Право

Пожизненное – это нереально

Депутат Госдумы рассказал, как необходимо бороться с пьяными водителями.
Пожизненное – это нереально
Фото Андрея Селикова, ИА «Живая Кубань»

«Человек посидел несколько дней, вышел, опять сел за руль – снова без прав и снова пьяным. И останавливать эту вакханалию необходимо более жесткими мерами, вплоть до тюремного заключения, даже если не было ДТП», – заявил газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, комментируя предложение премьер-министра и депутатов ужесточить законодательство для нетрезвых водителей.

В связи с произошедшим в минувшие выходные крупным ДТП на Минской улице столицы, в котором по вине пьяного водителя погибли семь человек, премьер-министр России Дмитрий Медведев в понедельник заявил о необходимости проанализировать возможность ужесточения ответственности за совершение ДТП на дорогах в состоянии алкогольного опьянения.

«Наверное, следует подумать о том, чтобы делать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления, потому что даже при таких страшных последствиях, как последнее ДТП в Москве и в некоторых других местах, ответственность достаточно такая умеренная за подобные преступления», – сказал Медведев на совещании с вице-премьерами, передает «Интерфакс».

По словам премьера, «пора еще раз проанализировать законодательство по ситуации на дорогах, посмотреть на те программы, которые реализуются». Медведев отметил, что некоторые программы неэффективны. Он поручил запланировать совещание под его председательством по этой тематике.

Ранее депутаты Госдумы предложили не просто ужесточить законодательство, а наказывать таких водителей пожизненным лишением свободы. В «Единой России» же собираются внести поправки в законодательство с радикальным увеличением штрафов.

Между тем старейший в России правозащитник Людмила Алексеева сомневается в том, что предложенное двадцатикратное увеличение штрафов принесет положительный результат. По ее словам, в российских условиях, когда принцип неотвратимости наказания не работает, радикальное повышение штрафов только увеличит коррупцию, передает «Интерфакс».

В понедельник в пресс-службе столичного департамента социальной защиты населения РИА «Новости» сообщили, что жертвами ДТП, которое дало новый толчок обсуждению ужесточения наказания для пьяных водителей, стали пять воспитанников детского дома-интерната № 7, а также воспитатель учреждения и ее супруг. Дети в сопровождении воспитателей в субботу днем приняли участие в церемонии награждения лауреатов VI Московского фестиваля прикладного искусства и ремесленничества для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе», которая состоялась на Поклонной горе в музее Славы.

Принять участие в церемонии награждения от учреждения были направлены пятеро воспитанников: Узбеков Дмитрий, 1995 года рождения, Мальцев Владимир, 1995 года рождения, Александрова Анастасия, 1995 года рождения, Иванова Виктория, 1996 года рождения, Регуш Джессика, 1997 года рождения. «Работы воспитанников интерната Узбекова Димы и Мальцева Вовы были отмечены жюри конкурса и представлены к награждению», – отмечается в сообщении.

Воспитанники отправились на торжественное мероприятие в сопровождении педагога дополнительного образования и ее мужа. «Выражаем слова глубокой скорби по погибшим и искренние соболезнования родственникам Ширшовой Ольги Николаевны и Ширшова Сергея Васильевича, администрации и воспитанникам Детского дома-интерната № 7», – отмечается в сообщении.

На данный момент в больнице остается одна из пострадавших в ДТП. «В институте Склифосовского проходит лечение одна женщина, которая в момент ДТП проходила мимо автобусной остановки», – рассказали «Интерфаксу» в пресс-службе департамента здравоохранения города. У пострадавшей сотрясение головного мозга.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в субботу семеро человек погибли и четверо пострадали в ДТП на западе столицы, произошедшем около 15.30 на Минской улице в Москве напротив жилого комплекса «Золотые ключи». Водитель автомобиля Toyota, находясь, по предварительным данным, в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением и, вылетев с проезжей части, врезался в группу людей, ожидавших общественный транспорт на остановке. Предположительно, скорость, с которой двигалась Toyota, составляла около 200 км/час. Позже водитель признался, что перед тем, как совершить ДТП, пил на протяжении двух дней.

