Кассовые операции

Кассовая статистика инспекторов

Почти год индивидуальные предприниматели изучают тонкости ведения кассовой дисциплины, разбираются в необходимости заполнения авансовых отчётов, особенностях составления приходных и расходных кассовых ордеров. В свою очередь, налоговые инспекторы, получив официальное руководство, приступили к проведению проверок.

Почти год индивидуальные предприниматели изучают тонкости ведения кассовой дисциплины, разбираются в необходимости заполнения авансовых отчётов, особенностях составления приходных и расходных кассовых ордеров. В свою очередь, налоговые инспекторы, получив официальное руководство, приступили к проведению проверок. Итоги первого полугодия проанализировал Алексей Петров, директор по методологии и сервису интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Регламенты проверок ККМ и кассовой дисциплины утверждены Приказами Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н и № 132н соответственно. Документы вступили в силу в феврале 2012 года.

Штрафные санкции

КоАП РФ предусматривает две основные статьи, к которым обращаются инспекторы при «кассовых» нарушениях. Одна из них устанавливает санкции за ошибки по ККМ, другая – по кассовой дисциплине (таблица 1).

Таблица 1

Основные «кассовые» штрафы (КоАП РФ)


№ п/п

Нарушение

Штрафы (руб.)

ООО

ИП

1

Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

30 000 – 40 000

3000 – 4000

2

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):
- осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

40 000 – 50 000

4000 – 5000

3

Нарушение платёжными агентами обязанностей по сдаче в банк полученных наличных денег для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
Неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ)

40 000 – 50 000

4000 – 5000

До 2012 года предпринимателя можно было оштрафовать только за ККМ. Судьи в большинстве случаев отменяли санкции по статье 15.1 КоАП РФ за нарушения кассовой дисциплины. Прежний порядок ведения кассовых операций, действовавший до 2012 года, и обязанность вести кассу (не путайте с ККМ) распространялись только на организации. Точно так же первичные документы по кассе (РКО, ПКО, кассовая книга), согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, обязательны для юридических лиц, но не для предпринимателей. Судьи, указывая, что ИП достаточно вести налоговый учёт в Книге учёта доходов и расходов, штрафы по кассовой дисциплине отменяли.

А уж когда Президиум ВАС РФ подтвердил, что на ИП обязанность соблюдать кассовую дисциплину не распространяется, споры и вовсе стали утихать (Постановление от 29 июня 2010 г. № 1411/10). Но ненадолго. С 1 января 2012 года всё изменилось: индивидуальные предприниматели официально обязаны соблюдать кассовую дисциплину, а налоговые инспекторы вправе предъявлять ИП штраф по статье 15.1 КоАП РФ. Банки теперь не проверяют кассовую дисциплину.

Первая статистика

Многие региональные отделения налоговой службы опубликовали результаты контрольной работы за первое полугодие 2012 года в части проверок ККМ. В отчётах, помимо сведений о непосредственных проверках кассовых аппаратов, дана информация по проверкам кассовой дисциплины.

Практически каждая проверка выявляет нарушения, за которые применяются штрафные санкции. Менее одного процента проверок проходит без штрафа.

В отдельных регионах акцент сделан именно на проверках кассовой дисциплины у индивидуальных предпринимателей. Например, по официальным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу количество проверок кассовой дисциплины ИП за первое полугодие 2012 года составило 706, ООО – 29. Для сравнения: за 2011 год проведено всего 133 проверки ИП и 129 проверок ООО.

Общая сумма штрафов, взысканных по итогам проверок кассовой дисциплины у ООО и ИП за полугодие 2012 года, составила 4088 тыс. руб. По итогам 2011 года – 5729 тыс. руб., то есть годовую норму прошлого года в Санкт-Петербурге почти выполнили. Причём за счёт ИП. Общая сумма штрафов для ИП составила 2882 тыс. руб. (в 2011 году – 566 тыс. руб.), ООО – 1206 тыс. руб. (в 2011 году – 5163 тыс. руб.). По отдельным регионам сведения приведены в таблице 2.

Выгоду пристального внимания к предпринимателям понять несложно. Вспомним установленные размеры штрафов (таблица 1). Для организаций они значительно выше. Но юридические лица, в свою очередь, чаще готовы оспаривать санкции, в том числе в суде. Индивидуальным предпринимателям нередко проще заплатить установленные 3–5 тыс. рублей. Редко кто готов судиться, тратить время. Нехитрый расчёт показывает, что инспекторам проще взять «массовостью» проверок ИП, взыскав с бизнесменов штрафы и пополнив казну. Например, в Москве количество проверок ИП – почти 15 тыс., ООО – около 6 тыс. Правда, штрафных санкций по ООО использовано в два раза больше (порядка 83 000 тыс. руб.), чем по ИП (42 368 тыс. руб.). Сказывается разница в установленных мерах наказания.

Проверки ККМ

Не забывают инспекторы и о кассовых аппаратах. Не все проверяющие взяли курс на проверки кассовой дисциплины. Где-то значительная доля проверок и санкций остаётся за проверками ККМ.

Например, в Новосибирской области акцент в проверках – на контроле работы с ККМ. За полугодие проведено 937 проверок (против 1002 проверок в течение всего 2011 года), при этом выявлены нарушения у 550 предпринимателей и 94 организаций. В 2011 году нарушителей среди организаций было больше – 228, но лидировали всё равно предприниматели – 770. Но, ещё раз отмечу, цифры за весь 2011 год.

В Иркутске также контролируют в первую очередь предпринимателей – за полугодие выявлено 469 нарушителей среди бизнесменов. В то же время среди ООО санкции использованы к чуть более чем 100 организациям.

