Бюджетный учет

Учетная политика в государственном (муниципальном) учреждении

Одним из основных документов, регламентирую­щих финансовую деятельность учреждения, явля­ется учетная политика.

Одним из основных документов, регламентирую­щих финансовую деятельность учреждения, явля­ется учетная политика. Как правильно ее соста­вить, рассказывает эксперт - Елена Леонтьева.

- Что включает в себя структу­ра учетной политики?

- Типовая структура учетной поли­тики включает общие положения, по­рядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финан­сово-хозяйственной деятельности, ор­ганизацию бухгалтерского (бюджетно­го) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, представления бюд­жетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

Пунктом 6 Инструкции № 157н определен перечень документов, ко­торые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обяза­тельств; порядок проведения инвента­ризации имущества и обязательств; правила документооборота и техноло­гии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первичных сводных учетных документов; формы первичных учетных документов, при­меняемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым зако­нодательством не установлены обязательные формы; порядок орга­низации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.

- Часто бухгалтерами задается вопрос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?

- Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, кото­рые сомневаются в том, что они нарав­не с казенными и бюджетными учрежде­ниями должны организовывать учетную политику.

В пункте 1 Инструкции № 157н пере­числены субъекты учета, которые фор­мируют учетную политику. Это органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, органы управ­ления государственными внебюджет­ными фондами, государственные академии наук, государственные, муни­ципальные учреждения, иные юридиче­ские лица, осуществляющие полномо­чия получателя бюджетных средств, финансовые органы и органы феде­рального казначейства.

Обратите внимание на термин «го­сударственные, муниципальные уч­реждения». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Инструкции № 157н они должны в обязательном порядке формировать учетную политику.

- Обязаны ли учреждения форми­ровать рабочий план счетов бух­галтерского (бюджетного) учета?

- Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, 174н 183н. У кого-то нет опера­ций по расчетам по государственному долгу, какое-то учреждение не являет­ся администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казен­ные учреждения или органы власти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из это­го, делаем вывод, что каждое учрежде­ние должно в обязательном порядке разработать свой рабочий план счетов учета.

При разработке рабочего плана счетов необходимо учесть ряд поло­жений. Например, казенные учрежде­ния используют бюджетную классифи­кацию Российской Федерации. Будет правильно прописать КБК, КДБ (код доходов бюджета), КРБ (код расходов бюджета), соответствующие операци­ям коды КОСГУ (доходов или расхо­дов), не забывая о порядке включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджет­ного учета. Бухгалтерская проводка выстраивается исходя из рабочего плана счетов. От того, насколько гра­мотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько правильно впоследствии будет составлена и от­четность учреждения.

- Имеет ли право учреждение вводить дополнительные анали­тические коды счетов учета?

- Да, имеет. В пункте 1 Инструкции № 157н написано, что субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной инструкцией, вводить до­полнительные аналитические коды синтетических счетов единого плана счетов. При этом учреждение самосто­ятельно определяет, в каких разделах учета ему необходима детализация аналитики (по основным средствам, материальным запасам, материально ответственным лицам и пр.). Напри­мер, бухгалтер имеет право детализи­ровать удержания из заработной пла­ты по их видам: исполнительные листы, алименты и пр.

В соответствии с Инструкцией № 157н структура счета состоит из 26 знаков, аналитические коды могут быть зашифрованы в 27-29-м знаках. В таблице структуры счетов, которую составляет бухгалтер, необходимо сде­лать дополнительные колонки «Анали­тические коды счетов». И закрепить это в учетной политике.

- Может ли учреждение самосто­ятельно утвердить корреспонден­цию счетов в учетной политике?

- Инструкции № 162н, 174н, 183н со­держат далеко не все варианты кор­респонденции счетов, отражающих раз­личные хозяйственные операции учреждения. Однако каждая опера­ция должна быть отражена на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета.

Учреждение не имеет права само­стоятельно устанавливать корреспон­денцию счетов. Но может разработать ее и согласовать с главным распоря­дителем бюджетных средств (учреди­телем) или органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом. Дело в том, что главный распорядитель (учредитель) формирует сводную отчетность и несет полную ответственность за показатели, кото­рые каждое подведомственное ему учреждение отражает у себя в учете и соответственно в отчетности.

На уровне федерального бюджета ситуация с внесением «своей» коррес­понденции счетов встречается до­вольно часто. Главные распорядители средств федерального бюджета обра­щаются в Минфин за разъяснением отражения в учете тех или иных опе­раций. Минфин направляет разъясни­тельные письма по корреспонденции счетов. Затем в учетной политике ут­верждаются необходимые бухгалтер­ские проводки, в т. ч. и на основании полученных разъяснений.

