Учет в организациях, торгующих фармацевтическими препаратами, имеет ряд особенностей, некоторые из которых рассмотрим в данной статье.
Списание препаратов
В состав прочих расходов организации включаются списанные товары и суммы НДС, относящиеся к ним. Причинами списания могут быть следующие:
- по результатам инвентаризации;
- в связи с истечением срока годности препаратов;
- уничтожение по распоряжению поставщиков.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
1. Стоимость медикаментов, списанных по результатам инвентаризации на складе, признается в составе расходов для целей налогообложения в соответствии с нормами естественной убыли, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 9.01.07 г. № 2 и приказом Минздрава России от 20.07.01 г. № 284. Стоимость медикаментов, списываемых свыше утвержденных норм, не признается в составе расходов для целей налогообложения.
2. В отношении препаратов, списанных в связи с истечением срока годности, в настоящий момент существует некоторая неопределенность. Подтверждением этого является совместное письмо Минфина России и ФНС России от 16.06.11 г. № ЕД-4-3/9486 «О порядке совершения операций с лекарственными средствами с истекшим сроком хранения», в котором содержится запрос в адрес Минздравсоцразвития России и анализ сложившейся ситуации. Ситуация характеризуется следующим образом.
В 2011 г. отношения по обороту лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12.04.10 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) и Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными постановлением Правительства России от 3.09.10 г. № 674.
Ранее действовавшие аналогичные Федеральный закон от 22.06.98 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (имел силу до 1.09.10 г.) и Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденная приказом Минздрава России от 15.12.02 г. № 382 (официально утратила силу с 26.02.11 г. согласно приказу Минсоцздравразвития России от 17.12.10 г. № 1129), содержали прямые нормы об обязанности владельца лекарственных средств уничтожать медикаменты с истекшим сроком годности в установленном порядке.
Нормы действующих актов законодательства таких норм не содержат, устанавливая при этом обязанность уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств (п. 6 ст. 47 Закона № 61-ФЗ).
Из определения понятий «недоброкачественные лекарственные средства» (п. 38 ст. 4 Закона № 61-ФЗ) и «фармакопейная статья», «нормативная документация» и «нормативный документ» (пп. 19–21 этой же статьи) не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недоброкачественным.
Аналогичный вывод можно также сделать из норм ст. 33 Закона № 61-ФЗ, где срок годности (п.п. «1з» п. 1) указан как самостоятельное положение наряду с данными о номере фармакопейной статьи или в случае ее отсутствия номере нормативной документации либо нормативного документа (п.п. «1л» п. 1).
Таким образом, анализ норм действующего законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить действия владельца лекарственных средств по работе с «просроченными» лекарствами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств.
Вместе с тем налоговое законодательство обусловливает применение того или иного порядка учета расходов при исчислении налога на прибыль в зависимости от наличия/отсутствия связи операции с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода.
В связи с изложенным ФНС России просила в своем письме разъяснить:
- существует ли какой-либо порядок работы владельца лекарственных средств с медикаментами, срок годности которых истек, и чем он определен;
- может ли владелец лекарственных средств принять самостоятельное решение в отношении уничтожения лекарств с истекшим сроком хранения;
- предполагает ли законодательство об обороте лекарственных средств право владельца лекарственных средств с просроченным сроком годности самостоятельно уничтожить такие медикаменты?
Следует также привести и письмо Минфина России от 15.04.11 г. № 03-03-06/1/238, в котором министерство соглашается с тем, что расходы в виде стоимости лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом. Однако данное письмо (в отличие от ранее приведенного письма ФНС России) является ответом на частный вопрос и соответственно не может применяться всеми налогоплательщиками.
Все же можно отметить, что в прежних письмах контролирующие (письма Минфина России от 8.07.08 г. № 03-03-06/1/397, УФНС России по г. Москве от 30.12.09 г. № 16-15/139267) отмечали, что расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом. Но эти письма были изданы в период действия отмененных документов.
На сторону налогоплательщиков в данном вопросе вставали арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 1.02.08 г. № КА-А40/14839-07-2, ФАС Северо-Западного округа от 2.12.05 г. № А56-1114/2005). Причем приведенные решения приняты в отношении любых товаров (а не только медикаментов), подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, поскольку изначально налогоплательщик приобретал товары для дальнейшей реализации.
Минздравсоцразвития России не выпустил никаких разъясняющих документов, поэтому организации, реализующие медикаменты, могут при проверках столкнуться с претензиями со стороны налоговых органов, решать которые придется в суде.
3. Стоимость медикаментов, списанных в связи с уничтожением по распоряжению поставщиков, не признается расходом организации для целей налогообложения.
Препараты могут быть отозваны в связи как с добровольным изъятием с рынка, так и с несоблюдением условий транспортировки (например, из-за критического превышения температуры при транспортировке), если риски при перевозке по договору лежат на поставщике, и т.п.
