Мы живем в период стремительного развития технологий. Для того чтобы считаться полноправным игроком на мировом рынке, России необходимо выйти из устаревшего технологического уклада и осуществить своего рода прорыв. Это, безусловно, будет сопровождаться многочисленными исследованиями и разработками в разных областях хозяйственной деятельности, которые и призваны привести к значимым научным результатам в той или иной области. Отметим, что основными целями научных исследований и опытно-конструкторских разработок через их конкретные результаты являются технологическое обновление и борьба с устаревшими ресурсами.
Россия выбрала инновационный курс развития, подтверждением чего является создание проекта «Инновационный центр «Сколково». Для участников указанного проекта предусмотрены многочисленные преференции, в том числе налоговые, о которых и пойдет речь в этой статье.
Законодательные акты, регулирующие проект «Инновационный центр «Сколково»
Был принят Федеральный закон от 28.09.10 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – Закон № 244-ФЗ, проект «Сколково») в целях регулирования отношений, возникающих при реализации этого проекта.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 244-ФЗ реализация проекта создания и обеспечения функционирования проекта «Сколково» осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в ч. 8 ст. 10 Закона № 244-ФЗ.
Данный закон является основополагающим. Он определяет, в частности, такие понятия, как «проект», «участник проекта», «исследовательская деятельность».
В соответствии со ст. 2 Закона № 244-ФЗ:
- проект — совокупность мероприятий, направленных на достижение цели по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково» (ч. 1);
- участник проекта — российское юридическое лицо, созданное исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в соответствии с Законом № 244-ФЗ и получившее в соответствии с Законом № 244-ФЗ статус участника проекта (ч. 8).
В соответствии со ст. 10 Закона № 244-ФЗ юридическое лицо получает статус участника проекта со дня включения его в реестр участников проекта. Решение о включении юридического лица в реестр участников проекта принимается в порядке, утвержденном управляющей компанией (ч. 1).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 244-ФЗ решение о включении юридического лица в реестр участников проекта может быть принято при одновременном соблюдении следующих условий:
- юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории инновационного центра «Сколково» (ч. 2 ст. 2 вступает в силу с 1 января 2014 г. (ст. 21 Закона № 244-ФЗ);
- учредительными документами юридического лица допускается осуществление им исключительно исследовательской деятельности в соответствии с Законом № 244-ФЗ;
- юридическое лицо принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с Законом № 244-ФЗ и соблюдать правила проекта;
- исследовательская деятельность — осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, определенным в соответствии с Законом № 244-ФЗ, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов (ч. 9).
Управляющая компания может установить дополнительные условия, соблюдение которых является обязательным для принятия решения о включении юридического лица в реестр участников проекта.
Управляющая компания — российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, возложена реализация проекта (ч. 5 ст. 2 Закона № 244-ФЗ); управляющая компания, дочернее общество управляющей компании — лицо, участвующее в реализации проекта «Сколково» (ч. 10 ст. 2 Закона № 244-ФЗ).
Частью 8 ст. 10 Закона № 244-ФЗ определено осуществление исследовательской деятельности по следующим направлениям:
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
- ядерные технологии;
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Закон № 244-ФЗ — главный документ, регулирующий реализацию и функционирование проекта «Сколково». Преференции, в том числе налоговые, установлены посредством внесения дополнительных положений в отдельные главы Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Разъяснения по отдельным положениям НК РФ в письмах дает финансовое ведомство, по положениям Закона № 212-ФЗ – Минздравсоцразвитие России.
Порядок ведения бухгалтерского учета участниками проекта «Сколково» в 2012 г. пока еще определяет Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ). С начала 2013 г. регулировать ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации будет Федеральный закон от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Прежде чем перейти к особенностям налогообложения и ведения налогового учета участников проекта «Сколково», определимся в особенностях ведения ими бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет участников проекта «Сколково»
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Законом № 244-ФЗ в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.11 г. № 339-ФЗ).
Статьей 346.24 НК РФ (глава 26.2 НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.
Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.12.08 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».
Следует отметить, что согласно разъяснениям финансового ведомства в письме от 26.10.11 г. № 03-11-20/2 «О представлении отчетности организациями, являющимися участниками проекта «Сколково» представление налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указанными организациями — участниками проекта «Сколково» не предусмотрено.
Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут только учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, в 2012 г. участники проекта «Сколково» имеют право вести бухгалтерский учет в полном объеме или в объеме, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих УСН.
Вместе с тем Закон № 129-ФЗ определяет, что в случае превышения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций в размере одного миллиарда рублей с начала календарного года, следующего за годом, в котором превышен годовой объем, возникает обязанность ведения бухгалтерского учета в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2013 г., организации, получившие статус участников проекта «Сколково», вправе будут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, с 1 января 2013 г. в любом случае участникам проекта «Сколково» будет необходимо вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность.
Однако в Законе № 402-ФЗ не определено, что есть «упрощенные способы ведения бухгалтерского учета» и что есть «упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность». Можно только предположить, что бухгалтерская отчетность в обязательном порядке будет включать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках; данные в отчетах можно будет отражать только по группам статей, т.е. без детализации показателей по статьям. По-видимому, планируется принятие дополнительных документов, устанавливающих упрощенный способ ведения бухгалтерского учета.
Налоговый учет у участников проекта «Сколково». Упрощенная система налогообложения (УСН)
Получение статуса участника проекта «Сколково» и ведение деятельности в качестве участника проекта «Сколково» никак не сопряжено с обязанностью применения общей системы налогообложения или УСН — выбор остается за налогоплательщиком. Кроме того, получение статуса участника проекта «Сколково» не влечет изменения применяемой ранее налогоплательщиком системы налогообложения.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусматривается указанной статьей НК РФ. Налоговым периодом при применении УСН признается календарный год. Для участников проекта «Сколково» возможность перехода с УСН на иной режим налогообложения до окончания налогового периода ст. 346.13 НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, организации, применяющие УСН и получившие статус участника проекта «Сколково», вправе перейти на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года и с этого же периода воспользоваться правом на налоговые преференции, предусмотренные для иного режима. Данный факт подтверждается и в письмах Минфина России от 22.12.11 г. № 03-03-10/124 «О порядке отказа от применения УСН участником проекта Сколково» и ФНС России от 17.01.12 г. № ЕД-4-3/360@ «Об использовании участником проекта «Сколково» права на освобождение от обязанностей налогоплательщика».
Если участник проекта «Сколково» применяет УСН, то налоговый учет ведется в соответствии с требованиями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
Налоговый учет у участников проекта «Сколково». Общая система налогообложения
В случае применения участником проекта «Сколково» общей системы налогообложения (далее – ОСН) в соответствии с отдельными положениями НК РФ ему предоставляются следующие налоговые преференции:
- освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС);
- освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций;
- освобождение от обязанностей по налогу на имущество организаций.
Рассмотрим порядок и условия освобождения для каждого из перечисленных налогов в отдельности.
Косвенные налоги. НДС. Освобождение от НДС
Согласно п. 1 ст. 145.1 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ организация, получившая статус участника проекта «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта «Сколково»; использование права на освобождение предоставляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта «Сколково» (абз. 1 п. 3 ст. 145.1 НК РФ).
Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в следующих случаях (п. 2 ст. 145.1 НК РФ):
- утрачен статус участника проекта с момента утраты такого статуса;
- совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 НК РФ нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, а объем совокупного размера прибыли превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли (см. таблицу).
Условия применения льготы по НДС
Показатель |
Льгота по НДС |
Момент потери льготы |
Начиная с 1-го числа года объем годовой выручки превысил 1 млрд руб. |
Льгота не теряется |
— |
Начиная с 1-го числа года, совокупная прибыль превысила 300 млн руб. |
Льгота теряется |
С 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение |
Сумма НДС за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта «Сколково» или было превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
Использование права на освобождение от НДС носит уведомительный характер, т.е. участнику проекта «Сколково» необходимо направить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта «Сколково» начал использовать право на освобождение письменное уведомление и следующие документы:
- документы, подтверждающие статус участника проекта «Сколково»;
- выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта, подтверждающую годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб.
Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждена приказом Минфина России от 30.12.10 г. № 196н
Участник проекта «Сколково» вправе отказаться от освобождения, направив уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения. Участнику проекта «Сколково», отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется.
Следует обратить внимание, что в соответствии с письмом ФНС России от 31.05.12 г. № ЕД-4-3/8966@, организация, получившая статус участника проекта «Сколково», имеющая право на освобождение от обязанностей плательщика НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, обязана представлять налоговую декларацию по НДС в следующих случаях:
- исполнения обязанностей налогового агента по НДС;
- выставления покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
- при совершении налогооблагаемых операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением, договором доверительного управления имуществом. (Налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам направлено письмо Минфина России от 15.05.12 г. № 03-07-15/45.)
Следует отметить, что ранее в письме Минфина России от 19.12.11 г. № 03-03-06/1/832 «О представлении налоговой отчетности организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов» разъяснялось, что участники проекта «Сколково», освобождаясь от обязанностей по исчислению и уплате НДС, при этом должны выполнять другие обязанности налогоплательщика, в частности представлять в общеустановленном порядке налоговую декларацию по НДС.
Прямые налоги. Налог на прибыль организаций. Освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций
Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль организаций.
Освободиться от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций и заявить право на льготу налогоплательщик-резидент имеет право непосредственно после получения статуса участника проекта «Сколково» (п. 1 и абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ), в том числе в середине отчетного (налогового) периода.
Освобождение от обязанностей налогоплательщика-резидента позволяет:
- не исчислять и не уплачивать налог на прибыль организаций (п.п. 1 п. 1 ст. 23, 286 и 287 НК РФ);
- не вести налоговый учет по формированию налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 313 НК РФ (п.п. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вместе с тем участники проекта «Сколково» обязаны сдавать налоговую декларацию по итогам отчетных и налогового периодов, поскольку представление отчетности не связано с исчислением и уплатой налога (письмо Минфина России от 19.12.11 г. № 03-03-06/1/832).
Само по себе наличие статуса участника проекта «Сколково» не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 246.1 НК РФ участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа следующего месяца письменное уведомление и документы по перечню (письмо УФНС России по г. Москве от 14.04.11 г. № 16-15/036416):
- уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения) (форма утверждена приказом Минфина России от 30.12.10 г. № 196н). По окончании налогового периода участник проекта «Сколково» направляет уведомление в налоговый орган не позднее 20-го числа последующего месяца (п. 6 ст. 246.1 НК РФ);
- документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта «Сколково»;
- документы подтверждающие, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб., т.е. бухгалтерскую отчетность, в составе которой отчет о прибылях и убытках (для участников, которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме) либо выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта «Сколково».
Как мы уже писали, для участников проекта «Инновационный центр «Сколково» предусмотрены многочисленные преференции, в том числе налоговые. Участники проекта «Сколково», которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять сведения о совокупном размере прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ). Действующий в настоящий момент отчет называется «Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»». В случае если участник проекта «Сколково» по окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца не представляет документы либо представляет документы, содержащие недостоверные сведения в налоговый орган, сумма налога на прибыль организаций подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 246.1 НК РФ участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):
- при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
- если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.
Согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта «Сколково», облагается налогом по налоговой ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ. Необходимым условием для применения ставки 0% является, чтобы размер прибыли, заработанной участником проекта «Сколково», не превышал 300 млн руб.; указанный размер прибыли определяется нарастающим итогом, но не с даты начала ведения деятельности, а с начала того налогового периода, в котором утрачено право на льготу; совокупный финансовый результат определяется путем суммирования прибылей или убытков, рассчитанных ежегодно.
Участники проекта «Сколково», которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять сведения о совокупном размере прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ). Действующий в настоящий момент отчет называется «Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Форма утверждена приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н «Об утверждении форм документов организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Сумма налога на прибыль за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 миллионов рублей, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).
В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта «Сколково» нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта «Сколково» прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, превысил 300 млн рублей и (или) в котором участник проекта «Сколково» утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. по налоговой ставке 20%, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему.
Кроме того, участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по истечении 10 (десяти) лет или добровольно отказавшись от права на освобождение (см. таблицу).
