Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 8 по 14 октября 2012 года

Должны ли бухгалтеры-бюджетники прилагать накладные на продукты питания к банковским документам, по которым эти продукты оплачивались? Есть ли срок давности по запрету для должника на выезд из страны? Будут ли претензии у налоговой, если фирмы исправно уплачивала НДФЛ с зарплаты, не выдавая при этом саму зарплату? Должна ли облагаться налогом оплата такси сотруднику для рабочих поездок? Как проще и быстрее провести процедуру смены единственного учредителя (он же ген. директор)?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 8 по 14 октября 2012 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Должны ли бухгалтеры-бюджетники прилагать накладные на продукты питания к банковским документам, по которым эти продукты оплачивались? Есть ли срок давности по запрету для должника на выезд из страны? Будут ли претензии у налоговой, если фирмы исправно уплачивала НДФЛ с зарплаты, не выдавая при этом саму зарплату? Должна ли облагаться налогом оплата такси сотруднику для рабочих поездок? Как проще и быстрее провести процедуру смены единственного учредителя (он же ген. директор)?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Нужно ли прикладывать счета к банку?

«Наши проверяющие (мы работаем в бюджетной сфере) утверждают, что к банковским документам нужно подкладывать накладные на продукты питания или счета, - жалуется klery. - Правомерны ли эти требования? Где написано, что мы должны это делать?».

«А Вы у них спросите: а если покупка и оплата - в разных месяцах (а ещё бывает в разных годах), тогда как? – пишет Arhimed0. -Не приходовать, пока не оплатишь? Или не кормить? Чушь какая-то! Документы о покупках (поставках) - в 4 ж. о., а банк - это банк, 2 ж. о. И кстати, а если оплата наличными - тогда в кассу? Ну и расход тогда - туда же: больше ведь некуда, получается. Или 4-й ж. о. пустой должен быть? И счета должны валяться до оплаты. Видел я в одной бухгалтерии такое, чуть с ума не сошёл. Сверки расчётов как делать? Да и вообще, где учитывать не оплаченное? Накладная ведь и потеряться в таком случае может. А у меня в этом году дали денег на оплату услуг, которые были оказаны ещё в 2007 году! И как такое я должен был оформить по инструкции Ваших "проверяющих"? Или там вот ткнуть, потом выдернуть и воткнуть сюда?  А может лучше ЭТУ платёжку ТУДА воткнуть, что бы подтвердить что счёт был оплачен. А "банк" (2 ж. о.) пусть лучше пустой будет. Вы им лучше "такой" вариант предложите. Всё-таки продукты питания людям нужны, их кормить надо, да и знать желательно сколько на кухне спи... сали, а платёжки всякие, кроме буха, не нужны никому. Господи, вот увидишь таких проверяющих... Тут сам ещё не очень на ногах стоишь, а тут эти ещё, по объявлению найденные».

«Общий счет на большую сумму (который оплачивается постепенно и в разные периоды времени) лучше хранить отдельно с договором, - считает Yusia, - а в конце к последней оплате во 2 ж/о прикладывается и договор и счет оригинал (мы делали так - копировали счет и прикладывали его к платежке во 2 ж/о). При проверке никаких проблем не возникло. А накладные понятно, что в 4-ку надо прикладывать».

«Если бы у нас был один счет, не вопрос, - отвечает klery. - К тому же, бывает- и часто, что только накладные, а счета нет. Папки с банком раздуются до неимоверных размеров. Кому это нужно? Просто хочется понять смысл. Или хотя бы узнать, законны ли такие требования? Может, тогда вообще все в одной папке подшивать?».

«А что нарушено, по мнению этих чудо-"проверяющих"? – интересуется topalov. - Какая статья, какой пункт инструкции?».

«Скорее всего, свою разработали, - замечает Arhimed0. - Не удобно, видать, состыковывать банк с платёжками и расчёты с накладными. Или не научились еще!».

«По идее во 2 ж/о должны присутствовать подтверждающие платеж документы, - пишет Yusia. - То есть или акт, если оказана услуга, или товарная накладная, если приобретено оборудование. Да и казначейство требует только договор и один из документов прилагать. У меня в принципе так и разложено было, к моему участку никаких претензий и замечаний у проверяющих не возникло».

«Расскажите, плиз, где Вы хранили эти документы "до оплаты", под столом? – уточняет Arhimed0. - И чего в 4 ж/о шили, ничего?».

