Одним из основных документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждения, является учетная политика. Как правильно ее составить, рассказывает эксперт - Елена Леонтьева.
- Что включает в себя структура учетной политики?
- Типовая структура учетной политики включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйственной деятельности, организацию бухгалтерского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.
Пунктом 6 Инструкции № 157н определен перечень документов, которые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первичных сводных учетных документов; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы; порядок организации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.
- Часто бухгалтерами задается вопрос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?
- Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, которые сомневаются в том, что они наравне с казенными и бюджетными учреждениями должны организовывать учетную политику.
В пункте 1 Инструкции № 157н перечислены субъекты учета, которые формируют учетную политику. Это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные, муниципальные учреждения, иные юридические лица, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, финансовые органы и органы федерального казначейства.
Обратите внимание на термин «государственные, муниципальные учреждения». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Инструкции № 157н они должны в обязательном порядке формировать учетную политику.
- Обязаны ли учреждения формировать рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета?
- Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, 174н 183н. У кого-то нет операций по расчетам по государственному долгу, какое-то учреждение не является администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казенные учреждения или органы власти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из этого, делаем вывод, что каждое учреждение должно в обязательном порядке разработать свой рабочий план счетов учета.
При разработке рабочего плана счетов необходимо учесть ряд положений. Например, казенные учреждения используют бюджетную классификацию Российской Федерации. Будет правильно прописать КБК, КДБ (код доходов бюджета), КРБ (код расходов бюджета), соответствующие операциям коды КОСГУ (доходов или расходов), не забывая о порядке включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджетного учета. Бухгалтерская проводка выстраивается исходя из рабочего плана счетов. От того, насколько грамотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько правильно впоследствии будет составлена и отчетность учреждения.
- Имеет ли право учреждение вводить дополнительные аналитические коды счетов учета?
- Да, имеет. В пункте 1 Инструкции № 157н написано, что субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной инструкцией, вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов единого плана счетов. При этом учреждение самостоятельно определяет, в каких разделах учета ему необходима детализация аналитики (по основным средствам, материальным запасам, материально ответственным лицам и пр.). Например, бухгалтер имеет право детализировать удержания из заработной платы по их видам: исполнительные листы, алименты и пр.
В соответствии с Инструкцией № 157н структура счета состоит из 26 знаков, аналитические коды могут быть зашифрованы в 27-29-м знаках. В таблице структуры счетов, которую составляет бухгалтер, необходимо сделать дополнительные колонки «Аналитические коды счетов». И закрепить это в учетной политике.
- Может ли учреждение самостоятельно утвердить корреспонденцию счетов в учетной политике?
- Инструкции № 162н, 174н, 183н содержат далеко не все варианты корреспонденции счетов, отражающих различные хозяйственные операции учреждения. Однако каждая операция должна быть отражена на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета.
Учреждение не имеет права самостоятельно устанавливать корреспонденцию счетов. Но может разработать ее и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) или органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом. Дело в том, что главный распорядитель (учредитель) формирует сводную отчетность и несет полную ответственность за показатели, которые каждое подведомственное ему учреждение отражает у себя в учете и соответственно в отчетности.
На уровне федерального бюджета ситуация с внесением «своей» корреспонденции счетов встречается довольно часто. Главные распорядители средств федерального бюджета обращаются в Минфин за разъяснением отражения в учете тех или иных операций. Минфин направляет разъяснительные письма по корреспонденции счетов. Затем в учетной политике утверждаются необходимые бухгалтерские проводки, в т. ч. и на основании полученных разъяснений.
- В Инструкции № 157н появилось новое понятие - «комиссия по поступлению и выбытию активов». Что оно в себя включает?
- В числе функций комиссии - оприходование объектов, имущества, которые выявлены в процессе инвентаризации либо получены в результате безвозмездной передачи. Под безвозмездной передачей понимается дарение (с оформлением договора) либо благотворительная акция. Действия комиссии в этом случае регламентируются пп. 25, 34 Инструкции № 157н.
В учетной политике обязательно должен быть закреплен состав членов комиссии, которая будет работать во всех направлениях, касающихся поступлений и выбытия нефинансовых активов. Например, по договору дарения учреждению передали компьютер. Цена - неизвестна (в договоре дарения стоимость не оговаривается). Поэтому бухгалтеру необходимо получить экспертное заключение по ней. Он может почерпнуть сведения о стоимости объекта (проанализировав аналогичные товары) из любых источников: Интернета, печатных СМИ, от торгующей организации и пр. Далее собирается комиссия, которая выносит решение о принятии объекта к учету по определенной стоимости. Бухгалтер ставит объект на баланс в соответствии с этим решением.
Выбытие материальных запасов может осуществляться либо по их фактической стоимости, либо по средней фактической стоимости, либо по стоимости первого или последнего приобретения. Инструкция № 157н предусматривает различные способы для разных групп или видов матзапа-сов. Этот способ должен быть закреплен в учетной политике и непрерывно применяться в течение всего финансового года.
- Изменился ли порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств?
- В Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Инструкции № 157н, в Инструкциях № 191н и 33н закреплено обязательное требование проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Однако согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, учреждениям разрешается проводить инвентаризациюосновных средств 1 раз в 3 года. Поэтому принятая в учреждении периодичность проведения инвентаризации должна быть обязательно закреплена в учетной политике.
- Каковы рекомендации по формированию графика документооборота и учетных документов?
- Насколько полный вы составите график документооборота, настолько четче разделятся полномочия между структурными подразделениями учреждения. Особых требований к составу и структуре графика Инструкция № 157н не предусматривает.
К нормативным актам, регламентирующим применение первичных учетных документов, относятся приказ №173н, постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1, постановление Госкомстата от 11.11.1999 № 100 и др. Если первичный учетный документ утвержден одним из этих актов, то учреждение обязано оформлять его согласно принятой форме (без структурных изменений!). Например, форма авансового отчета утверждена приказом № 173н. Учреждение имеет право расширить колонки, распечатать данную форму на листе формата А4 или A3. Но менять состав информации, содержащейся в документе, удалять часть реквизитов - запрещается. А вот если учреждение применяет документ, который не унифицирован, то его форму следует закрепить в учетной политике, не забывая об обязательных реквизитах (п. 7 Инструкции № 157н): наименование и дата составления, наименование участника и содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей и личные подписи указанных лиц.
- Каким образом должна выстраиваться система внутреннего финансового контроля учреждения?
- Положение о контроле является одним из определяющих документов. Внутренний контроль - это процесс управления деятельностью учреждения, ориентированный на обеспечение ее эффективности. Контроль состоит из трех направлений: наблюдение за работой учреждения, выявление допущенных отклонений и нарушений, принятие мер по предупреждению и устранению нарушений. Выделяют виды контроля: предварительный, текущий и последующий.
Четких указаний, каким должно быть Положение о внутреннем финансовом контроле, Инструкция № 157н не содержит. Необходимо составить документ, где будет описан порядок осуществления контроля в учреждении, все мероприятия контрольного характера. Например, в январе осуществляется проверка целевого направления платежей или расходов по контрактам. В апреле - полнота начисления зарплаты. В июле при формировании полугодовой отчетности - проверка форм отчетности, соблюдения контрольных соотношений взаимоувязанных отчетных форм и т. д.
Не следует забывать и непосредственно об отчетности. В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760), есть приложение 5, в нем также должны быть отражены мероприятия внутреннего финансового контроля.
Источник: журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги". Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.
В сентябре специалисты Минфина России отвечают на вопросы подписчиков журнала на бесплатных online-семинарах!
Начать дискуссию