Высокие социальные обязательства и все более реальные проблемы с наполнением доходной части бюджета России, заставляют фискальные органы искать новые возможности для взыскания налогов. Наиболее показательна, в этой связи, высокая активность Росфинмониторинга, который подготовил очередной фискальный проект.
Пару недель назад Минэкономразвития вынес на публичное обсуждение новый законопроект, вносящий изменения в Налоговый Кодекс и в Закон «О банках и банковской деятельности». Инициатором данного проекта выступил Росфинмониторинг.
Следует отметить, сразу, что Росфинмониторинг – это именно та самая структура, которая «борясь» с отмыванием денежных средств и с финансированием терроризма, способствовала тому, чтобы российские банки ежедневно сообщали о десятках тысяч «подозрительных» операций (если их величина превышает 600 тысяч рублей). Вместе с тем, эффективность РФМ в работе с полученным массивом информации не высока (в среднем за год, действительно «отмывочных» операций выявляется не более, чем на пару миллиардов рублей, при том, что совокупная величина «подозрительных» уведомлений, по которым банки вынуждены собирать информацию оценивается в десятки триллионов рублей в год).
Но, очевидно, сам Росфинмониторинг свою деятельность считает крайне успешной. Потому и решил клонировать свой опыт и преподнести банкирам (а также и всем остальным жителям нашей большой страны) очередной сюрприз. По задумке РФМ, будет очень здорово, если банкиры начнут сообщать, теперь уже в налоговые органы, об открытии и закрытии счетов и вкладов граждан и обо всех прочих операциях по ним. Само собой, все должно происходить по-армейски быстро: информация должна передаваться в течение 3-х дней с момента совершения операции.
Не следует забывать, что мы не в Швейцарии живем, поэтому подобную информацию налоговики могут получить и сейчас. Другой вопрос, что раскрывается такая информация сегодня только по решению суда.
Одним словом банковскую тайну в России предлагают отменить. Причем, большинство экспертов оценивают шансы реализации указанного законопроекта как «очень высокие».
А раз так, давайте попытаемся оценить, в какой реальности нам предстоит существовать, например, с 1-го января 2014 года.
Шансы того, что тотальный контроль начнется раньше – невелики.
Во-первых, законопроект еще не принят.
Во-вторых, налоговикам обрабатывать подобный поток информации пока просто нечем. Само собой разумеется, что под новые задачи потребуется дополнительный набор персонала мытарей и строительство нового центра обработки данных (что очень затратно, вообще-то). Например, Сбербанк потратил на новый ЦОД порядка $1 млрд.
В-третьих, подготовиться и потратиться придется и банкам: на настройку своих операционных систем, обучение и найм соответствующих сотрудников и т. д.
Кто за все это заплатит?
Понятно кто. Конечно, сознательные налогоплательщики.
Причем надеяться, что указанные затраты (напомню, как минимум, $1 млрд., а скорее – все $3 млрд.) окупятся (вот, создадим ЦОД и как заживем!) особенно не приходится.
Во-первых, перед глазами существует опыт «эффективной» работы того, кто все это предложил.
Во-вторых, надеяться на то, что махровые налоговые уклонисты будут размещать свои нелегитимные доходы на счетах в российских банках и дожидаться вопросов от налоговых органов – наивно, как минимум.
В-третьих, конечно, кто-то в «лапы» фискалов все-таки угодит. Но кто это будет? Скорее всего, какой-то далекий от налогового планирования индивидуум, получающий зарплату на карточку (или налом) и даже не подозревающий, что работодатель с нее не платит налоги. Станет ли это проблемой работодателя? Скорее всего, нет. Но вот получивший от Родины штрафы и пени честный трудяга нести свои кровные в банк, чтобы купить жене сапоги, наверняка, перестанет.
В-четвертых, банкиры без сомнения столкнутся с оттоком вкладов. Ведь, что называется «по-мелочи» не декларируют свои доходы в России очень многие. Но из этих мелочей и копятся банковские пассивы и возвращаются банковские кредиты. Очевидно, что более целесообразным подобное мелкое большинство посчитает потратить «серые» доходы на текущее потребление.
Не закачаются ли в этой связи некоторые банки – это большой вопрос. Агентство по страхованию вкладов, кстати, тоже существует за счет честных налогоплательщиков.
В-пятых, вот кто ТОЧНО не пострадает, так это – «Богатые»! Продуманные налоговые уклонисты российский банковский сектор, как какое-то убежище, вообще не рассматривают. Они принципиально с ним не работают. Там, где они обитают (Швейцария, Австрия и Лихтенштейн или «бюджетные» Латвия и Кипр) к их деньгам относятся с трепетом и ни о каком обмене информацией с Россией и слышать не хотят.
Для тех же богатых, которые не желают получать мизерные швейцарские проценты на свои депозиты, давно придуман механизм «фидуциарного депозита» (который позволяет размещать деньги, например, в российском банке под высокие проценты от имени иностранного банка, а не российского физического лица, т.е. абсолютно конфиденциально).
Почему мне представляется, что все будет именно так?
А вы обратите внимание на пресловутую борьбу с российской коррупцией. Вроде бы и законы о контроле расходов чиновников и членов их семей есть. И декларации они подают, и декларации эти силовики проверяют. И количество чиновников все-таки меньше, чем 143 млн. населения нашей страны. Т.е. проверить их точно легче.
А эффект – где?
Кого посадили? Кому доначислили налоги? Ну, или хотя бы сняли с должности?
Или есть иное мнение на этот счет?
Комментарии
10Столкнулись в прошлом году с росфиннадзором, который оштрафовал на 50 тыров за просрочку в 2 дня подачи в банк сведений по валютному контролю. Больше не хотим. Суровые дядьки, бюджет пополняют исправно, но о борьбе с отмывкой там ИМХО вопрос не стоит.