Поставщик в этих случаях обычно возмещает расходы покупателя, связанные с процедурой уничтожения медицинских препаратов, и стоимость уничтоженных препаратов.
Возмещение может быть произведено путем:
- перечисления денежной суммы на счет покупателя;
- уменьшения задолженности покупателя по договору купли-продажи;
- выставления кредит-ноты на сумму расходов и др.
В бухгалтерском учете расходы по списанию медикаментов отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», а возмещение – по кредиту 91, субсчет «Прочие доходы».
Оценочные значения
1) Фармацевтические организации с 1 января 2011 г. создают в бухгалтерском учете в соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина России от 24.12.10 г. № 186н) (далее – Положение № 34н), резервы по сомнительным долгам. Порядок создания такого резерва организация разрабатывает самостоятельно.
Следует помнить, что в составе сомнительной задолженности в бухгалтерском учете признается любая дебиторская задолженность как за реализованные товары (работы, услуги), так и по перечисленным авансам, выданным займам и т.п. Поэтому воспользоваться нормой по созданию аналогичного резерва для целей налогового учета (ст. 266 НК РФ) без соответствующей корректировки организации не удастся. Ведь в налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Причем следует обратить внимание на то, что в налоговом учете «дебиторка» может быть включена в состав резерва сомнительных долгов только по истечении срока платежа, установленного договором (п. 1 ст. 266 НК РФ). А в бухгалтерском учете дебиторская задолженность может включаться в резерв независимо от указанного срока, а с учетом финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абзацы 2 и 3 п. 70 Положения № 34н).
Различается также и порядок признания данного резерва для расчета прибыли.
В бухгалтерском учете при составлении баланса на конец отчетного года неизрасходованные суммы резерва присоединяются к финансовым результатам в году, следующем за годом его создания (абзац 4 п. 70 Положения № 34н).
В налоговом учете суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
2) Если организация, торгующая медикаментами, не является малым предприятием, то она применяет ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденное приказом Минфина России от 13.12.10 г. № 167н (далее – ПБУ 8/2010), а следовательно, создает резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
В данной ситуации организация вправе воспользоваться нормами ст. 324.1 НК РФ для сближения данных бухгалтерского и налогового учета.
3) Кроме приведенных резервов в организациях, реализующих медицинские препараты, возникает еще одно оценочное значение.
Учитывая специфику торговли, а именно обязательное уничтожение препаратов по истечении их срока годности, по нашему мнению, организация обязана формировать оценочное обязательство под уничтожение данных препаратов.
Согласно п. 4 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство может возникнуть:
из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;
в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.
На основании п. 4 ст. 5 Закона РФ от 7.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.10 г. № 706н, предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Пунктом 1 ст. 59 Закона № 61-ФЗ установлено, что недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
Обязанность уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств установлена и в п. 6 ст. 47 Закона № 61-ФЗ.
Согласно п. 38 ст. 4 Закона № 61-ФЗ под недоброкачественным лекарственным средством понимается лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа.
Таким образом, в отношении ликвидации препаратов по истечении их срока годности имеются как законодательные нормы, так и обязанность организации перед другими лицами исполнить их.
Выполняются также и все условия признания оценочного обязательства в бухгалтерском учете, предусмотренные в п. 5 ПБУ 8/2010:
- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
- Таким образом, организации следует:
- прописать порядок отражения данного оценочного значения в учетной политике;
- раскрыть информацию о данном оценочном обязательстве, как и о других оценочных обязательствах, в бухгалтерской отчетности в соответствии с разделом V ПБУ 8/2010.
4) До 1.01.11 г. большинство организаций не создавало резервы и не отражало оценочные обязательства, так как ПБУ 8/2010 вступило в силу с указанной даты. Таким образом, в учетную политику организации в 2011 г. должны были быть внесены изменения в отношения порядка их создания и отражения.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н, разрешает вносить в учетную политику изменения в случаях изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 1/2008).
Если законодательством, в связи с которым вносятся изменения в учетную политику, не предусмотрен порядок их отражения в бухгалтерском учете, то они отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (пп. 14 и 15 ПБУ 1/2008).
Напомним, что при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики организации следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008).
Таким образом, по строке отчетной формы бухгалтерского баланса «Оценочные значения» должны быть отражены оценочные обязательства (резерв под отпуска и оценочное обязательство по ликвидации препаратов с истекшим сроком годности) по состоянию на 31.12.09 г. и на 31.12.10 г. Чтобы показать в отчетности эти обязательства, в учете следует сделать записи по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
Соответствующие корректировки должны быть сделаны и в Отчете о прибылях и убытках в отношении данных прошлого года.
В Отчете об изменении капитала сделанные корректировки отражаются по строке «корректировка в связи с изменением учетной политики» таблицы 2.
Начать дискуссию