Отчетность

Гора отчетности не за горами

Страда годовой бухгалтерской отчетности приближается неумолимо. Наша редакция получает все больше вопросов о правильном отражении хозяйственных операций. На самые насущные из них ответил автор кни­ги-спра­вочника «Годовой отчет — 2012» от журнала ˝Актуальная бухгалтерия˝ Владимир Верещака, руководитель специальных проектов Издательства «Гарант-Пресс».
Гора отчетности не за горами
Владимир Верещака, руководитель специальных проектов Издательства «Гарант-Пресс»

Страда годовой бухгалтерской отчетности приближается неумолимо. Наша редакция получает все больше вопросов о правильном отражении хозяйственных операций. На самые насущные из них ответил автор кни­ги-спра­вочника «Годовой отчет — 2012» от журнала «Актуальная бухгалтерия» Владимир Верещака, руководитель специальных проектов Издательства «Гарант-Пресс».

Владимир, скоро бухгалтеры приступят к формированию отчетности за 2012 год. Какие мероприятия должны предшествовать этой процедуре?

Все те же, что в прошлом и позапрошлом годах. Прежде всего это инвентаризация. Перед составлением годовой отчетности она является обязательной. На ее основании отражают инвентаризационные разницы: списывают излишки и приходуют недостачи — исправляют ошибки учета. Затем отражают события после отчетной даты и проводят реформацию баланса. В книге нашего издательства «Годовой отчет — 2012» всем этим вопросам посвящен целый раздел.

В каком порядке отражают в учете и отчетности проценты по займам, предоставленным фирмой другим лицам? И нужно ли дожидаться того момента, когда они фактически поступят?

В общем случае не нужно. Напомню, что большинство организаций ведет бухгалтерский учет по методу начисления. Те или иные факты хозяйственной деятельности отражают после их совершения. Вне зависимости от того, получены какие-либо средства от контрагентов или нет. Более того, ПБУ «Доходы организации» (ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н) прямо предусматривает, что «проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора». Отсюда следует простой вывод: если у компании появилось право получить проценты по условиям договора, то они должны быть отражены в составе доходов. Заплатил должник проценты или нет — не важно.

Предположим, заемщик обязан платить проценты за каждый день пользования займом. Тогда и начислять проценты тоже нужно каждый день?

Теоретически да. Это будет полностью соответствовать требованию своевре­мен­ности, сформулированному в ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Но, на мой взгляд, отражать проценты каждый день излишне. В резуль­тате можно говорить о нарушении требования рациональности бухгал­тер­ского учета, предъявляемого тем же ПБУ. В общем, сплошная казуистика. Я счи­таю, что если бухгалтер будет их отражать ежемесячно, то ничего страшного не произойдет.

Возможны ли исключения из этих правил?

Из любых правил возможны исключения, тем более когда речь идет о бухгалтерском учете. Возьмем пример из жизни. Компания предоставила заем под 20 процентов годовых на три месяца. При этом по условиям договора, если заемщик вернет деньги раньше, например, через два месяца, то сумма процентов пересчитывается по другой, более низкой, ставке. В такой ситуации до истечения срока, на который предоставлен заем, достоверно определить сумму процентов по нему невозможно. Соответственно, до этого момента их начислять и отражать в бухгалтерском учете оснований нет.

Часто вопросы наших читателей касаются учета выданных и полученных авансов. Скажем, как отражать те из них, что выплачены подрядчикам в ходе капитального строительства?

Прежде всего отмечу, что авансы выданные отражают в составе активов, а полученные — обязательств компании.

ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н ) предусматривает, что активы и обязательства необходимо подразделять на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным относят те обязательства, «срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты; или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев». Все остальные являются долгосрочными.

Понимая это, и нужно отражать авансы в бухгалтерском балансе. Например, если аванс выдан в оплату работ по строительству и срок их выполнения превышает 12 месяцев, то его сумму указывают в разделе I «Внеоборотные активы» — строка «Прочие внеоборотные активы». Если срок погашения аванса меньше 12 месяцев, его сумму приводят в разделе II «Оборотные активы».

Причем Минфин России рекомендует сумму дебиторской задолженности за отгруженные и неоплаченные товары и суммы авансов отражать в балансе обособленно. Здесь есть два варианта. Первый — ввод в баланс дополнительной строки для авансов, которая будет детализировать показатель «Дебиторская задолженность». Это возможно в соответствии с пунктом 3 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций»(приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н ). Второй — если суммы краткосрочных авансов, выданных другим лицам, не существенны, они могут быть указаны в строке «Прочие оборотные активы». Аналогичные правила в полной мере применимы и к полученным авансам. Только их отражают не в активе, а в пассиве баланса.

В форме бухгалтерского баланса нет специальной строки для суммы капитальных вложений в незавершенное строительство. Где же эта сумма должна быть отражена?

Очевидно, что в разделе I «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса. Но, действительно, специальной строки для этого нет. Как ни странно, ПБУ «Бух­галтерская отчетность организации» предписывает отражать стоимость «неза­вер­шенки» по капстроительству в составе «Основных средств» (п. 20). При су­щественности подобных расходов их нужно указывать в балансе обособленно. Для этого в форму может быть введена дополнительная строка «Незавершенные капитальные вложения». Она будет расшифровывать показатель строки «Основные средства». Если подобные расходы существенными не являются, то их можно впи­сать и в строку «Прочие внеоборотные активы» без детализаций и расшифровок.

