По решению руководителя дошкольного образовательного бюджетного учреждения сотрудники обеспечиваются горячим питанием непосредственно в организации. Стоимость такого питания (в размере стоимости использованных для приготовления пищи продуктов питания) впоследствии удерживается из их заработной платы. Какие корреспонденции счетов бухгалтерского учета могут применяться в данном случае?
Бухгалтер детского сада, г. Курган
Из содержания вопроса, по сути, следует, что средства в виде бюджетных субсидий на обеспечение сотрудников бюджетного учреждения горячим питанием учредителем в настоящее время не предоставляются.
Следовательно, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля и налоговыми органами, операции, связанные с организацией питания сотрудников, должны учитываться учреждением обособленно, в рамках приносящей доход деятельности.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми детских дошкольных учреждений и реализуемых в указанных учреждениях. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, предназначенных для использования в необлагаемых НДС операциях, учитываются в стоимости таких товаров (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Продукты питания, из которых готовятся блюда для детей, в рассматриваемой ситуации приобретаются за счет средств бюджетных субсидий.
Если приготовление горячего питания для сотрудников осуществляется из специально приобретенных с этой целью продуктов питания, то организация бухгалтерского учета, как правило, затруднений не вызывает – при таких обстоятельствах речь просто идет об изготовлении и реализации в рамках приносящей доход деятельности готовой продукции(горячих блюд).
Однако на практике организовать в детском дошкольном учреждении приобретение продуктов питания за счет нескольких источников финансового обеспечения достаточно затруднительно. Как правило, в ситуациях, подобных рассматриваемой, продукты питания в полном объеме приобретаются за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. А при таких обстоятельствах можно вести речь о направлении денежных средств в пределах их остатка на лицевом счете на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности). Следовательно, необходимо применять счет 0 304 06 000 “Расчеты с прочими кредиторами” (пп.146, 147 Инструкции № 174н).
В рассматриваемой ситуации существуют риски квалификации действий должностных лиц учреждения в качестве нарушения трудового законодательства. Дело в том, что решение работодателя по удержанию из заработной платы работников сумм, равных стоимости предоставленного им горячего питания, даже при наличии соответствующих условий в трудовых договорах или заявлений работников не в полной мере соответствует требованиям ст. 137, 138 ТК РФ. В данном случае было бы целесообразно предоставить сотрудникам возможность после получения всей суммы причитающейся им заработной платы распорядиться деньгами по их личному усмотрению, в частности, вернуть работодателю сумму, израсходованную на организацию питания.
Далее рассмотрим корреспонденции счетов бухгалтерского учета, которые могут применяться бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации:
- оприходованы продукты питания, приобретенные в рамках деятельности по выполнению госзадания:
Дебет 4 105 32 340
Кредит 4 302 34 730;
- произведена оплата поставщику продуктов питания:
увеличение по забалансовому счету 18:
Дебет 4 302 34 830
Кредит 4 201 11 610;
- стоимость израсходованных на приготовление пищи для детей продуктов питания учтена при формировании себестоимости госуслуги:
Дебет 4 109 60 272
Кредит 4 105 32 440;
- на основании информации, содержащейся в Меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), принято решение об использовании части продуктов питания на приготовление пищи для сотрудников учреждения:
Дебет 4 304 06 830
Кредит 4 105 32 340;
Дебет 2 105 32 340
Кредит 2 304 06 730;
- стоимость израсходованных на приготовление пищи для сотрудников продуктов питания учтена при формировании себестоимости питания:
Дебет 2 109 60 272
Кредит 2 105 32 440;
- по итогам месяца в учете отражена стоимость питания сотрудников (по фактической себестоимости)*:
Дебет 2 105 37 340
Кредит 2 109 60 272;
- отражен доход от реализации готовой продукции (в сумме, подлежащей удержанию из заработной платы сотрудников, в счет оплаты стоимости питания):
Дебет 2 205 31 560
Кредит 2 401 10 130;
- отражена реализация готовой продукции (по фактической себестоимости питания, предоставленного сотрудникам в течение месяца):
Дебет 2 401 10 130
Кредит 2 105 37 440;
- из заработной платы удержана сумма в счет оплаты стоимости питания:
Дебет 4 302 11 830
Кредит 4 304 03 730;
- средства, удержанные из заработной платы, направлены на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств субсидии на выполнение госзадания:
Дебет 4 304 03 830
Кредит 4 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830
Кредит 2 205 31 660.
Учитывая положения п. 4 Инструкции № 174н, возможность применения приведенных выше корреспонденций бюджетному учреждению желательно согласовать с соответствующим финансовым органом или учредителем.
* Фактическая себестоимость питания, предоставляемого работникам, может включать и иные
расходы, связанные с его приготовлением. По общему правилу такие расходы должны учитываться при определении суммы компенсации, удерживаемой с работников.
На вопрос отвечал В. В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №7, июль 2012 г.
Начать дискуссию