Налоговые проверки

Злободневные вопросы по проверкам: разъяснения ФНС России

Федеральная налоговая служба дала разъяснения территориальным налоговым инспекциям относительно некоторых нюансов проведения налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба дала разъяснения территориальным налоговым инспекциям относительно некоторых нюансов проведения налоговых проверок (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

Посмотрим, что же больше всего интересует инспекторов при проведении налоговых проверок и что думает по этому поводу ФНС России. Обращаем внимание, что в данном обзоре приводится исключительно позиция Федеральной налоговой службы, которой будут руководствоваться налоговые органы при проведении проверок.

Прекращение деятельности: организацию проверить нельзя, а предпринимателя можно

При ликвидации организации выездная налоговая проверка может быть проведена до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица, при этом можно проверить три предшествующих года. С момента ликвидации организации ее обязанности по уплате налогов прекращаются (п. 4 ст. 44 НК РФ).

При этом прекращение деятельности организации в результате реорганизации – совсем другое дело, в этом случае налоговики будут проводить проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

В отношении индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, ситуация иная: утрата статуса предпринимателя (и внесение соответствующей записи в ЕГРИП) не предусмотрена законом в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Иными словами физическое лицо как налогоплательщик может быть проверено в течении трех лет до даты принятия решения о проверки вне зависимости от того, обладало или нет оно статусом предпринимателя в проверяемый период.

Налоговики отмечают, что НК РФ не предусматривает напрямую способа извещения физического лица о начале проверки, но рекомендуют знакомить его с решением налогового органа о проведении выездной налоговой проверки стандартными путями: лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).

Как рассчитать сроки для «камералки»?

Как известно, камеральная налоговая проверка проводится на основе представленной налоговой декларации в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Инспекторы задаются вопросом, когда начинает течь этот срок, если декларация направлена по почте – с момента отправки декларации налогоплательщиком или с момента ее получения налоговиками?

Федеральная налоговая служба разъясняет, что камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу. Поэтому начало течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации. Поэтому в акте камеральной налоговой проверки налоговые органы не обязаны указывать в нем дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.

Кто проводит выездную проверку при миграции?

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится тем налоговым органом, где налогоплательщик (организация или предприниматель) состоит на учете, т.е. в инспекции по месту нахождения или проживания. С «переездом» на новый адрес меняется инспекция, которая впредь будет заниматься налогоплательщиков и контролировать его деятельность.

При изменении адреса местонахождения организации или смене жительства предпринимателя они подают соответствующее заявление, на основании которого вносятся изменения в ЕГРЮЛ (организации) или ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), при этом их дела передаются из одной инспекции в другую, а налогоплательщикам выдается соответствующее уведомление.

Налогоплательщик считается снятым с учета в одном налоговом органе и поставленным на учет в другом не с даты подачи заявления или фактической смены местонахождения либо получения уведомления об этом, а с даты внесения изменений в реестр, даже если физически этот процесс затягивается. Выездную налоговую проверку до этой даты назначает «старая» инспекция, после – «новая».

В частности, в отношении индивидуального предпринимателя эта позиция подкреплена определением ВАС РФ от 09.04.2012 № ВАС-3753/12.

Можно ли допросить работников во время приостановки проверки?

Как известно, во время приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также – любые действия на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Налоговики считают, что прямого запрета на проведение иных мероприятий налогового контроля нет, а потому в период приостановления проведения выездной налоговой проверки они вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа, включая и работников налогоплательщика.

Но есть и хорошая новость – ФНС России считает, что при проведении допроса может участвовать представитель налогоплательщика.

Нюансы истребования документов

Налоговики прояснили некоторые моменты истребования документов в ходе выездной и камеральной налоговых проверок.

Так, налогоплательщикам при передаче истребованных документов в инспекцию разрешено заверять не каждый лист многостраничного документа, а прошивать документ и заверять его в целом. В этом случае необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.), а также:

- обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;

- исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;

- обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);

-  осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Наконец-то ФНС России признала, что нельзя истребовать у налогоплательщиков документы, не связанные с исчислением налогов, в частности отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

В очередной раз Федеральная налоговая служба пояснила, что можно истребовать документы не только у налогоплательщика, но и у работника организации в порядке «встречной» проверки (ст. 93.1 НК РФ) и погрозила санкциями в случае неисполнения требования. Данная позиция налоговиков была подробно рассмотрена в статье «Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально».

