Кассовые операции

Готовимся к проверке ККТ и учета денежной выручки

Говорить о том, что налоговики заменят «банкиров» на проверках ККТ и учета денежной выручки, не совсем корректно. Скорее всего, инспекторы будут более расширенно проверять кассу в рамках своих прежних полномочий.

Говорить о том, что налоговики заменят «банкиров» на проверках ККТ и учета денежной выручки, не совсем корректно. Скорее всего, инспекторы будут более расширенно проверять кассу в рамках своих прежних полномочий.

До 2012 года кассу регулярно (один раз в два года) проверяли банки, в которых открыты расчетные счета компаний (раздел IV Порядка ведения кассовых операций № 40, утв. письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18; п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П, утв. советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47). Особых сложностей такие проверки не вызывали. Однако с нынешнего года с банков эти обязанности сняты (указание ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У). В настоящее время кассу проверяют налоговые инспекции, в которых фирмы стоят на учете. Что же могут проверить налоговики рассмотрено в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 10, 2012.

Об изменениях

Помимо введения в действие начиная с 2012 года нового Положения Банка России (Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение)), в феврале в силу вступили сразу два Административных регламента:

- об исполнении ФНС России функций по проверке работы с контрольно-кассовой техникой (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент 132н));

- об исполнении ФНС России функций по проверке полноты учета денежной выручки (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н (далее — Регламент 133н)).

Введение регламентов вовсе не означает, что у налогового ведомства появились новые функции. Полномочиями по проверке работы с ККТ и полноты учета денежной выручки оно обладает давно (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1; пп. 5.1.6, 5.1.7 Положения о ФНС России, утв. пост. Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Новые регламенты лишь определили порядок осуществления данных функций.

Что касается проверки соблюдения самого Положения (так называемая проверка кассовой дисциплины), то законодательством для нее никакой новый контролирующий орган (вместо банков), не назначался. Поэтому говорить о том, что инспекторы заменят «банкиров», не совсем корректно. Налоговики продолжат проверять кассу в рамках своих прежних полномочий, но более широко. Этого будет вполне достаточно для привлечения компаний к ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций.

Предмет и процедура проверок

Регламенты регулируют две разные проверки. Предметом одной является соблюдение требований к ККТ порядка и условий ее регистрации и применения (далее — проверка ККТ). Предметом другой — установление факта полноты учета выручки денежных средств (далее — проверка выручки).

Проверять расходную часть в рамках указанных выше мероприятий налоговики не вправе. Но, например, чтобы проверить полноту учета выручки, контролерам придется ознакомиться почти со всеми кассовыми документами. И если при этом будут обнаружены нарушения кассовых операций, не связанные с полнотой учета выручки, компанию вполне могут привлечь к ответственности в дальнейшем (подп. 1 п. 1 ст. 28.1, п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Рассматриваемые мероприятия не носят характера налоговой проверки, так как не связаны с контролем правильности уплаты налогов (п. 1 ст. 82 НК РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 № 17-26/089973). Поэтому привлечь к налоговой ответственности в рамках этих проверок нельзя. По мнению Генпрокуратуры России, данные мероприятия относятся к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, на который не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ; письмо Генпрокуратуры России от 24.11.2011 № 73/3-319-2011; информация на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/cont_kkt/3879021/)). Это означает, что проверки ККТ и выручки могут проводиться неограниченное число раз в году. При этом оба мероприятия могут проводиться как в разное время, так и совпадать. Процедура их проведения схожа (п. 20 Регламента 132н, п. 20 Регламента 133н).

1. Только для проверки ККТ. Налоговики проверяют, выдает ли компания покупателям кассовые чеки, бланки строгой отчетности (БСО), а также документы по требованию покупателя (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу)). Проверка проводится «визуальным наблюдением» или в виде «аналитической процедуры» (п. 23 Регламента 132н). Инспектор может, например, наблюдать за выдачей кассовых чеков при проведении расчетных операций. Причем это наблюдение может быть и скрытым, так как проводится до предъявления поручения на проверку (см. об этом в п. 2). Однако если в действиях инспекторов будут усмотрены признаки контрольной закупки и в результате компанию привлекут к ответственности, штраф можно оспорить в суде (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ; Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ; пост. ВАС РФ от 16.06.2009 № 1988/09, от 16.06.2009 № 1000/09). При этом стоит ознакомиться со сложившейся в конкретном регионе арбитражной практикой (письмо ФНС России от 11.01.2009 № ШС-22-2/1@). Не все суды соглашаются с отсутствием у налоговиков права на проведение контрольных закупок (пост. ВАС РФ от 24.07.2009 № 46-ад09-1).

2. Инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки (вместе со своими служебными удостоверениями). В этом поручении нужно расписаться, указать должность и дату. Отсутствие должностных лиц на месте или уклонение от подписания данного документа не остановит проверяющих. Проверка начнется, а в поручении будет сделана соответствующая пометка.

3. Инспекторы запрашивают документы, рассматривают их и проводят проверку. Как контролеры могут истребовать документы, в регламентах не указано. Это может быть и устный запрос. Представить документы можно в виде оригиналов или заверенных копий. Если инспекторы изымают оригиналы, должен быть составлен протокол (п. 5 ст. 27.10 КоАП РФ). В регламентах для каждого вида проверки приведен конкретный перечень запрашиваемых документов (п. 34 Регламента 132н, п. 29 Регламента 133н).

Не факт, что у фирмы будут затребованы все документы из перечня. Организация вправе получать от инспекторов информацию, относящуюся к предмету проверки (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н), поэтому можно уточнить (желательно, конечно, в письменном виде) конкретный перечень необходимых документов. При этом контролеры не могут требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. То есть при проверке ККТ они, например, не вправе запрашивать авансовые отчеты.

В связи с этим возникает вопрос: как быстро надо представить документы? Ведь не секрет, что некоторые из них делаются задним числом. Из регламентов следует, что максимальный срок представления — всего один рабочий день с даты предъявления фирме поручения на проверку (пп. 36, 37 Регламента 132н, пп. 31, 32 Регламента 133н). Факт представления (непредставления) документов будет зафиксирован инспекторами в акте (подробнее о нем см. в п. 4) (пп. 37, 38 Регламента 132н, пп. 32, 33 Регламента 133н).

За непредставление документов должностное лицо фирмы могут оштрафовать на 300—500 рублей, а компанию в целом — на 3000—5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

4. По результатам проверки контролеры составляют акт в двух экземплярах (п. 45 Регламента 132н, п. 45 Регламента 133н). В нем, в частности, фиксируют правонарушения (со ссылками на нормативно-правовые акты (подп. 8 п. 47 Регламента 132н, подп. 9 п. 48 Регламента 133н)) или делают отметку об их отсутствии. Один экземпляр акта предназначен компании. В случае уклонения от получения его направят по почте заказным письмом. Если были выявлены нарушения, на компанию налагают штрафы (на основании протокола).

Отметим, что максимальный срок проведения проверки ККТ составляет 5 дней (п. 42 Регламента 132н), срок проверки выручки — 20 дней (п. 42 Регламента 133н).

Период проверки

В регламентах не указано, какой период может быть подвергнут проверке. Скорее всего, налоговики будут смотреть два-три последних месяца, включая текущий. Проводить проверку за более длительный период нет смысла. Ведь привлечь к административной ответственности в данном случае можно не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений) (ст. 4.5 КоАП РФ).

Права и обязанности сторон

Когда проверку кассы проводили банки, права и обязанности сторон законодательно нигде четко оговорены не были (разве что в договоре на обслуживание банковского счета). В настоящее время нормативными документами установлено, что при проверке ККТ и выручки сотрудники фирмы вправе непосредственно присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами, указывать в акте о согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) инспекторов в досудебном порядке (п. 9 Регламента 132н, п. 9 Регламента 133н). Компания обязана обеспечить контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и к документации по ней, давать необходимые объяснения, справки и сведения в рамках проверки (п. 10 Регламента 132н, п. 10 Регламента 133н).

Инспекторы вправе смотреть использованные контрольные ленты, получать документацию по ККТ (п. 7 Регламента 132н, п. 7 Регламента 133н). При проверке выручки они могут пересчитать денежные средства в кассе, убедиться в наличии БСО, а также получить пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты.

Обращаем особое внимание

Внимание нужно обратить на те правонарушения, за которые установлена административная ответственность (п. 1 ст. 15.1, п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У). Прежде всего необходимо:

- отслеживать размер расчетов с другими организациями;

- ежедневно сверять фактический остаток по кассе с документами, а также все кассовые документы между собой;

- не допускать превышения лимита по кассе (а также не забыть утвердить такой лимит, в противном случае все денежные средства будут сверхлимитными) (письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@);

- пробивать чеки ККТ или оформлять в установленном порядке БСО;

- соблюдать все необходимые требования к работе с ККТ.

