Налоговые проверки

Ребята, давайте жить дружно

Как вы, наверное, знаете, среди наших авторов есть бывшие сотрудники налоговых инспекций. Соответственно, им хорошо известны нюансы взаимоотношений между налоговиками и бухгалтерами. И в этой статье мы хотим дать несколько практических советов, которые, надеемся, помогут вам найти общий язык с инспекторами.

(Какой стиль общения с налоговиками лучше выбрать)

Как вы, наверное, знаете, среди наших авторов есть бывшие сотрудники налоговых инспекций. Соответственно, им хорошо известны нюансы взаимоотношений между налоговиками и бухгалтерами. И в этой статье мы хотим дать несколько практических советов, которые, надеемся, помогут вам найти общий язык с инспекторами.

СОВЕТ 1. Не надо видеть в инспекторе врага

Детей пугают Бабой-ягой, а налогоплательщиков - налоговым инспектором. На самом деле это такие же люди, как и мы. Со своими радостями и горестями. Со своим начальством и со своими обязанностями. Кстати, среди налогоплательщиков встречаются даже такие, которые уверены, что налоговики созданы исключительно для того, чтобы вставлять палки в колеса организациям. Это не так. Поэтому при общении с налоговиками, даже если ваши взгляды по какому-либо вопросу не схожи, помните, что инспекторы просто делают свою работу, так же как вы делаете свою. И цели вас прессинговать у них нет.

СОВЕТ 2. Выбирайте золотую середину

Чаще всего при общении с налоговиками бухгалтеры выбирают две линии поведения:

<или> "я прекрасно знаю свои права и обязанности, и переубеждать меня бесполезно";

<или> "я буду соглашаться во всем с налоговиками, хотя и считаю, что они заблуждаются".

Мы же советуем не впадать ни в одну из этих крайностей. Если вы в чем-то не согласны с инспектором, не бойтесь ему об этом сказать, но и не надо кичиться своими знаниями ("всезнаек" налоговики быстро ставят на место). Спокойно объясните налоговикам свою позицию, подкрепив ее нормативными документами и судебной практикой. Не думаем, что налоговики будут продолжать настаивать на своем, если вы окажетесь действительно правы.

СОВЕТ 3. Если что-то не понимаете, не стесняйтесь спросить инспектора

Всего знать не может никто. Поэтому, если вы не можете решить какую-то налоговую задачку, не бойтесь попросить помощи у налоговиков. Ведь помочь вам - их обязанность <1>. При этом мы рекомендуем письменно обращаться к налоговикам. Так у вас будет документальное подтверждение их позиции по вашему вопросу. Кстати, никто не запрещает вам обратиться за ответом по интересующему вас вопросу не в вашу инспекцию, а сразу в УФНС вашего региона.

СОВЕТ 4. Не бойтесь приглашать налоговиков к себе в гости

В некоторых организациях, когда узнают о предстоящей выездной проверке, говорят налоговикам, что помещения для них нет, поэтому документы по проверке будут представлять в ИФНС. Безусловно, если вы принципиально не хотите видеть проверяющих на своей территории, то можете поступить и так <2>. Если же это просто страх перед чужаками, то наш совет: пустите их к себе. В этом есть несколько плюсов:

- вам не придется ксерокопировать все-все ваши документы. Конечно, случается, что налоговики, даже проводя проверку в самой организации, просят снять копии со всех документов. Но это редкость. Чаще всего им хватает копий тех документов, которые подтверждают выявленные нарушения;

- когда налоговиков принимают в организации и не тянут с представлением документов, которые они просят, инспекторы становятся более лояльными, и, возможно, вам удастся прийти к компромиссу относительно результатов проверки.

И вообще, в качестве гостеприимного хозяина вы будете чувствовать себя более уверенным, нежели в качестве гостя в инспекции.

СОВЕТ 5. Не рой яму инспектору, сам в нее попадешь

Бывают ситуации, когда в ходе выездной проверки бухгалтер пытается перехитрить проверяющих. Происходит это так: инспектор находит нарушение, начинает подбирать под него документы, чтобы описать в акте. А бухгалтер смекает, что к чему, и быстренько сдает уточненку. Уточненный налог и пени бухгалтеру все равно приходится уплатить, но штрафа-то он избегает. Мы так делать не рекомендуем. Во-первых, подобными действиями вы настроите проверяющих против себя. А во-вторых, с нулевым актом они все равно не уйдут, поэтому к вашей якобы самостоятельно выявленной ошибке (сданная в ходе проверки уточненка) добавятся еще и другие доначисления по акту.

СОВЕТ 6. Не стоит отвечать на хамство

К сожалению, иногда бухгалтеры сталкиваются с некорректным поведением налоговиков. Его не оправдывают ни испортившие настроение начальник или склочный налогоплательщик, ни какие-то другие причины. Конечно, трудно сдержаться, когда вам хамят, и не ответить тем же, но постарайтесь. Во-первых, если вы будете с инспектором общаться в том же духе, он распалится еще больше. Во-вторых, криками вы не решите вопрос, с которым пришли в инспекцию. Поэтому излагайте суть своего вопроса как можно более спокойно и дружелюбно. А если и тогда инспектор не умерит свой пыл, обратитесь к его непосредственному начальнику.

СОВЕТ 7. Не бойтесь говорить "нет" инспекторам

В некоторых организациях потакают любым капризам налоговиков. Когда это касается их законных требований, это одно дело. Но иногда речь идет о просьбах сверх положенного. К подобным просьбам можно, например, отнести представление документов, которые вы не обязаны им давать.

Кстати, порой просьбы налоговиков совсем не связаны непосредственно с вашей или их работой. Например, вас могут попросить подарить инспекции, скажем, принтер или еще что-нибудь полезное.

Наш совет: не бойтесь испортить с ними отношения и не идите у инспекторов на поводу. В конце концов, если после вашего отказа вы почувствуете, что инспекторы вам мстят, вы всегда можете пожаловаться в УФНС. А если уж соберетесь это сделать, можете сообщить о своем решении инспектору или его начальнику. Тогда есть шанс, что то, из-за чего возник конфликт с налоговиками, разрешится, не успев выйти за пределы инспекции. Ведь любая жалоба в УФНС обычно заканчивается служебным расследованием для инспектора, поэтому налоговики стараются по возможности замять любой конфликт до того, как о нем узнают в УФНС.

* * *

И наверное, основной наш совет - в любой ситуации оставайтесь спокойными и учтивыми. И улыбайтесь чаще. Удачи!

______________________________

<1> подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ

<2> п. 1 ст. 89 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N21, 2012

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию