ВАС РФ признал, что требование заполнять декларацию по единому налогу при «упрощенке» в целых рублях не соответствует нормам Налогового кодекса РФ. О последствиях принятого решения расскажем в статье.
Суть спора
Юридическая компания обратилась в Высший арбитражный суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 2.11 Порядка заполнения декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (приложение № 2 к приказу Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н, далее – Порядок).
В указанном пункте Порядка установлено, что все значения стоимостных показателей должны указываться в полных рублях. При этом 50 коп. и более нужно округлять до полного рубля, а значения показателей менее 50 коп. должны отбрасываться. По мнению организации, это противоречит положениям статьи 346.20 Налогового кодекса РФ, поскольку позволяет изменять ставку налога, установленную данной статьей.
Представители Минфина России с требованием организации не согласились, пояснив, что оспариваемое правило округления на сумму налога не распространяется. Так как сумма налога – это не стоимостной показатель (он не определяется как стоимостной показатель).
А к стоимостным показателям относятся: сумма полученных доходов, произведенных расходов и иные суммы, определяемые стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Следовательно, как считают финансисты, Порядок в оспариваемой части соответствует кодексу. Увеличение же суммы налога, на которое ссылается заявитель, связано с неправильным заполнением им налоговой декларации.
Но суд принял сторону юридической компании. Решением ВАС РФ от 20 августа 2012 г. № 8116/12 заявленное ею требование удовлетворено. Чем обосновано такое решение? Прежде всего арбитры отметили следующее.
По мнению специалистов Минфина России, рассматриваемое округление не приводит к нарушению прав налогоплательщика, поскольку не влечет за собой изменения ставки налога. Однако при сопоставлении сумм налога, исчисленных исходя из округленных стоимостных показателей и без их округления, суд пришел к выводу, что установленное пунктом 2.11 Порядка правило округления приводит к изменению обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Далее были проанализированы общие правила налогообложения и особенности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для отдельных налогов. Так, согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, предоставлено право в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Но лишь такие, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 Налогового кодекса РФ).
При этом судом было учтено, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Налоговым кодексом РФ непосредственно только для двух налогов: для НДФЛ и ЕНВД (п. 4 ст. 225, п. 11 ст. 346.29). Подчеркнуто, что для упрощенной системы налогообложения такого порядка исчисления налога кодексом не предусмотрено.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что пункт 2.11 Порядка противоречит положениям кодекса, в связи с чем заявленное обществом требование подлежит удовлетворению.
Сумма искажения небольшая. Однако данное решение выявило превышение компетенции Минфина России при издании нормативного правового акта.
Арбитражным процессуальным кодексом РФ определено, что решения ВАС РФ вступают в законную силу немедленно после их принятия. А также установлено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. › |.
Суд принял рассматриваемое решение 20 августа 2012 года. Значит, пункт 2.11 Порядка не подлежит применению с этой даты. Что это означает в практическом плане? Следует ли заполнять все поданные после 20 августа 2012 года декларации по указанному налогу с копейками? Например, уточненные декларации.
Напомним: налогоплательщики-организации представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения по истечении налогового периода (п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ). Налоговым периодом по данному налогу, согласно пункту 1 статьи 346.19 Налогового кодекса РФ, признается календарный год.
То есть ближайшая для организаций, применяющих «упрощенку», дата сдачи декларации – не позднее 31 марта 2013 года (помимо, как уже отмечалось, «уточненок»). По всей видимости, до этого времени форма декларации будет обновлена.
Но действующий Порядок не предусматривает указания стоимостных (или числовых) показателей с копейками (с дробной частью). Дробные показатели в виде исключения предусмотрены только для указания даты и ставки налога. Поэтому было бы неплохо, если бы Минфин России разъяснил, как заполнять поля, предназначенные для отражения сумм налога с копейками.
Учитывая, что норма признана недействительной с 20 августа 2012 года, на предшествующие периоды решение суда не распространяется. Поэтому пересчитывать ранее поданные декларации нет оснований.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №12, декабрь 2012 г.
Комментарии
1Решили вот проблем налплатам подкинуть. хххх - одним словом в этой юридической компании. Надо бы название их узнать - тоже че-нить плохого им постараться сделать.