Четкое выполнение данных действий, конечно, не означает, что в остальном кассу можно вести как попало. За другие обнаруженные нарушения также может быть предусмотрена ответственность (например, налоговая). К ней контролеры смогут привлечь фирму в рамках налоговых проверок. Информация, полученная инспектором при проведении проверки ККТ и (или) выручки, вполне может послужить поводом для назначения, например, выездной проверки.

Если будут выявлены нарушения, за которые административная ответственность не предусмотрена, налоговики все равно должны отразить их в акте. Возможно, они попытаются привлечь фирму к ответственности или начнут пугать штрафами (к сожалению, и такое тоже бывает, многое зависит от инспектора). Но без паники! Сначала следует сопоставить выявленные нарушения с теми, за которые действительно предусмотрена ответственность. Если штрафов за названные промахи не существует, компания вправе обжаловать действия проверяющих. При наличии нарушения, за которое штрафуют, нужно проверить, не истек ли двухмесячный срок с даты, когда оно было совершено. Если организация в принципе не согласна с выявленными нарушениями, об этом нужно написать в акте.

Пример:

Ситуация 1

В ходе проверки выручки налоговики обнаружили, что работник фирмы отчитался по выданным под отчет суммам позднее трех дней со дня истечения срока, на который они выданы. Был нарушен п. 4.4 Положения. Инспекторы отразили этот факт в акте. Однако административной ответственности за такое нарушение не установлено, поэтому штрафов компании они не выписали.

Ситуация 2

6 сентября налоговики предъявили компании поручение на проведение проверки выручки и затребовали кассовые документы за период с 1 июня по 5 сентября. В ходе проверки установлено, что 15 июня был превышен лимит по кассе на 50 руб. Инспекторы указали это в акте и выписали штраф в размере 50 000 руб. Однако впоследствии было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, так как срок давности привлечения к ответственности истек (ст. 4.5, подп. 6 п. 1 ст. 24.5, п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 № 09-10/039388@).

Куда жаловаться

В регламентах подробно описано, на что можно пожаловаться и как составить жалобу (пп. 66—79 Регламента 132н, пп. 67—80 Регламента 133н). Предъявить претензии можно не только за нарушение своих прав и законных интересов, неправомерные решения, действия (бездействие) работников инспекции, нарушение ими регламентов, но также и за некорректное поведение или нарушение служебной этики. Поэтому, если проверяющий откровенно запугивает, не нужно бояться сообщить об этом в вышестоящие инстанции: УФНС России (устно или письменным обращением, направленным по почте), на сайт УФНС или ФНС России (заполнив электронную форму). К жалобе можно приложить подтверждающие неправомерные факты документы и материалы (их копии). Максимальный срок рассмотрения жалобы может достигать 60 дней, а инспекторы должны прислать письменный ответ. 

Мнение: Татьяна Ильинова, руководитель аудиторско-правового департамента компании «Градиент Альфа»

Новые полномочия налоговиков

Проверки ККТ налоговики проводили и раньше (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ). А вот проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы до 2012 года были прерогативой банка, работающего с компанией. Нов­шеством для инспекторов является также проверка полноты учета выручки.

Налоговики начнут проверку с предъявления фирме поручения на исполнение государственной функции. Далее они рассмотрят необходимые документы, связанные с приобретением, регистрацией, обслуживанием, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ. Также будут просмотрены бланки строгой отчетности (БСО), журналы и справки-отчеты кассира-операциониста, контрольные ленты ККТ, сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации и иные документы, связанные с использованием ККТ и БСО (список этих документов открыт).

В ходе проверки полноты учета выручки в обязательном порядке проинспектируют наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. В случае расхождений фактических и учетных данных налоговики возьмут подробные объяснения у ответственных лиц и сделают выводы о полноте учета выручки наличных, о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (излишков). По окончании проверки будет составлен акт с указанием документально подтвержденных фактов нарушений или с записью об отсутствии таковых. Акт составляют в двух экземплярах. Его подписывают налоговики и представители фирмы. 

Комментарии

1
  • Роман
    Мои вопросы не раскрыты:
    1) административный регламент это что такое, документ так сказать законодательный и обязательный к исполнению для всех или инструкция-ликбез для конкретного ведомства (я почему-то всегда думал что это инструкция)
    2) вопрос о представлении документов самый интересный, но увы пять же ответов нет