О том, какого наказания заслуживают пьяные водители и какие меры нужно предпринять, чтобы снизить количество ДТП, совершаемых в нетрезвом состоянии, газете ВЗГЛЯД рассказал первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

ВЗГЛЯД: Вячеслав Иванович, ваши коллеги предложили наказывать виновников ДТП, совершивших наезды в состоянии алкогольного опьянения, пожизненным лишением свободы – как за преднамеренное убийство. Как вы относитесь к этой инициативе?

Вячеслав Лысаков: Насчет пожизненного наказания – это, конечно, нереально, неадекватно. И такое предложение не пройдет. Но надо срочно принимать меры законодательного характера, которые сделали бы существование пьяных водителей за рулем невозможным с точки зрения и административной, и уголовной ответственности.

Наказание за вождение в нетрезвом виде должно быть жестоким, но объективным. В этой связи я предлагаю вернуть критерии состояния опьянения. А просто увеличивать сроки или ужесточать административную ответственность, причесывая всех под одну гребенку, – неправильно.

Сейчас есть водители, которых лишили удостоверения за управление в состоянии опьянения. Но наряду с действительно пьяными есть очень большая группа людей, которые не пили, садясь за руль, некоторые их них вообще алкоголь не употребляют, но у них были найдены десятые или сотые доли промилле, что уже послужило основанием для лишения удостоверения. Подчеркну – к состоянию опьянения это не имеет никакого отношения.

Те, кто действительно пьет, должны наказываться более жестко, чем предусмотрено действующим законодательством. Потому что есть люди, которые уже лишены прав на 20–30 лет вперед, но, несмотря на это, продолжают ездить на машине в нетрезвом виде. Возможность ареста на срок до 15 суток их не пугает. Человек посидел несколько дней, вышел, опять сел за руль – снова без прав и снова пьяным. И останавливать эту вакханалию необходимо более жесткими мерами, вплоть до тюремного заключения, даже если не было ДТП.

Ныне существующие санкции и сроки неадекватны. За убийство одного и более людей виновный водитель получает несколько лет колонии-поселения, через некоторое время он может по условно-досрочному освобождению выйти на свободу. Но это неправильно. Даже девять лет, которые грозят виновнику в ДТП на Минской улице, – недостаточная мера. Состояние опьянения – отягчающее вину обстоятельство, и оно должно прибавлять к сроку реальное количество лет. Не два года, а значительно больше, может, надо составить срок лет до 15.

ВЗГЛЯД: Вы предлагаете наказывать тюремным заключением пьяного водителя, еще не совершившего ДТП, даже если он попался впервые?

В.Л.: В данном случае требуется ужесточение наказание не только за управление автомобилем в пьяном виде, но и за многократные нарушения.

Статистика показывает, что виновниками аварий с самыми тяжелыми последствиями, как правило, являются те, кто неоднократно нарушал ПДД. Это подтверждается и ДТП, произошедшим на Минской улице. Этот урод в течение двух суток пил, а потом развил скорость под 200 км в час и отправил на тот свет пятерых детей, он уже лишался удостоверения за пьянство и подвергался различным штрафам, в том числе и за превышение скоростного режима. И другие случаи говорят о том, что прежде чем произойти трагедии, ее виновник многократно подвергался штрафам. Поэтому надо продумать систему прогрессивного наказания, в зависимости от количества нарушений.

В настоящее время, нарушил ли водитель в первый раз ПДД или в 31-й раз, никакой разницы нет. Правонарушитель платит сумму штрафа, которая может быть и 300 рублей, и 500 рублей, и тысяча, и штрафы совершенно не дисциплинируют водителей.

ВЗГЛЯД: С помощью каких мер, кроме ужесточения законодательства, можно снизить число аварий, совершаемых пьяными водителями?

В.Л.: Надо продумать не только возможность лишения водительского удостоверения, но и конфискацию транспортного средства. Ведь именно автомобиль является орудием убийства и, соответственно, этот источник повышенной опасности у правонарушителя надо изъять, пока дело не дошло до беды. Даже если автомобиль не принадлежит правонарушителю. Тот, кто дает свой транспорт людям, ведущим асоциальный образ жизни, должен нести солидарную ответственность, в том числе и финансовую. Если человек не понимает многократных предупреждений в виде штрафа, то ждать, пока кто-то из-за его вины погибнет, государство и общество не могут. Думаю, в этой сфере до конца года депутаты предложат ряд законодательных мер.