- В Инструкции № 157н появилось новое понятие - «комиссия по по­ступлению и выбытию активов». Что оно в себя включает?

- В числе функций комиссии - оприходование объектов, имущества, которые выявлены в процессе инвен­таризации либо получены в результате безвозмездной передачи. Под безвоз­мездной передачей понимается даре­ние (с оформлением договора) либо благотворительная акция. Действия ко­миссии в этом случае регламентируют­ся пп. 25, 34 Инструкции № 157н.

В учетной политике обязательно должен быть закреплен состав членов комиссии, которая будет работать во всех направлениях, касающихся по­ступлений и выбытия нефинансовых активов. Например, по договору даре­ния учреждению передали компью­тер. Цена - неизвестна (в договоре да­рения стоимость не оговаривается). Поэтому бухгалтеру необходимо по­лучить экспертное заключение по ней. Он может почерпнуть сведения о стоимости объекта (проанализиро­вав аналогичные товары) из любых ис­точников: Интернета, печатных СМИ, от торгующей организации и пр. Да­лее собирается комиссия, которая вы­носит решение о принятии объекта к учету по определенной стоимости. Бухгалтер ставит объект на баланс в соответствии с этим решением.

Выбытие материальных запасов может осуществляться либо по их фактической стоимости, либо по сред­ней фактической стоимости, либо по стоимости первого или последнего приобретения. Инструкция № 157н предусматривает различные способы для разных групп или видов матзапа-сов. Этот способ должен быть закреп­лен в учетной политике и непрерывно применяться в течение всего финан­сового года.

- Изменился ли порядок проведе­ния инвентаризации имущества и обязательств?

- В Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Инструкции № 157н, в Ин­струкциях № 191н и 33н закреплено обязательное требование проведе­ния инвентаризации перед составле­нием годовой отчетности. Однако со­гласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, учреждениям разре­шается  проводить инвентаризациюосновных средств 1 раз в 3 года. По­этому принятая в учреждении перио­дичность проведения инвентариза­ции должна быть обязательно закреплена в учетной политике.

- Каковы рекомендации по фор­мированию графика документо­оборота и учетных документов?

- Насколько полный вы составите график документооборота, настолько четче разделятся полномочия между структурными подразделениями уч­реждения. Особых требований к со­ставу и структуре графика Инструк­ция № 157н не предусматривает.

К нормативным актам, регламенти­рующим применение первичных учет­ных документов, относятся приказ №173н, постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1, постановление Гос­комстата от 11.11.1999 № 100 и др. Если первичный учетный документ утверж­ден одним из этих актов, то учрежде­ние обязано оформлять его согласно принятой форме (без структурных из­менений!). Например, форма авансо­вого отчета утверждена приказом № 173н. Учреждение имеет право рас­ширить колонки, распечатать данную форму на листе формата А4 или A3. Но менять состав информации, содер­жащейся в документе, удалять часть реквизитов - запрещается. А вот если учреждение применяет документ, ко­торый не унифицирован, то его форму следует закрепить в учетной политике, не забывая об обязательных реквизи­тах (п. 7 Инструкции № 157н): наимено­вание и дата составления, наименова­ние участника и содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выраже­нии, наименование должностей и лич­ные подписи указанных лиц.

- Каким образом должна выстраиваться система внутреннего финансового контроля учреждения?

- Положение о контроле является одним из определяющих документов. Внутренний контроль - это процесс управления деятельностью учрежде­ния, ориентированный на обеспече­ние ее эффективности. Контроль состо­ит из трех направлений: наблюдение за работой учреждения, выявление допу­щенных отклонений и нарушений, при­нятие мер по предупреждению и устра­нению нарушений. Выделяют виды контроля: предварительный, текущий и последующий.

Четких указаний, каким должно быть Положение о внутреннем финан­совом контроле, Инструкция № 157н не содержит. Необходимо составить доку­мент, где будет описан порядок осу­ществления контроля в учреждении, все мероприятия контрольного ха­рактера. Например, в январе осу­ществляется проверка целевого на­правления платежей или расходов по контрактам. В апреле - полнота начис­ления зарплаты. В июле при формиро­вании полугодовой отчетности - про­верка форм отчетности, соблюдения контрольных соотношений взаимо­увязанных отчетных форм и т. д.

Не следует забывать и непосред­ственно об отчетности. В текстовой ча­сти пояснительной записки (ф. 0503760), есть приложение 5, в нем также долж­ны быть отражены мероприятия внут­реннего финансового контроля.

Источник: журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги".  Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.

В сентябре специалисты Минфина России отвечают на вопросы подписчиков журнала на бесплатных online-семинарах!

Начать дискуссию