Неприменение ККМ, за которое установлен штраф, в первую очередь проявляется на практике в невыдаче кассового чека покупателю. Зачастую нарушение фиксируют сами инспекторы, покупая какую-нибудь мелочь, то есть осуществляя так называемую контрольную закупку. Чек не выдан, это фиксируется в акте проверки и выливается в постановление о штрафе.

Между тем проводить проверочную (контрольную) закупку налоговые инспекторы не вправе. Большинство штрафов судьи отменяли именно потому, что нарушение выявлено в ходе закупки, осуществляемой инспекторами. То, что проверочная закупка инспекторов выходит за рамки их полномочий и штрафы по результатам такой проверки незаконны, подтвердил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 1988/09.

Новый Регламент проверок не предоставляет инспекторам прав на закупку. Согласно Регламенту № 132н, проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Один нюанс: полномочия проводить контрольную закупку предоставляются законом. Нормативный акт Минфина (именно таковым является приказ, которым утверждён регламент) таковым не является. При этом все нормы законов, на основе которых Президиум ВАС РФ когда-то сделал выводы о недопустимости проверочных закупок, действуют до сих пор. Это подтверждают и первые судебные споры.

Инспекторы ссылаются на Регламент № 132н как доказательство своего права осуществлять закупку. Но проверочная закупка относится к мероприятиям оперативно-розыскной деятельности. Налоговые инспекторы осуществлять данные действия не вправе (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только федеральным законом, а не ведомственным нормативным актом, которым является Приказ Минфина, – говорится в Постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14 августа 2012 г. № 09АП-20134/2012. Суд отменил штраф за неприменение ККМ, выявленное инспекторами в ходе контрольной закупки.

Согласно Регламенту № 132н, инспекторы вправе лишь наблюдать, как кассир выдаёт (или не выдаёт) чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись.

Таблица 2

Данные о результатах проверок за первое полугодие 2012 года


Показатель

Москва

Санкт-Петер-
бург

Московс-
кая обл.

Ленинг-
радская обл.

Иркутс-
кая обл.

Новоси-
бирская обл.

Красно-
ярский кр.

Пензен-
cкая обл.

Курская обл.

Воронеж-
cкая обл.

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

ИП

ООО

Количество проведённых проверок, в том числе:

14 743

5599

7488

2895

2634

726

1546

792

725

661

979

811

1095

1135

324

174

512

446

424

904

- применения ККМ

13 170

2623

6599

2592

2300

549

1324

559

596

454

937

683

973

816

270

62

378

273

316

449

- полноты учёта выручки

1521

2910

816

274

301

161

213

225

101

177

21

113

102

290

48

112

68

154

98

453

- использования специальных банковских счетов

52

66

73

29

33

17

9

8

28

30

21

15

20

29

6

0

66

19

10

2

Количество проверок, которыми установлены нарушения, в том числе связанные с:

14 278

3956

5695

1095

2352

356

958

120

483

136

565

115

523

164

144

33

232

25

179

90

- неприменением ККМ (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

13 147

2455

4937

1067

2060

284

829

109

469

118

550

94

470

110

125

20

205

12

148

71

- нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

1110

1491

706

29

268

67

126

10

19

22

9

11

53

55

16

18

17

8

28

7

- нарушением требований об использовании специальных банковских счетов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ)

21

10

54

4

25

4

3

1

0

0

6

11

4

12

3

0

10

5

2

0

Предъявлено штрафных санкций (тыс. руб.), в том числе:

42 368

82 302

11 737

7346

7378

10 767

2005

1430

762

747

1719

2329

725

3278

276

322

718

420

568

789

- по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

38 359

54 437

8590

5833

6143

8071

1495

976

705

608

1633

1535

517

462

203

86

605

231

451

485

- по п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

3793

27 045

2882

1206

1072

2603

476

354

40

132

36

50

169

2048

60

232

79

101

109

216

- по п. 2 ст. 15.1КоАП РФ

90

438

229

165

99

93

16

40

0

0

24

404

12

336

4

0

34

88

8

0

- прочие штрафные санкции

126

382

36

142

64

0

18

60

17

7

26

340

27

432

9

4

0

0

0

88

Взыскано штрафных санкций, всего (тыс. руб.):

36 033

62 080

9975

6607

5838

8999

1750

1050

688

680

1429

1324

610

2451

276

321

1 780

177

501

618

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

4
  • Над. К

    Цитата:
    "Если есть можно их указать? "

    Посмотрите практику по ФАС Северокавказского округа. Судьи именно этого округа считали до решения Президиума ВАС, что ИП обязаны вести кассу и оборудовать кассовую комнатку ;)

    Плохо что ИП не хотят судиться, ведь инспекторы столько ляпов допускают при проверках. Да и практику у арбитражных судов может быть все-таки может склонить в сторону ИП. Поскольку ждать отмены Положения в части ИП не стоит - в понедельник Верховный суд отказал в аппеляции.

  • Екатерина

    Цитата:
    "Менее одного процента проверок проходит без штрафа. ".....если придут, то обязательно найдут)))

  • Роман
    У ИП простая арифметика, стоимость услуг по ведению кассовых операций от 1000р. в месяц, а то и 2000-3000р (от объемов), отсидев 4 месяца в засаде получаем экономию на 1 штаф, большинство уже сэкономили на 2 штрафа, причем обычно и инспекторам нужно работу показать, поэтому они охотно штрафуют без предписаний об устранении нарушений, зная что они через год прийдут за штрафом к беспроблемному его плательщику.