Кроме того, как уже говорил, надо вернуть критерии, пусть это будет 0,2 промилле, тогда туда попадут случаи погрешностей при измерениях. 0,2 промилле всего лишь в 2–3 раза превышает погрешности. Например, такой предел существует в Швеции. В этой стране оставили этот зазор для того, чтобы под наказание не попали люди не пьющие, но имеющие специфический обменный процесс, принимающие лекарственные препараты...

ВЗГЛЯД: «Единая Россия» намерена предложить увеличить штраф за вождение автомобиля в пьяном виде как минимум в 20 раз? Это разумная мера?

В.Л.: В России максимальный штраф составляет 5 тыс. рублей. Конечно, для злостных нарушителей это несерьезная сумма. Да и те суммы, о которых я выше говорил, людей не дисциплинируют. Поэтому надо будет поднимать планку максимально высоко, но с учетом того, что нарушение будет документально доказано, в том числе с помощью видеорегистраторов. И самое главное, чтобы наказание было неотвратимо. Если человек уходит от него, находит пути, как его обойти, то эффективность в таком случае будет стремиться к нулю.

ВЗГЛЯД: Недавно красноярские госавтоинспекторы составили черный список водителей, которые часто совершают правонарушения. Может быть, стоит ввести такой список по всей России?

В.Л.: Несмотря на то, что многие правозащитники будут говорить о нарушении прав человека, думаю, что любые действия, мероприятия, которые могут снизить количество аварий и нарушений, должны приветствоваться. Может быть, это кого-то и ущемит, но если сам факт появления информации о правонарушителях в открытом доступе остановит любителя нарушать ПДД от необдуманного поступка, то можно реально сохранить чью-то жизнь.

ВЗГЛЯД: Стоит ли взять под контроль автошколы и получение водительских прав, ввести специальные тесты, которые бы выявляли потенциальных правонарушителей?

В.Л.: Уже говорили о том, что процессы получения водительских удостоверений должны быть прозрачными, в приемных экзаменах должны помимо сотрудников ГАИ участвовать представители общественных организаций, в том числе и профессионального сообщества. Только общественный контроль позволит сделать процесс прозрачным и объективным.

К сожалению, в России продолжают покупать водительские удостоверения. Если есть желающие купить, значит, есть и желающие продать. Этот процесс имеет определенный масштаб, который нам сложно оценить. Тем самым общество показывает свою ущербность и нездоровость. Это порочная практика. И всем вместе нужно думать, каким образом надо ее минимизировать. Но процесс очень сложный, потому что это та коррупционная составляющая, которая проникла во все органы нашей жизни. Но прежде всего нужно начинать с себя.

ВЗГЛЯД: А как с проблемой пьяных водителей за рулем борются в других странах, насколько жесткое законодательство?

В.Л.: Каждая страна по-разному решает проблему с пьяными водителями: в тюрьму сажают, штрафы большие устанавливают, лишают автомобиля за нарушение ПДД, существует некая балльная система. Надо учесть мировой опыт, собственную правоохранительную практику и принять наиболее эффективные методы, способы борьбы с проблемой. Самое жесткое законодательство в исламских странах, но там вообще алкоголь нельзя принимать. Нам их опыт не подходит.


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • А.И.В.
    Всё разговоры... дела нет и не будет. Этот отморозок ,что сбил детей - просто ничей не родственник, не депутат, не ФСБшник, не поп на BMW, и т.п. - вот поэтому и загремит в тюрьму, благо уж очень вопиющий случай. А все вышеперечисленные и дальше будут безнаказаны, и ни причём тут никакая коррупция: они не откупаются, они - "в законе", и не для них пишутся указы и приказы.


  • НатальяС


    Ну, примут пожизненное. Сидеть будет за виновника ДТП какой-нибудь таджик, а виновник ДТП под другим паспортом жить будет припеваючи.