В налоговое законодательство внесены очередные изменения. Причем некоторые из них действуют уже с 1 августа.
Уплата «вмененного» налога
С нового года переход на «вмененку» будет носить добровольный характер. А с 1 января 2018 года этот налог вообще отменят. Такое нововведение зафиксировано в пункте 8 статьи 5 Закона № 97-ФЗ.
Оформление документов
Из пункта 2 статьи 47 Налогового кодекса РФ исключено положение о том, что в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (или налогового агента) должна быть указана дата, когда решение руководителя налогового органа о взыскании налога вступило в силу.
Также установлено, что решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств теперь может направляться налоговым органом в банк только в электронной форме (п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ).
Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога, а также заявление о возмещении по решению налогового органа НДС можно подавать в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (соответствующие дополнения внесены в ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Отметим, что все эти положения вступили в силу с 1 августа 2012 года.
Сроки сдачи годовой отчетности
С нового года налогоплательщики будут обязаны представлять в инспекцию годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее чем через три месяца после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Такой же срок сдачи отчетности предусмотрен в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступает в силу с 1 января 2013 года. По действующим правилам до сих пор организации сдавали годовую бухотчетность в налоговые органы в соответствии со сроками, предусмотренными пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», – в течение 90 дней по окончании года.
Валютный контроль
Начнем с того, что валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля, в число которых входят Центральный банк РФ и Росфиннадзор, а также агентами валютного контроля, к которым, в частности, относятся налоговые органы (ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ налоговые органы в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ
Перечень документов, которые имеют право запрашивать налоговые органы в целях осуществления валютного контроля, содержится в пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. Это, в частности:
– документы о госрегистрации юридического лица;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
– документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
– уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета в банке за пределами территории Российской Федерации;
– документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
– документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
– таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из нее товаров, рублей, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
– паспорт сделки.
Учтите: налоговые органы могут запрашивать только те документы, которые относятся к проводимой валютной операции. И лишь те, которые имеются у организации: составления специальных документов для целей валютного контроля не требуется.
При этом обязательный срок для представления документов по запросам не может быть менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Запрошенные документы должны сдаваться налоговым органам в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии.
Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
ОДНОКРАТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Действующим законодательством определено: одни и те же документы предоставляются территориальному подразделению налогового органа, истребовавшему их, однократно и не подлежат повторной сдаче. Исключение составляют случаи, когда документы, уже переданные налоговым органам, утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы и когда в представленные документы внесены изменения.
Необходимо отметить, что, исходя из разъяснений, которые даны в письме ФНС России от 20 июля 2012 г. № АС-4-2/12090@, налоговый орган (как агент валютного контроля или территориальное подразделение агента валютного контроля) вправе запросить документы, связанные с проведением валютных операций, даже если эти документы уже представлялись иным территориальным подразделениям органа валютного контроля, агентам валютного контроля, территориальным подразделениям агента валютного контроля.
ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ
В случае изменения сведений, указанных в сданных документах, организация обязана сообщить об этом соответствующему агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №9, сентябрь 2012 г.
Начать дискуссию