их вам в аренду. А арендные платежи можно списать на прочие расходы, которые уменьшают налог на прибыль (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Естественно, в составе арендных платежей, кроме средств, которые фирма-партнер будет тратить на ваших сотрудников, будет и ее вознаграждение за оказываемую услугу.

Чтобы не вызвать у проверяющих подозрений, безопаснее арендовать новых сотрудников. И, в любом случае, проведите с «арендуемыми» работниками инструктаж. Как правило, никто из них в глаза не видел представителя компании, с которой они заключили новые трудовые договоры. Поэтому инспекторы очень быстро распознают схему. Им достаточно побеседовать с людьми, чтобы убедиться в их полной неосведомленности о своем работодателе. Ведь аренда происходит лишь формально, на бумаге. Никаких переездов нет. Все люди продолжают работать на своих местах.

В договоре аренды четко разделите между сторонами обязанности по охране труда и технике безопасности. Лучше, когда организацию работы берет на себя заказчик, а обеспечение работников всем необходимым (спецодеждой, питанием) – арендодатель. Ведь если спецодежду выдаст арендатор, то он не сможет списать ее на расходы, поскольку работники в его штате не числятся.

Предмет договора можно сформулировать так:

Договор

аренды персонала

<…>

2.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется предоставить Заказчику производственный персонал в количестве 25 человек определенных профессий и квалификации согласно приложению 1.

2.2. Предоставленные работники обязаны соблюдать на объектах Заказчика требования техники безопасности и трудовой распорядок, бережно относиться к его имуществу.

2.3. Заказчик обязан не позднее 5 числа по окончании каждого месяца перечислять арендную плату в сумме 450 000 (Четыреста пятьдесят тысяч) рублей на расчетный счет Исполнителя (НДС не облагается на основании подп.2 п.3 ст.149 НК РФ).

2.4. Заказчик обязан обеспечить арендуемому персоналу нормальные санитарно-гигиенические и безопасные условия труда.

2.5. Срок договора:

начало – 1 июня 2006 года

окончание – 30 ноября 2006 года.

<…>

Обратите внимание: с арендованными сотрудниками нельзя заключать договор о материальной ответственности. Не стоит также выводить за штат людей, от которых зависит документооборот (директор, главбух, кассир).

Использование «упрощенцев»

Если вы не нашли организацию инвалидов, которая согласится участвовать в схеме, то есть другие варианты. От уплаты ЕСН освобождены фирмы и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.11 НК РФ). Вот у такого партнера и надо арендовать персонал.

Рассмотрим на примере, какую выгоду получит фирма, арендующая персонал у «упрощенца».

Пример 1

ЗАО «Актив» оказывает производственные услуги. Зарплата людей, занятых оказанием этих услуг, – 100 000 руб. в месяц. Выручка фирмы (без НДС) в январе составила 180 000 руб. ЕСН фирма платит по ставке 26 процентов. Предположим, что в январе и феврале помимо зарплаты других издержек у фирмы не было.

В январе «Актив» заплатил в бюджет:

– ЕСН – 26 000 руб. (100 000 руб. x 26%);

– налог на прибыль – 12 960 руб. ((180 000 руб. – 100 000 руб. – 26 000 руб.) x 24%).

Таким образом, в январе фирма потратила 138 960 руб. (100 000 + 26   000 + 12 960).

Чистая прибыль «Актива» составила 41 040 руб. (180 000 – 138 960).

В феврале «Актив» перевел свой персонал в штат ООО «Пассив», работающего по «упрощенке». Фирмы заключили договор аренды персонала. Цена договора – 100 000 руб. в месяц. Выручка «Актива» в феврале не изменилась.

«Актив» в феврале заплатил в бюджет только налог на прибыль – 19 200 руб. ((180 000 руб. – 100 000 руб.) x 24%).

Всего «Актив» израсходовал 119 200 руб. (100 000 + 19 200). Это на 19 760 руб. меньше, чем в январе.

Чистая прибыль «Актива» составила 60 800руб. (180 000 – 119 200).

–Конец примера–

Упрощенец освобожден от ЕСН, налога на прибыль, налога на имущество и НДС (ст.346.11 НК РФ). Вместо них он платит только единый налог и пенсионные взносы с зарплаты сотрудников. Поэтому аутстаффинг будет выгоден и вашему партнеру-упрощенцу, причем в большей степени, если он платит налог с доходов за вычетом расходов. Это видно из примера.