«К ж/о 2 практически всегда прикладывали счет, что и было указано в моем первом сообщении, - отвечает Yusia, - соответственно, в 4-ку шли остальные документы. А так, если счета нет, копии, товарищи, а вы что хотели... Нигде, собственно, этот порядок не указан. У КРУ свои требования, у Судебного департамента тоже свои заморочки... Но суть того, что я вынесла для себя после проверок, это не копии, заткнутые "во все места" как было сказано выше, а готовность моментально найти требуемый документ, что бы вы сами знали где что у вас прикреплено и могли доказать правомерность расхода. А вообще считаю, что к ж/о 2 нужно прикладывать счет».

«В платёжке ясно указано, за что и на основании чего я плачу, - пишет Arhimed0. - И я точно знаю, где и что искать.  Мне интересно, а как Вы делали копии лет 5 назад (ну может чуть-чуть побольше), когда ксероксов особо ни у кого не было? Переписывали вручную? А ведь в порядке оформления и формирования документов ничего не изменилось!».

«А я еще пометку на счете делаю, когда оплачено, сумма, №п/п, бюджет/внебюджет и т.п.», - сообщает Alexey_tob.

«Напишите в учетной политике, к какому журналу какие документы прикладываете, - советует Школьный бух. - Нас проверяли и остались довольны».

«Если проверяющий - человек нормальный, то и без учётной политики понятно, что платёжка - в банк, накладная - к расчётам, а акт о списании - движение материалов, - отзывается Arhimed0. - А если он просто "умный", то пиши - не пиши, он ещё и за "неправильную УП" мозги сушить будет. Легче ведь ему не будет от того, что в УП написано. Всё одно скажут, что всё рядышком лежать должно».

Срок давности по запрету выезда

«Есть долг физлица перед фирмой за причиненный ущерб, - пишет SilverLynx. - Был суд, все присудили, теперь приставы его безуспешно ищут, чтобы взыскать этот долг. Вопрос: есть ли срок давности у таких поисков, и надо ли фирме предпринимать какие-либо действия, чтобы запрет на выезд из РФ не снимался?».

«Есть срок давности, - отвечает Аноним. - Приказ УФССП РФ по Москве от 20.01.2009 N36. Приложение N1. "Порядок введения и отмены временных ограничений на выезд должников-граждан за пределы Российской Федерации в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве":

«1.2. Настоящий Порядок разработан на основании Федеральных законов N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах", N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", N 114-ФЗ от 15.08.1996 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Инструкции о порядке применения органами пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации поручений правоохранительных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и службы судебных приставов, утвержденной приказом ФПС РФ от 26.05.1998 N 270/ДСП, а также письма директора ФССП России от 23.03.2008 N 12/01-3626-НВ "О проведении с 1 апреля 2008 года эксперимента по новому порядку применения временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации", письма от 30.04.2008 N 12/01-5309-НВ "О продлении эксперимента".

...

2.2. Судебный пристав-исполнитель вводит временное ограничение на выезд должника-гражданина за пределы Российской Федерации как по заявлению взыскателя, так и по собственной инициативе. Срок действия ограничения не может превышать 6 месяцев».

В случае необходимости по истечении шести месяцев судебный пристав - исполнитель выносит повторно такое постановление».

«Это что, полгода посидеть дома, а потом дуй куда хочешь?» - не понимает Silver Lynx.

«Да, если приставы не оформят новое ограничение еще на полгода», - отвечает Аноним.

«Ну хорошо, а на основании чего судебный пристав возобновляет каждые полгода этот запрет? – уточняет Silver Lynx. - От фирмы, которая все-таки является пострадавшей стороной в этом случае, что-нибудь нужно? Или пристав сам возобновляет этот запрет каждые полгода, пока должник не заплатит или умрет?».

«Пристав сам возобновляет запрет, - отвечает Аноним. - Ограничение на выезд может накладываться, пока долг не погашен. Об этом написано в законе об ИП, например. Впрочем, если фирма каждые полгода будет писать ходатайство, это не помешает».

«Непонятно, зачем себе самому (я имею в виду судебных приставов) устраивать мороку по поводу возобновления процедуры каждые полгода, - удивляется Silver Lynx. - Такое впечатление, что они этим и не занимаются...».

«Чтобы была видимость осуществления бурной деятельности, - поясняет B@lex. - Вы в какой стране живете? В приказе же написано: "в целях установления единого порядка и повышения эффективности". Вот люди и занимаются».

НДФЛ есть, зарплаты нет

«У нашей компании работников всего двое - гендиректор и его зам, они же учредители, - рассказывает irusha. - С июля 2011 года заработную плату себе они не выплачивали, однако ежемесячно бухгалтер перечисляла НДФЛ в бюджет. Насколько я знаю, НДФЛ надо перечислять, только если зарплата выплачивается (есть доход - есть налог). Как мне объяснили, денег не было, поэтому и не было выплат зарплаты. Вопрос, что теперь со всем этим делать? Может, чтобы не привлекать внимание налоговиков, продолжать перечислять НДФЛ? Но что-то мне подсказывает, что это неправильно».

«Если денег не хватало, то могли бы вообще зарплату не начислять, - считает Всем привет! :), - во всяком случае заму уж точно, отправив его в отпуск "за свой счет". А раз начисляли - значит надо платить. А то что денег мало - это не оправдание, они должны были давать взаймы своей фирме, чтобы платить себе зарплату и налоги».

«Ничего не надо делать, - успокаивает автора GSokolov. - Всё почти нормально. Если этот НДФЛ был исчислен, то он является частью зарплаты, которую нужно удержать и уплатить при её выплате. Вот Вы эту часть удержали и уплатили. Нарушение здесь только в части превышения удержаний из суммы выплаты (100 % вместо максимум 50), однако, наказания за это, вроде бы, не предусмотрено. Да и налоговикам главное, чтобы налог был уплачен».

«Из чего удержали-то, если зарплата не выплачивалась? – недоумевает Анжелика Ник. - А из собственных средств организация не имеет права НДФЛ оплачивать».

«Удержали как раз из начисленной зарплаты, часть которой должна была пойти на уплату НДФЛ (это и есть НДФЛ исчисленный), - продолжает GSokolov. - Вот всю эту часть невыплаченной зарплаты Вы и удержали при выплате в пользу бюджета. Это не оплата из собственных средств. Вот если бы этот НДФЛ не был исчислен, или выплатили бы сотруднику всю зарплату вкупе с исчисленным НДФЛ, а НДФЛ заплатили сверх того, что было начислено сотруднику, тогда да...».

Анжелика Никцитирует Налоговый кодекс: «Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате».

«И что? – пишет GSokolov. -Вы считаете, фактической выплаты не было?».

«Вообще-то, так считает автор вопроса», - напоминает Анжелика Ник.

«Тогда поясню, что не выплачивалась часть заработной платы, положенная к выдаче работнику (это имела в виду автор вопроса), - продолжает GSokolov, - а часть заработной платы, удерживаемая для уплаты НДФЛ, как раз выплачивается при удержании НДФЛ (ведь НДФЛ удерживается именно из заработной платы работника). Так что говорить о невыплате заработной платы при удержании из неё НДФЛ в данном случае некорректно».

«Ну чего вы спорите? – вступает Аноним. - У меня директор и зам. его (одновременно учредители) с ноября 2008 года зарплату не получают, однако я ее регулярно начисляю и оплачиваю все начисления с ФОТ, включая НДФЛ.  И все это из-за того, что обоим им чуть-чуть (3 и 5 лет) до пенсии. Если я их отправлю за свой счет, то они в стаже потеряют, устроиться на другую работу не получается именно из-за возраста. Специалисты они хорошие, но чаще всего им платят наличкой на руки, не хотят через фирму или хотя бы их устроить, хоть по ГПХ. Всем заказчикам так выгодно. Я верю в их добропорядочность - они не побегут стучать в трудовую инспекцию на фирму, а больше-то никто не озабочен - выплачена зарплата или нет. Естественно, нет выручки, нет прибыли, а значит нет и расходов учитываемых при расчете налога на прибыль. Т.е. наказания нет как нет.  Рассчитываю зарплату сразу скопом за квартал и плачу все налоги раз в квартал».

«Вы нарушаете трудовое и налоговое законодательство, - отвечает Анжелика Ник. - И то, что на данный момент у вас вроде все в порядке, не означает. что к вам не придут с проверкой и не начнут задавать "неудобные" вопросы».

Не в булочную же они ездят

«У нас сотрудники, работающие с клиентами, разъезжают по их офисам на такси (по договору с транспортной компанией), - рассказывает Ириха. - Компания раз в месяц дает акты, кто сколько наездил. Вопрос - считается ли это выплатой дохода сотруднику? Допустим, в натуральной форме. Нужно ли каким-то образом за это удерживать у них НДФЛ? А если в коллективном договоре прописать это как часть соцпакета, будет ли облагаться тогда?».

«Какой же тут доход работника, если он по рабочим делам фирмы ездит?» - недоумевает Аноним.

«Часть соцпакета - это если б вы оплачивали сотрудникам поездку на рынок и в детский сад», - поясняет Andyko.

«То есть даже в коллективном или трудовом договоре можно не прописывать ничего и ничего не облагать? – радуется Ириха. - Просто услуги перевозки по актам транспортной компании я у себя провожу, а к людям это никак не привязываю?».

«А что такого получил работник, чтоб ему доход нарисовать и налог ещё удержать?» - не понимает Аноним.

«Но ведь по делам фирмы можно и на метро ездить, - пишет Ириха. - Насколько я знаю, для налогового учета такси не разрешается относить на затраты...».

«В затраты фирмы могут не включаться, это одно, - поясняет Аноним. - А дохода никакого работник не получил тут, это другое. Это вещи, не связанные друг с другом. Он же не катался просто так или по личным делам».

«А если ситуация, что работники бухгалтерии, после 22 вечера домой возвращаясь, пользуются корпоративным такси - не поставят в доход?!» - интересуется Morena.

«Поставят, если в табеле в этот день восьмерки», - отвечает Andyko.

Как быстрее сменить единственного учредителя?

«Директор сказал, что нужно сменить единственного учредителя (он же ген. директор), - пишет Алина12, -сменить коды деятельности по ОКВЭД и сменить режим налогообложения с УСН на ОСНО. Но не учел важный момент - что я не юрист и никогда этим не занималась. Я уже поняла,что есть несколько вариантов:

1. продажа доли,

2. ввод нового учредителя через увеличение УК,

3. договор дарения доли.

Но какой способ выбрать, чтобы было не затратно и недолго? И какие документы надо оформить? Везде пишут про разный перечень».

«Ген. директора и виды деятельности можете изменить хоть сейчас, хоть после смены участника, - отвечает Leila. - Быстрее, но не дешевле, сменить участника через куплю-продажу. По поводу документов уточняйте у нотариуса. Медленнее и дешевле: через увеличение УК. На первом этапе:

- заявление третьего лица о принятии в общество и внесении вклада;

- решение единственного участника о принятии и увеличении УК (с решением всех сопутствующих вопросов) (п. 2 ст. 19 ФЗ об ООО). Можете и вид деятельности поменять, и гену;

- изменения в устав (или устав в новой редакции);

- внесение третьим лицом вклада (подтверждающие документы);

- заявление 13001,

- заявление 14001,

- документ об уплате гос. пошлины.

На втором этапе:

1 вариант: старый участник подает заявление о выходе, новый принимает решение о распределении (или продаже) себе доли, принадлежащей обществу. В налоговую: 14001, заявление о выходе, решение, (+ если продажа, то документ об оплате).

2 вариант: старый участник продает новому долю по преимущественному праву. В налоговую: 14001, оферта, акцепт».

«А сколько по времени займут примерно каждый из вариантов?» - уточняет Алина12.

«Сложно сказать, - пишет Leila. - Купля-продажа с нотариальным удостоверением сделки - быстро. Зависит от того как документы соберете и до нотариуса дойдете. Доля перейдет к покупателю в момент нотариального удостоверения сделки. На регистрацию нотариус сам подаст. Когда гену и виды деятельности будете менять (со старым или уже с новым участником), решайте сами (и тут, и при регистрации купли-продажи плюсуйте неделю на регистрацию). По поводу увеличения УК и последующего этапа: срок на внесение вклада на первом этапе + пока до нотариуса дойдете (и на первом, и на втором этапах) + пока гос. пошлину оплатите (на первом этапе) + регистрация каждого этапа 5 рабочих дней».

«Думаю, что лучше через куплю-продажу, - сообщает Алина12. - Могу же я сейчас (пока старый учредитель) подать заявления 13 и 14, чтобы сменить название организации, ОКВЭДы, генерального директора? А когда лучше и как сменить режим налогообложения с УСН на ОСНО? Возник еще один глупый вопрос: а можно одновременно в один день продать через договор купли-продажи долю новому учредителю (ведь переход права собственности перейдет в момент подписания договора у нотариуса), и в этот же день новый учредитель отвезет в регистрирующий ИФНС заявления по форме №13 и №14 на внесение изменений названия фирмы,изменение ОКВЭДов, изменение ген. дира, переход с УСН на ОСНО (в целях экономии времени). Или так делать нельзя?».

«Можете подать заявления 13 и 14 уже сейчас, - подтверждает Leila. - А вот насчет "в один день продать" - в ЕГРЮЛ еще не отразится, что участник в обществе новый».

«Нотариусов закон не ограничивает в истребовании документов, позволяющих заверить заявление на смену директора, - жалуется shar-han. - С нас он потребовал, кроме протокола и выписки, явку учредителей! Благо у нас их двое. А если бы их было 45? И нет совета директоров. Вот и пробел в законодательстве».

«Закон и вас не ограничивает в выборе нотариуса, - замечает в ответ Аноним. - Найдите адекватного нотариуса, и будет вам счастье».

Начать дискуссию