Способов расчетов за товары и услуги на сегодняшний день существует достаточно много. Одним из самых популярных и востребованных у физических лиц является оплата через электронные терминалы оплаты. Расчеты через них позволяют сэкономить продавцам на стоимости банковских услуг, а покупателям не тратить время на сложности связанными с банковскими платежами или поездками в офисы продавцов для внесения предоплат.
ИП в своей работе так же может использовать такой способ. Как это правильно организовать и оформить и какие есть альтернативы?
Ты с запросом, а я с подачей….
Какие системы расчетов самые популярные на сегодня? Наверно каждый сходу назовет пару-тройку из списка используемых для своих личных расходов. Скорее всего, в нем будут фигурировать: Qiwi, Webmoney, Яндекс.Деньги, LyndPay и др. Это, так называемые электронные кошельки, не являющиеся частью банковской системы, но позволяющиеся оперировать виртуальными и реальными (при снятии наличных) финансами их пользователей.
Несмотря на то, что платежные терминалы существуют уже много лет, легитимная сторона вопроса была освещена российскими законодателями совсем недавно. В условиях российских реалий предпринимателям не привыкать к столь странным перипетиям местного российского законодательства, но нужно понять все ли мы делаем правильно, дабы не попасть под «карающий меч правосудия».
Итак, разберемся.
В п. 18 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" записано, что "электронные денежные средства - это средства, предварительно передаваемые одним лицом другому лицу без открытия банковского счета. Принявшая сторона обязана учесть информацию о сумме полученных средств. Передавшая сторона вправе дать распоряжение перечислить эти деньги третьим лицам с использованием исключительно электронных средств платежа".
Согласно указанному выше федеральному закону шагом первым должно стать заключение договора с выбранным оператором электронных денег (п.1 ст.7 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ). Заключение договора в данном случае подразумевает электронную регистрацию на сайте оператора платежной системы (в случаях с указанными выше операторами). Законодатель запретил вести взаиморасчеты электронными деньгами между юридическими лицами, есть только вариант использования таких кошельков в расчетах с физическими лицами (п.9 ст.7 Закона N 161-ФЗ).
Оператор предоставляет так называемые ключи и код доступа к кошельку. Следует сразу отметить, что на основании п.3 ст.7 Закона N 161-ФЗ зачисление и вывод денежных средств может производиться только через банковский счет ИП или организации. По результатам проведенный операций оператор обязан предоставить отчет. Именно его используют в качестве документа для отражения в бухгалтерском учете.
Электронный кошелек имеет свой лимит: 100 000 рублей. В случаях если сумма вдруг оказывается больше, то оператор обязан без уведомления перевести сверхлимитные деньги на расчетный счет компании или ИП.
Напомним, что об открытии или закрытии электронного кошелька необходимо сообщить в ИФНС не позднее 7 рабочих дней с момента его открытия (закрытия) п.1.1.п.2.ст.23 НК РФ ( форма № С-09-1 Утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).
В случае несообщения - штраф.
Относительно размера штрафа можно, конечно, развить дискуссию. Налоговые органы попытаются привлечь к ответственности и «чтобы жизнь малиной не казалась» наказать по ст. 129.1. НК РФ на 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Они ассоциативно привязывают данный штраф к п.1. ст.118 НК РФ (несвоевременное сообщение об открытии (закрытии) банковского счета). Но, я бы советовала что называется «пободаться» и если уж не успели уведомить, то, по крайней мере, попытаться снизить сумму. Попробуйте убедить работников налоговой службы, что нарушение сроков представления сведений, в том числе и об открытии или закрытии электронного кошелька, подпадает под норму ст.126 НК РФ и штрафуется в размере всего 200 руб.
Налоги берут на пороге….
В своем письме от 24.10.2011 N 03-07-05/28 Минфин России фактически приравнял операции с использованием электронных денег к банковским. Отсюда следует весьма радостный для экономных вывод: эти операции по аналогии с комиссиями банков не облагаются НДС и сумма данного налога не прибавляется к комиссии оператора.
Поступление денег на электронный кошелек до отгрузки товара или оказания услуги является авансом. Дата поступления денег подтверждается отчетом оператора. Плательщики НДС выписывают счет-фактуру в одном экземпляре для учета у себя и начисляют авансовый НДС к уплате в бюджет. По факту отгрузки он принимается к вычету.
В то же время на основании п.п.25 п.1 ст. 264 НК РФ плата за использование "кошелечка" уменьшает базу по налогу на прибыль.
Из сказанного выше видно, что электронный кошелек фактически равен «в своих правах» обычному расчетному счету. Отсюда вывод, но уже нерадостный: налоговые органы на основании ст. 76 и ст. 46 НК РФ, а так же ст. 70 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ вполне могут приостановить операции по Вашему «кошельку» за непредставление отчетности или в связи с задолженностью по налогам. Могут так же обратить взыскание на остаток электронных денег на основании исполнительных документов или решения налоговых органов о взыскании задолженности.
Резюме: если решаемся использовать, то используем только в расчетах с «физиками», не забываем сообщать в налоговую об открытии/закрытии и, конечно, чтобы не заблокировали, не забываем сдавать вовремя отчетность.
Альтернатива
Об этом совсем кратко в связи с очевидностью.
Это либо расчетный счет либо наличные расчеты. Последнее подразумевает применение кассового аппарата либо в ограниченных случаях бланков строгой отчетности.
Итак, господа предприниматели, выбор за вами!
Начать дискуссию