Совсем немного пройдет времени, и все граждане с организациями окончательно окажутся под «колпаком». Но не спецслужб, а налоговой инспекции, которая поистине получит самые широкие полномочия, о каких мы могли только догадываться.
Новая база данных ФНС
ФНС разрабатывает новую модель базы данных, которая автоматизирует сбор сведений в досье налогоплательщиков. По заверениям начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Георгия Колташова, уже сейчас ведутся такие работы. «Мы сможем увидеть, как он переводит свое имущество, свои активы и на кого, сможем увидеть несоответствие доходов расходам и т.д.», — сказал Колташов.
С одной стороны, удивляться этому трудно. Налоговики уже давно наблюдают за налогоплательщиками, используя информацию о них и получая ее от остальных государственных органов и не только.
Как получали сведения раньше?
ФНС поддерживает связь с Росреестром. Это ведомство снабжает налоговиков информацией о сделках с недвижимостью, подлежащих государственной регистрации: купля-продажа земельных участков, зданий, помещений, долгосрочная аренда. Информация о каждой регистрируемой в Росреестре сделке обязательно попадает налоговикам.
На втором месте – МВД. Органы ГИБДД также уведомляют фискалов о регистрируемых транспортных средствах налогоплательщиков. Существует также нотариат. Он «поставляет» налоговой инспекции данные о наследовании гражданами имущества – ведь в России на наследование существует налог, как в большинстве государств. Ранее практиковалось и предоставление оперативных разработок.
Органы местного самоуправления и региональные власти также снабжают налоговые органы сведениями, если гражданин от них получил какие-либо денежные средства. Правда, законодательство такую ситуацию не предусматривает, поэтому в обязательном порядке в ФНС они сведения не предоставляют. Чего не скажешь о работодателях - они совершают оплату налогов с зарплат своих работников.
Таким образом, власти построили четкую и работоспособную систему сбора информации о налогоплательщиках. Эту информацию мешало применять то, что налоговые инспекторы не систематизировали ее таким образом, который позволял бы оперативно отслеживать и анализировать сведения о налогоплательщиках в сравнении.
Лучше рассмотреть это на примере. Допустим, мы имеем налогоплательщика, который никогда в своей жизни не подавал налоговую декларацию. Налоговая не знает о его доходах. Он работает и получает зарплату, но «серую» - лишь с малой ее части работодатель платит налоги. В инспекцию также поступают сведения о том, что несмотря на скромные доходы налогоплательщик купил дорогой автомобиль, периодически меняет заграничный паспорт, приобрел недвижимость и находится в браке с неработающей супругой. Понять не трудно, что налоги с его доходов поступают в бюджет не в полной мере. Но инспектору нужно получать такие данные из разных источников, чтобы найти хотя бы формальный повод для подозрений в уклонении от уплаты налогов.
Единая база данных - другое дело!
Другое дело, когда вместо разбросанной информации у налоговиков будет единая база данных на каждого налогоплательщика, по ИНН которого можно узнать, кто из граждан является потенциальным налоговым хулиганом. Особенно актуально нововведение окажется, когда будет завершен переход к имущественному налогу, исчисляемому с рыночной стоимости недвижимости.
«Влететь» может не только гражданам, но и предпринимателям. Если среди работников предприятия будут попадаться сотрудники с явным превышением потребления над доходами, такое предприятие могут внести в план проверок по исполнению обязанностей налогового агента относительно НДФЛ.
Чего ждать дальше?
Конечно, многие доходы граждан она все равно не фиксирует – расходы наличными, например. Но налоговики будут видеть расхождения между доходами и расходами. И на их основании реализовывать свои полномочия.
Пока эти полномочия нельзя назвать широкими. Согласно положениям статьей 93 и 93.1 Налогового кодекса фискалы вправе истребовать у налогоплательщика при проведении проверки необходимые документы. Пока что физлиц эта норма не применялась, поскольку вычислить уклонистов было технически трудно. С введением новой системы процесс можно будет даже автоматизировать.
Но даже при наличии разницы между доходами и расходами налогоплательщика к ответственности привлечь не удастся. Потому как за такое деяние нет ответственности. Тогда зачем фискалам нужна подробная система переписи налогоплательщиков? Неужели можно ожидать – это введение уголовной ответственности за незаконные доходы?
Комментарии
6Аноним, Вы писали:
"Когда налоговая у нас будет работать так как описано в статье, это будет уже совсем другая страна.
"
1984?