Условия применения льготы по налогу на прибыль
Показатель |
Льгота по НДС |
Момент потери льготы |
Превышение объема годовой выручки (1 млрд руб.) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной и полученной участником проекта |
Льгота теряется Возможно применение нулевой ставки |
Начиная с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение объема годовой выручки |
Совокупная прибыль превысила 300 млн руб. |
Льгота теряется Невозможно применение нулевой ставки Сумма налога на прибыль подлежит восстановлению и уплате в бюджет |
В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта «Сколково» нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта «Сколково» прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абз.3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ |
ПРИМЕР
С 2012 г. участник проекта «Сколково» применяет освобождение от обязанностей налогоплательщика. В 2013 г., полагаем, участник утратит право на освобождение и по этой причине требуется нарастающим итогом определить налоговую базу. Финансовые результаты по годам: 2013 г. – 500 млн руб. (прибыль); 2014 г. – 110 млн руб. (прибыль); 2015 г. – 180 млн руб. (убыток). Полученные показатели финансовых результатов по годам суммируются. Совокупный размер финансового результата (прибыли) за 2013–2015 гг. составит 430 млн руб. (500 млн руб. + 110 млн руб. + 180 млн руб.), что превышает пороговое значение (300 млн руб.), поэтому по итогам 2015 г. налогоплательщику следует уплатить налог на прибыль по общей ставке (20%), а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение 2015 г.
Не позднее 28 марта 2016 г. налогоплательщику следует перечислить в бюджет сумму налога на прибыль и соответствующие суммы пени.
Налог на имущество
Помимо НДС и налога на прибыль участники проекта «Сколково» освобождены от уплаты налога на имущество (п. 20 ст. 381 НК РФ). Причем сообщать о применении такого освобождения в контролирующие органы не требуется.
Освобождение от налога на имущество имеют:
- организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом № 244-ФЗ;
- организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения налогом на имущество в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта «Сколково», а также данные учета доходов (расходов). Утрата права на освобождение от обложения налогом на имущество также предусмотрена в п. 2 ст. 145.1 НК РФ.
Таким образом, организация, являющаяся участником проекта «Сколково», создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково», вправе получить освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество, на основании п. 20 ст. 381 НК РФ. При этом организация обязана соблюдать ограничения по совокупному размеру прибыли, предусмотренные п. 2 ст. 145.1 НК РФ.
Организация утрачивает право на освобождение от обложения налогом на имущество организаций в случае утраты статуса участника проекта «Сколково» или превышения совокупного размера прибыли, т.е. с начала года, в котором совокупный размер прибыли за весь период существования превысит 300 млн руб.
В случае непревышения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) одного миллиарда рублей участники проекта «Сколково» при заполнении декларации (расчета) по налогу на имущество остаточную стоимость ОС, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по п. 20 ст. 381 НК РФ, вправе не указывать (см. письмо Минфина России в письме № 03-05-04-01/35 от 19.10.11 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по предоставлению налоговых расчетов и деклараций по налогу на имущество установлена для плательщиков этого налога.
Согласно п. 20 ст. 381 НК РФ участники проекта при соблюдении необходимых условий освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, то есть от обязанности уплачивать налог, но не от обязанностей налогоплательщика.
Таким образом, даже после получения статуса участника проекта, организации обязаны предоставлять в налоговые органы расчеты по авансовому платежу и налоговые декларации по налогу на имущество. Об обоснованности такой позиции также косвенно свидетельствуют форма расчета по авансовому платежу и форма декларации по налогу на имущество, в специальных строках которых указывается стоимость имущества, в отношении которого предоставляются льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ.
Земельный налог
Согласно п. 10 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения земельным налогом организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом № 244-ФЗ – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным законодательным актом.
Льготы по уплате государственной пошлины
Согласно п.п. 2.1 – 2.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:
- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;
- за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
- за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.12 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» авторы результатов интеллектуальной деятельности освобождены от госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции.
От уплаты госпошлины освобождаются авторы результатов интеллектуальной деятельности по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу.
Эта норма способствует развитию инструмента принудительной лицензии, если результаты интеллектуальной деятельности не используются правообладателем.
Начать дискуссию