Еще один вопрос касался истребования документов от контрагентов налогоплательщика после окончания проверки. Сначала ФНС России пояснила, что вообще-то для истребования таких документов надо назначать дополнительные мероприятия налогового контроля. Но тут же развязала руки инспекторам, разъяснив, что получить истребовать документы от контрагентов можно и вне рамок проверки, если возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Если же налоговый орган обладает какой-либо информацией, полученной вне рамок конкретной проверки, ее можно использовать ее в рамках любой другой налоговой проверки.

Еще раз налоговикам напомнили, что при камеральной проверке нельзя истребовать дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено законом (ст. 88 НК РФ), или если их необходимо представить вместе с декларацией. В частности, можно истребовать документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС, если в декларации заявлено право на возмещение налога, а также в случаях, когда  налоговый орган выявил ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации (в том числе сведениям, имеющимся в инспекции).

Без наличия указанных основания нельзя требовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всей «первички».

Специально для банков, которые обязаны предоставлять ряд сведений по запросам налоговых органов в электронном виде в короткие сроки, было разъяснено, что делать при отсутствии технической возможности передать истребуемые документы или информацию (например, в связи со сбоем в программном обеспечении). Сначала налоговая служба отметила, что «бумажные» ответы не заменяют ответов в электронном виде, поскольку законодательство этого не предусматривает. Потом погрозила, что налоговики будут разбираться в степени вины банка в каждом конкретном случае. А напоследок порекомендовала незамедлительно сообщать в налоговый орган о таком факте и о причинах задержки,  и все же представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

Оформление актов и справок

По окончании выездной налоговой проверки налогоплательщику выдается соответствующая справка, а результаты проверки отражаются в акте. При этом в нем, по мнению налоговиков, не обязательно давать подстрочные пояснения (разъясняющие положения в скобках), поскольку это не предусмотрено законом. 

Если после окончания проверки назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля, по их окончании не предусмотрено ни составление справки, ни оформление акта, главное – ознакомить налогоплательщика с результатами таких мероприятий (протоколами допроса свидетелей, заключением эксперта и т.п.).

Как правильно рассмотреть материалы проверки?

Все результаты контрольных мероприятий в ходе проведения как непосредственно выездной налоговой проверки, так и дополнительных мероприятий налогового контроля (при их назначении), рассматриваются инспекцией совместно с налогоплательщиком, а по итогам рассмотрения принимается соответствующее решение. 

При этом налогоплательщику дается время на изучение акта проверки и составление письменных возражений по ним (в общем случае - 15 рабочих дней согласно п. 6 ст. 100 НК РФ), которые налоговый орган принимает во внимание в процессе рассмотрения материалов проверки.

Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, налогоплательщик также имеет право ознакомиться с ними и представить свои возражения. При этом НК РФ не устанавливает специальных сроков ни для ознакомления, ни для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам допмероприятий. Поэтому ФНС России рекомендует инспекциям определяться со сроками «с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем».

В то же время Федеральная налоговая служба полагает, что в крайнем случае (видимо в отсутствие каких-либо значимых результатов) можно ознакомить налогоплательщика с результатами допмероприятий непосредственно на заседании и выслушать его устные пояснения.

От себя добавим, что ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля только при рассмотрении материалов проверки или непосредственно перед ним, дает право налогоплательщику заявить письменное ходатайство (заявление) о переносе срока заседания для обеспечения возможности досконально ознакомиться с материалами и дать письменные пояснения.

Заявить о переносе срока можно и по другим причинам. В частности, инспекциям рекомендуется переносить сроки рассмотрения материалов проверки, если поступило заявление, что руководитель болен. Однако при этом налоговикам надо обращать внимание на пресекательные сроки для принятия решения с учетом возможного продления (10 рабочих дней после истечения срока на представление письменных возражений плюс один месяц согласно п. 1 ст. 101 НК РФ).

Заблокировать счет можно сразу после принятия решения

ФНС России еще раз подтвердила, что принять обеспечительные меры, в частности, приостановить операции по счетам провинившегося налогоплательщика или наложить арест на имущество налогоплательщика и запретить его продажу, можно сразу после вынесения решения по итогам проверки, не дожидаясь его вступления в силу (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Начать дискуссию