Пример 2

Воспользуемся данными предыдущего примера.

У «Пассива», предоставляющего в аренду персонал, в феврале будут такие затраты:

– зарплата работников – 80 000 руб.;

– пенсионные взносы – 11 200 руб. (80 000 руб. x 14%).

Размер единого налога зависит от варианта его расчета: 6 процентов от доходов или 15 процентов с разницы между доходами и расходами. Рассмотрим обе ситуации.

Ситуация 1 (налог платится с доходов)

Единый налог составит 7200 руб. (100 000 руб. x 6%). Его можно уменьшить на пенсионные взносы, но не более чем наполовину. Таким образом, «Пассив» должен заплатить единый налог в сумме 3600 руб. (7200 руб. : 2).

Таким образом, сдавая в аренду персонал, «Пассив» получил чистый доход в сумме:

100 000 руб. – (80 000 руб. + 11 200 руб. + 3600 руб.) = 5200 руб.

Ситуация 2 (налог платится с доходов за вычетом расходов)

Единый налог равен 1320 руб. ((100 000 руб. – 80 000 руб. – 11 200 руб.) х 15%).

Для проверки рассчитаем минимальный налог (п.6 ст.346.18). Он составит 1000 руб. (100 000 руб. х 1%). Фактический налог оказался больше, чем минимальный. Поэтому «Пассив» заплатит фактический единый налог в сумме 1320 руб.

Чистый доход «Пассива» составил:

100 000 руб. – (80 000 руб. + 11 200 руб. + 1320 руб.) = 7480 руб.

–Конец примера–

Использование иностранных компаний

Арендовать людей можно и у фирмы, которая зарегистрирована за границей. Тогда ваши сотрудники будут получать зарплату в инофирме, фактически находясь у вас. Иностранные компании, у которых нет представительства на территории России, ЕСН не платят. Вашей российской фирме начислять его тоже не на что.

И не надо бояться налога на доходы по ставке 30 процентов, которая действует для нерезидентов. Ведь ваши сотрудники только числятся за рубежом, а на самом деле являются резидентами России. Дело в том, что они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году. Значит, будут платить НДФЛ по ставке 13 процентов. Однако работникам-«иностранцам» придется это делать самим и по окончании года подавать налоговую декларацию.

Со стоимости услуги по предоставлению персонала инофирма должна заплатить НДС. За нее это сделает ваша российская компания как налоговый агент. Дело в том, что местом реализации таких услуг является территория России, поскольку персонал работает именно здесь (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Кстати, агентский НДС можно принять к вычету.

Налог на прибыль за иностранного партнера вам платить не придется. Это следует из пункта 2 статьи 309 НК РФ.

Начать дискуссию

Продолжительность ненормированного рабочего дня будет ограничена

Работодателей обяжут ограничить время ненормированной занятости до 120 часов в год. Им придется записывать каждый час переработки и предоставлять сотрудникам долгий отпуск

Банки

Почти 80% платежей в юанях отправляются обратно в Россию

Китайские банки задерживают транзакции, а потом могут их отметить без объяснения причин. С клиентов удерживают комиссию даже при неисполненном переводе.

Управленческая и бухгалтерская прибыль: в чем разница, какая нужна предпринимателю и как рассчитать

Цель любого бизнеса — получение прибыли. В упрощенном понимании прибыль — это разница между доходами и расходами компании. При этом следует различать прибыль бухгалтерскую и управленческую. Поговорим о разнице между этими понятиями и их важности в учете компании.

Управленческая и бухгалтерская прибыль: в чем разница, какая нужна предпринимателю и как рассчитать

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ФСБУ НМА

Когда права по лицензионному договору не признаются нематериальными активами

Лицензионными договорами часто предусматривается оказание лицензиаром лицензиату услуг по обслуживанию программ, а также по их обновлению. Иногда затруднительно отделить права лицензиата с признаками НМА от прав на получение услуг в обмен на вознаграждение.

Депутаты хотят конфисковывать имущество всех ближайших родственников коррупционеров

Коррупционеры пользуются пробелами в законодательстве и оформляют активы на близких родственников, чтобы их ценности, деньги и имущество не попало под госконтроль. Это собираются изменить.

Отчетность

Изменения порядка представления ОДДС и иных финансовых активов по счетам в иностранных банках

22.05.2024 в ПП от 28.12.2005 № 819 были внесены новые положения, предусматривающие обязанность российских организаций (валютных резидентов РФ), входящих в МГК, направлять в ИФНС отчеты, содержащие содержащие сведения о финансовых операциях других участников группы.

