Бюджетный учет

«На ближайшие 3 года у Казначейства России много масштабных проектов»

В декабре 2012 г. Федеральное казначейство отмечает свой 20-летний юбилей. Разумеется, столь значимое для бюджетной системы Российской Федерации событие не может остаться незамеченным. Подвести итоги деятельности и рассказать о перспективах дальнейшего развития федеральной службы мы попросили Ларису Геннадьевну Антонову, заместителя начальника Управления развития бюджетных платежей Казначейства России.

В декабре 2012 г. Федеральное казначейство отмечает свой 20-летний юбилей. Разумеется, столь значимое для бюджетной системы Россий­ской Федерации событие не может остаться незамеченным. Подвести итоги деятельности и рассказать о перспективах дальнейшего разви­тия федеральной службы мы попросили Ларису Геннадьевну Антонову, заместителя начальника Управления развития бюджетных платежей Казначейства России.

— Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556было принято ре­шение о создании централизованной системы органов федерального каз­начейства в составе Минфина Рос­сии. Очевидно, что оно полностью себя оправдало. Какими достижени­ями казначеи особенно гордятся?

 — Казначейство России обе­спечивает полную стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения сохранности фи­нансовых ресурсов. Бюджетные средства надежно хранятся на счетах казначейства, открытых в Банке России.

За эти годы создана динамично развивающаяся и стабильно рабо­тающая структура, четко выполня­ющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета, а также об­служивания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Казначейство выступало и бу­дет выступать как единая платеж­ная, учетная, контрольная и ин­формационная система в сфере государственных финансов.

— Сколько субъектов РФ и муни­ципалитетов пользуются услугами Федерального казначейства?

На сегодняшний день сло­жилась следующая статистика по субъектам РФ: в 42% субъектов мы осуществляем полное кассо­вое обслуживание исполнения бюджетов, в 36% открываем ли­цевые счета только финансово­му органу и в 22% осуществляем смешанные варианты кассового обслуживания.

Что касается муниципалите­тов, то в 45% муниципальных образований открыты лицевые счета всем участникам бюджет­ного процесса, в 39% — только финансовым органам и в 16% — смешанные варианты.

— Как изменилась работа казна­чейства в связи с реализацией по­ложений Федерального закона от 08.05.2010№ 83-ФЗ?

Создание казенных, бюджет­ных и автономных учреждений не повлекло особенных измене­ний в работе органов Казначей­ства России. Да, согласно Закону № 83-ФЗ мы стали обслуживать бюджетные и автономные уч­реждения как неучастников бюд­жетного процесса, однако также открываем им лицевые счета, проводим операции на основа­нии представленных платежных и расчетных документов, обеспе­чиваем их наличными деньгами.

Изменения в большей степе­ни коснулись самих учреждений, в первую очередь бюджетных и автономных. К новациям можно отнести особенности санкцио­нирования расходов бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обе­спечения которых являются суб­сидии, предоставленные им на иные цели, а также необходи­мость размещения информа­ции о деятельности учреждений на официальном сайте в сети Ин­тернет.

Бюджетным и автономным учреждениям открываются но­вые виды лицевых счетов: для учета операций со средствами на осуществление госзадания, для учета операций со средствами, предоставленными им в виде суб­сидий на иные цели и бюджетных инвестиций, для учета операций со средствами, поступающими в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования.

Для этих учреждений изменил­ся порядок осуществления опера­ций со средствами, полученными от приносящей доход деятель­ности. Они поступают в их само­стоятельное распоряжение и ис­пользуются в рамках достижения целей, ради которых создавались учреждения.

Также изменился порядок взыскания задолженности по исполнительным документам, должником по которым являет­ся бюджетное и автономное уч­реждение. Учреждение-должник самостоятельно определяет, с ка­кого лицевого счета, открытого ему в органе Казначейства Рос­сии, должно производиться спи­сание средств для исполнения требований, содержащихся в ис­полнительном документе.

— Одной из приоритетных за­дач является внедрение системы управления общественными фи­нансами "Электронный бюджет". Что Казначейству России нужно сделать для ее решения?

— В Концепции создания и развития государственной интег­рированной информационной системы управления обществен­ными финансами "Электрон­ный бюджет", утвержденной распоряжением Правительства от 20.07.2011 № 1275-р, сфор­мированы основные принципы и требования к развитию ин­формационной среды в сфе­ре управления общественными финансами. Это, в частности, преодоление локального узкове­домственного характера средств информационных технологий, обеспечение полноты доступа гражданам к информации о дея­тельности органов государствен­ной и муниципальной власти.

Реализовать эту задачу возмож­но только путем интеграции раз­личных информационных систем участников бюджетного про­цесса. Минфину России пред­стоит провести огромную работу по подготовке нормативной базы, спроектировать бизнес-процессы и утвердить формуляры (состав и правила формирования элект­ронных документов).

