Интервью

Ответы на самые острые вопросы по налоговым проверкам

Налоговые проверки всегда вызывают немало вопросов у бухгалтеров. Это и стало темой второго заседания Главбух Клуба. На все вопросы участников подробно ответил Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Налоговые проверки всегда вызывают немало вопросов у бухгалтеров. Это и стало темой второго заседания Главбух Клуба.. На все вопросы участников подробно ответил Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Сейчас контролеры могут послать компании требование по почте, только если вручить лично и направить по телекоммуникационным каналам не получилось. Но уже в ближайшем будущем это ограничение собираются снять. То есть инспекторы смогут выбирать любой удобный для них способ?

— Да, это так. По нашему мнению, перечень документов, которые надо вручать налогоплательщику лично, должен быть ограничен. Например, решение по итогам рассмотрения материалов проверки.

Все остальные, к примеру требование о предоставлении документов, инспекторы могут направить по почте или ТКС. При этом они укажут тот адрес, который отражен в учредительных документах компании. Если же фактический адрес не совпадает с юридическим, нужно обязательно сообщить его инспекторам.

Когда у компании есть работающий почтовый адрес и контакты с почтовым отделением, в котором обслуживается организация, то никаких проблем с получением быть не должно. Конечно, может случиться что угодно: документ затерялся на почте и дошел до вас уже после того, как истекло шесть дней. В таком случае рекомендую ходатайствовать о продлении срока, обосновав причины.

Такая ситуация: в ходе проверки компания получила требование предоставить документы. А затем проверку приостановили. Получается, что срок, когда нужно исполнить требование, приходится на период приостановки. Нужно ли исполнять такой запрос?

— Да, нужно. Когда есть основания, инспекторы вправе продлить и приостановить проверку. В период приостановки ревизоры не проводят никаких мероприятий на территории организации. И не имеют права запрашивать документы. Однако на обязанности компаний это никак не влияет. Все законные требования инспекторов надо выполнить, если компания получила их в период проведения проверки. Даже несмотря на то, что срок их исполнения выходит за рамки проверки или попадает на режим приостановления.

Инспекторы во время камеральной проверки могут запросить документы, подтверждающие налоговые льготы. Но вот как определить, что является льготами, а что просто преимуществами при налогообложении?

— Я лично придерживаюсь буквального понимания: в соответствующей статье Налогового кодекса, в акте регионального законодательства или местного самоуправления преференция должна быть прямо названа налоговой льготой. Воспользоваться ею вправе только отдельные категории налогоплательщиков. А все остальные преимущества: особенности исчисления налога, принятия расходов, применение пониженной ставки — это иные самостоятельные элементы налогообложения.

Возьмем для примера возможность не вести раздельный учет по облагаемым и не облагаемым НДС операциям (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Так вот, это просто преимущество, которым может воспользоваться любая компания. Если, конечно, не будет превышен 5-процентный барьер. В таких случаях налогоплательщик, столкнувшись с требованием о предоставлении документов, вправе его обжаловать. Ведь оно нарушает установленный порядок проведения камеральных проверок.

Добавлю, что судебная практика здесь еще не выработала единого подхода. Есть ряд судебных решений, в которых указано, что под налоговыми льготами понимаются любые преимущества, которые предоставляются категории налогоплательщиков. То есть судьи толкуют понятие «налоговая льгота» шире — просто как преимущество при налогообложении.

Выездную проверку могут провести за период, не превышающий трех лет с года ее начала. Так написано в Налоговом кодексе РФ. Значит ли это, что в проверку попадут только календарные годы?

— Действительно, выездная проверка охватывает три предшествующих года. Но практика складывается так, что инспекторы могут проконтролировать и налоговые периоды года самой проверки. То есть если она началась в сентябре 2012 года, то налоговые инспекторы вправе провести ревизию не только за 2009, 2010 и 2011 годы, но еще, например, и за первый и второй кварталы 2012 года. А по НДФЛ могут проверить и месяцы, предшествующие тому, в котором принято решение о проверке.

Начать дискуссию