Изменения порядка представления ОДДС и иных финансовых активов по счетам в иностранных банках
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

При перевозке груза за границей российская компания сама платит свой налог на прибыль

При выплате дохода иностранной компании, в том числе за международную перевозку, российская компания-заказчик будет налоговым агентом по налогу на прибыль.

Как удаленно открыть ИП без посещения налоговой: пошаговая инструкция

Зарегистрировать ИП можно полностью онлайн, личный визит в налоговую инспекцию или МФЦ не нужен. Это позволяет существенно сэкономить время и упростить процедуру открытия своего дела. Разберем, как пройти регистрацию ИП удаленно, какие документы и инструменты для этого понадобятся.

Как удаленно открыть ИП без посещения налоговой: пошаговая инструкция
Электронные подписи

Где хранить электронную подпись и как вести документооборот?

Вопрос о том, нужно ли подписывать документы электронно, уже не стоит — с каждым годом все больше компаний отказываются от бумажных договоров в пользу современных сервисов. Рассказываем об особенностях подписания документов на компьютере с помощью токена, в мобильном приложении и в веб-интерфейсе.

Где хранить электронную подпись и как вести документооборот?

Экспертные разборы за неделю: как оплачивать работу в выходные, вести документооборот и отвечать на требования

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

Странные вещи на маркетплейсах. Плед-лаваш, свечи-хинкали и асфальт

Понедельник — день тяжелый, давайте добавим в него капельку юмора. Собрали необычные вещи, которые продают сейчас на маркетплейсах. Для кого-то — кринж, а для кого-то — необычный подарок. На чьей вы стороне?

Странные вещи на маркетплейсах. Плед-лаваш, свечи-хинкали и асфальт
Зарплата

По одной должности должны быть одинаковые оклады, но зарплата может быть разной

Если сотрудники имеют одинаковую квалификацию, занимают одинаковую должность, выполняют один и тот же объем аналогичной работы и одинаковые условия ее выполнения, установление разных окладов неправомерно.

Банки

Вступил в силу закон об обязанности банков возвращать деньги, сворованные мошенниками. Почему я переживаю, что все пойдет наперекосяк?

Думаю, вам тоже иногда звонили такие люди, которые «С вашего счета сейчас переводятся деньги, назовите код из смс-ки»?

Малому и среднему бизнесу отменят две льготные программы кредитования

Предприниматели не смогут привлекать финансирование по двум программам — «1764» и инвестиционной для бизнеса из приоритетных отраслей.

Инвестиции

Перегретая экономика. Почему важно инвестировать во внутреннее производство при переизбытке средств?

Современная экономика нередко сталкивается с проблемой перегрева, когда внутри государства находится слишком большое количество денежных средств. Этот феномен может иметь негативные последствия для экономического развития и стабильности страны. Давайте разберемся, почему слишком много денег в экономике может быть не совсем хорошо.

1

🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа

Новая акция на «Клерке»! Успейте приобрести курсы по управленческому учету, маркетплейсам, ВЭД, НДС и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа
Маркетплейсы

Как продавать продукты для ЗОЖ на маркетплейсах: история компании «Народная Здрава»

Бренд «Народная Здрава» производит товары для сторонников ЗОЖ: обезжиренную муку, урбечи, ореховые пасты, чай, травяные сборы и другие товары. Но самый популярный товар с момента запуска бизнеса — это сыродавленные растительные масла. Сейчас в ассортименте 19 видов масел, есть даже масла из грецкого ореха, мака, конопли и черного тмина — как говорится, на любой вкус и цвет.

Как продавать продукты для ЗОЖ на маркетплейсах: история компании «Народная Здрава»
УСН

С 2025 года — новые лимиты перехода на УСН и сохранения права на нее

На УСН с 2025 года можно будет перейти, если доходы за 9 месяцев 2024 года не превысят 337,5 млн рублей.

Доходы садоводов-активистов облагаются НДФЛ и страховыми взносами

Если врачи и учителя платят НДФЛ, то почему член садового товарищества не должен его платить.

Интересные материалы

Кредитование

Денег нет, но вы держитесь

Власти рассматривают сворачивание льготных программ кредитования МСП, при котором выдача новых займов будет приостановлена. Дело в том, что это становится дорого для госбюджета. Ведь ключевая ставка теперь 18%.