Вы достаточно часто говорите о существенности. Есть ли точное определение этого термина?

Не только я «достаточно часто» оперирую этим термином, но еще и Минфин России. Определение появилось, причем давно и не одно. Например, такое: «Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе существенность при формировании бухгалтерской от­четности определяется совокупностью качественных и количественных факторов». Это из письма Минфина России(письмо Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01). Или другой вариант, но уже из ПБУ(ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н) про существенность ошибки: «Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период». Короче, догадайся, мол, сама, что существенно, а что не очень, исходя из «конкретных обстоятельств возникновения показателя».

Как же разрешить этот вопрос на практике, что делать бухгалтеру?

Мы подробно написали про это в книге. Показатель существенности нужно определить самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Причем действовать следует проще, чем предлагает Минфин России. Например, считать показатель существенным, если его отношение к той или иной сумме равно или превышает 5 процентов.

Почему именно 5 процентов, а, например, не 7 или 3?

Дело в том, что именно пятипроцентный барьер используется в ряде положений по бухучету. Например, в ПБУ 9/99 «Доходы организации». По этому документу выручка от продажи готовой продукции, товаров, выполнения работ или оказания услуг, составляющая 5 и более процентов от общей суммы доходов организации, показывается по каждому виду в отдельности. Но компания вправе выбрать иной, меньший предел существенности. Например, 3 процента или любой другой, закрепив его в учетной политике компании.

Есть какие-то особенности составления отчета о движении денежных средств?

Конечно, и они тоже определены ПБУ «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011, утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н). Сразу оговорюсь: на мой взгляд, этот документ написан очень невнятно и противоречиво. Согласно ему некоторые денежные потоки организации отражают в отчете о движении денежных средств свернуто. По общему правилу, установленному пунктом 16 ПБУ 23/2011, это возможно при условии, что они «характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность контрагентов, и (или) когда поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам». В качестве примера такой ситуации почему-то приведены операции по получению и уплате косвенных налогов, НДС и акцизов.

Поясните, пожалуйста, ситуацию отражения НДС подробнее.

По моему мнению, в отношении сумм НДС данное правило не соблюдается. Получение и уплата налога характеризует деятельность именно самой организации, а не ее контрагентов. При этом подобные поступления вовсе не обусло­в­ливают какие-либо выплаты другим лицам. Получается, что в пункте 16 ПБУ 23/2011 допущено противоречие. Пример, приведенный в ПБУ 23/2011, не соответствует общему правилу, сформулированному в пункте 16 этого Положения.

Причем ни в ПБУ, ни в приказе «О формах бухгалтерской отчетности организаций» не указано, как именно сворачивать суммы налога и где должен быть отражен свернутый показатель. Как поступать, когда сворачивать попросту нечего? Например, если компания получила выручку с НДС, а перечислений этого налога ни контрагентам, ни в бюджет не было. По какой строке формы должна быть указана сумма полученного налога? В упомянутых ПБУ и приказе ответов на эти вопросы вы не найдете. Причем, что любопытно, сворачивай суммы НДС или не сворачивай, на итоговые показатели формы (например, строку «Сальдо денежных потоков от текущих операций») это вообще никак не повлияет.

Можно ли отступить от правил сворачивания косвенных налогов в данной ситуации?

Полагаю, да. Такое отступление возможно в соответствии с пунктами 6 и 25 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). О факте подобных отступлений может быть указано в пояснительной записке от организации. Хотя, во избежание лишних и ненужных споров, бухгалтер может последовать формальным требованиям Минфина. Благо в 2012 году все же появилось хоть какое-то разъяснение министерства на эту тему (письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01). Общий принцип сворачивания такой. Налог, полученный от покупателей, уменьшается на сумму НДС, уплаченную поставщикам и перечисленную в бюджет. Полученную разницу вписывают в строку «Прочие поступления» (если она положительная) или «Прочие платежи» (если она отрицательная). 

Для чего все это нужно и увеличится ли в результате объем работы бухгалтера?

Для чего это нужно, я не знаю. Видимо, в Минфине России считают, что подобный порядок заполнения формы позволит пользователям отчетности получить более «полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении». Но лично я в этом сильно сомневаюсь. Указывали раньше в форме суммы косвенных налогов без всяких сворачиваний, и никаких пользователей это не смущало. Тем более что в форме отражают движение денежных средств, то есть их фактический приход и расход. Поэтому сворачивать именно там какие-либо показатели не вполне уместно. А объем работы, безусловно, увеличится. Раньше отчет можно было составить лишь на основании оборотов по счетам учета денег фирмы: расчетный и валютный счета, касса. При сворачивании этот номер не пройдет. Бухгалтеру придется вычленять суммы полученного и перечисленного налога, что гораздо сложнее. Мартышкин труд! Но это мое личное мнение, имеет право на жизнь и другое.

Как повлияет на годовой отчет новый Закон о бухгалтерском учете?

Этот закон (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ) начнет действовать с 2013 года, а отчетность за текущий составляют по состоянию на 31 декабря 2012 года. Поэтому формировать ее нужно по старому закону (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129‑ФЗ). Причем, даже если бы он вступил в силу раньше — никакого особого влияния на отчетность все равно бы не было. Новый закон содержит фактически те же правила ее формирования, что и старый. Нововведения отчетности почти не коснулись.

По материалам книги «Годовой отчет — 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет