Налоговые проверки

Не все отчисления в бюджет приравниваются к обязательным платежам

Налоговая инспекция в 2009 году провела выездную налоговую проверку общества за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года, по результатам которой вынесла решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.12 № 2449/12

Скачать Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.12 № 2449/12

Суть спора

Налоговая инспекция в 2009 году провела выездную налоговую проверку общества за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года, по результатам которой вынесла решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В частности, обществу доначислен налог на прибыль в связи с необоснованным включением во внереализационные расходы 2006 года сумм в виде отчислений на социально-экономическое развитие округа, подлежащих уплате в 2001–2005 годах, квалифицированных обществом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ в качестве убытков прошлых лет, выявленных в указанном году.

Данная сумма долга перешла к обществу от присоединенной к нему в октябре 2006 года компании. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 05.09.06 № 856/06 (далее – постановление № 856/06), суммы отчислений присоединенная компания была обязана уплатить на основании лицензионного соглашения к лицензии об условиях пользования недрами.

Арбитражные суды, где рассматривалось дело, признали решение инспекции о доначислении налога на прибыль недействительным. По их мнению, отчисления на социально-экономическое развитие округа по своей правовой природе относятся (наряду с налогами и сборами) к иным обязательным платежам, упоминаемым в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

До вынесения постановления № 856/06 оснований для отнесения расходов на уплату отчислений на социально-экономическое развитие округа к налоговым периодам, предшествовавшим 2006 году, у общества не имелось, поскольку обязанность по их уплате отсутствовала, ввиду того что судами не был решен вопрос о действительности условий лицензионных соглашений, предусматривающих уплату названных отчислений.

Позиция суда

Президиум ВАС РФ отменил решения арбитражных судов и признал действия налоговой инспекции правомерными.

Он счел квалификацию судами отчислений на социально-экономическое развитие округа в качестве иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, ошибочной.

Дело в том, что система платежей за пользование недрами установлена разделом V Федерального закона от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закона о недрах) и состоит из разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, сборов за участие в конкурсе (аукционе), регулярных платежей за пользование недрами.

Обязательства недропользователя по уплате отчислений на социально-экономическое развитие округа вытекают из положений статей 11, 13.1 и 15 Закона о недрах.

Следовательно, эти отчисления не могут быть признаны иными обязательными платежами, аналогичными налогам и сборам.

В рассматриваемом случае отчисления на социально-экономическое развитие округа предусмотрены лицензионными соглашениями с 2001 по 2019 год.

Таким образом, суммы денежных средств, установленные в лицензионных соглашениях, подлежали включению в состав расходов в те отчетные (налоговые) периоды, когда у присоединенной компании возникла обязанность по их уплате исходя из условий названных соглашений. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 54 НК РФ (в редакции, которая действовала в 2009 году) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибок.

В настоящем случае искажение налоговой базы в периоды, относящиеся к налоговым периодам, предшествовавшим 2006 году, допущено присоединенной компанией. В ее бухгалтерском учете должна была числиться задолженность перед администрацией округа, образовавшаяся в результате нарушения условий лицензионных соглашений.

Однако эта компания уклонялась от своевременной уплаты отчислений на социально-экономическое развитие округа, так как ошибочно полагала условия лицензионных соглашений ничтожными. После наступления обстоятельств, оказывающих влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль, обществу как правопреемнику надлежало произвести перерасчет налоговых обязательств в периодах совершения ошибок.

Примечание «ДК»

Президиум ВАС РФ определил, что отчисления на социально-экономическое развитие региона, которые пользователи недр обязаны уплачивать на основании лицензионных соглашений, по своей природе не могут рассматриваться в качестве иных обязательных платежей, аналогичных налогам и сборам. В связи с этим момент признания их в качестве расходов определяется не в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, а согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ: данные расходы учитываются в том налоговом периоде, в котором возникла обязанность по их уплате по условиям лицензионного соглашения, независимо от даты фактической выплаты денежных средств.

Стоит отметить, что ранее специалисты Минфина России в письме от 30.11.05 № 03-03-04/1/399 высказывали противоположную точку зрения при определении даты признания аналогичных расходов, указывая на правомерность применения к ним подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2012 г.

Начать дискуссию