Нам как оператору системы в 2012 г. необходимо спроектиро­вать архитектуру системы "Элект­ронный бюджет" и ее отдельных подсистем и обеспечить внедрение подсистем первой очереди. Феде­ральное казначейство должно ре­шить следующие задачи:

обеспечить единство учета всех операций посредством исполь­зования единых правил, рее­стров, классификаторов, фор­муляров с обязательной реги­страцией всех документов в электронном виде;

унифицировать требования к бизнес-процессам в части управления финансами публич­но-правового образования;

обеспечить взаимосвязь ин­формации о финансовых пока­зателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятель­ности;

  • обеспечить интеграцию функ­циональных подсистем систе­мы "Электронный бюджет" и информационное взаимодей­ствие с внешними информаци­онными системами. Федеральное казначейство вы­ступает в качестве пилотного ор­гана государственной власти по внедрению системы "Электрон­ный бюджет".

В этом году проходят апроба­цию подсистемы "Управление кадрами", "Управление закупка­ми", "Нефинансовые активы" и "Бухгалтерский учет".

— Федеральное казначейство ведет официальные сайты www.bus.gov. ru, www.zakupki.gov.ru, является оператором системы "Электрон­ный бюджет", информационной системы учета начислений и фак­тов оплаты государственных пош­лин, денежных платежей (штра­фов) и сборов. Вероятно, остро стоит вопрос об эффективном использовании ресурсов и наращива­нии мощностей.

— Безусловно, извлечение мак­симальной полезности от исполь­зования IT- систем, а также их развитие — одно из приоритетных направлений нашей деятельно­сти.

Планов много: оптимизиро­вать систему ключевых показа­телей эффективности, развивать наполнение наших сайтов, обе­спечить полноценное функци­онирование информационных систем, операторами которых мы являемся.

Это необходимо для того, что­бы с помощью имеющихся у нас информационных ресурсов реа­лизовать те масштабные проек­ты, которые мы запланировали на ближайшие 3 года в стратеги­ческой карте и планах деятель­ности.

— Что это за проекты?

— Прежде всего это запуск с 1 января 2013 г. Государствен­ной информационной системы о государственных и муници­пальных платежах, так называе­мой ГИС ГМП. Применение этой технологии позволит повысить информированность плательщи­ков о задолженности по платежам в бюджет и существенно упростит процедуру ее оплаты. Оплачи­вать задолженность можно будет из любой точки страны и мира в личном кабинете плательщика.

Внедрение ГИС ГМП обеспе­чит прозрачность и открытость деятельности публично-правовых образований, повысит качество финансового менеджмента орга­низаций сектора государственно­го управления за счет формиро­вания единого информационного пространства.

И следующая наша важная стратегическая задача — рефор­мирование системы бюджетных платежей. Сегодняшняя система осуществления государственных платежей недостаточно эффектив­на. В учреждениях Банка России открыто порядка 62 тыс. различ­ных счетов публично-правовым образованиям. В рамках управле­ния ликвидностью единого каз­начейского счета (ЕКС) осущест­вляется многочисленный перевод средств между этими счетами.

Мы планируем реализовать этот проект  "Казначейство — банк" к 2017 г., перевести все от­крытые сегодня 62 тыс. счетов в учетную систему казначейства. Казначейство России получит статус прямого участника пла­тежной системы Банка России, обеспечивающего расчеты пуб­лично-правовых образований с использованием единого банков­ского счета, открытого Россий­ской Федерации в Банке России, и свой БИК. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем рас­четным услугам через систему лицевых счетов, открытых в Каз­начействе России. В этом году будет разработана Концепция реформирования системы бюд­жетных платежей на период до 2017 г.

Реализация этого проекта уста­новит новые стандарты качества обслуживания клиентов. Это по­зволит упростить многие проце­дуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими. Кроме того, на один день сокра­тится срок зачисления доходов в бюджеты.

— А до 2017г. управление ликвидно­стью ЕКС останется на том же уровне, что и сейчас?

— Ни в коем случае. Мы будем оптимизировать кассовые потоки бюджета. Для этого разработан новый механизм предоставления целевых средств бюджетам субъ­ектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, своего рода бюджет­ный аккредитив. Это исключает, по сути, скрытое бюджетное кре­дитование региональных бюдже­тов. По предварительным оцен­кам, экономический эффект составит порядка 250 млрд руб. (примерно столько составляют остатки целевых средств на сче­тах региональных бюджетов).

Мы предусмотрели возмож­ность замещения механизма предоставления субсидий аван­сом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных — до 30 дней бюд­жетных кредитов.

Также планируем реализовать механизм пополнения ликвид­ности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при­влекая средства их бюджетных и автономных учреждений. Кро­ме того, уже в этом году мы пла­нируем перейти на биржевой механизм управления ликвидно­стью ЕКС.

—Действительно, планов громадье...

— Да, мы должны выйти на качественно новый уровень об­служивания публично-правовых образований, предоставлять мак­симально гибкий сервис всем на­шим клиентам.

Поздравляю коллег с предстоя­щим юбилеем. Желаю им счастья, здоровья и творческих успехов. А казначейской системе — совер­шенствования и процветания.

Начать дискуссию