Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 26 ноября по 2 декабря 2012 года

Что делать с завхозом-инвалидом, который постоянно на больничном, и до крайности запустил учет и инвентаризацию имущества? В чем главное различие обязанностей финансового директора и главного бухгалтера? Готовятся ли бухгалтерские фирмы с 1 января, с вступлением в силу закона о бухучете, повышать цены на свои услуги? Как быть, если в отчетности перед налоговой и фондами фигурируют подписи давно уволенного директора?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 26 ноября по 2 декабря 2012 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Что делать с завхозом-инвалидом, который постоянно на больничном, и до крайности запустил учет и инвентаризацию имущества? В чем главное различие обязанностей финансового директора и главного бухгалтера? Готовятся ли бухгалтерские фирмы с 1 января, с вступлением в силу закона о бухучете, повышать цены на свои услуги? Как быть, если в отчетности перед налоговой и фондами фигурируют подписи давно уволенного директора? Как лучше оформить ипотеку, если она оплачивается за счет мужа, но муж на жилье претендовать не должен?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Материально безответственное лицо

«У нас идет инвентаризация, - рассказывает Натабель79. - А наш завхоз, на котором все 7 этажей мебели и кондиционеров, с описью имущества на 50 с лишним листах, ушел на больничный. Еле уговорила приехать подписать инвентаризацию. У него 3-я группа инвалидности, рабочая. Он болеет по 2-3 месяца кряду с 2006 года - походит на работу недели 2, и опять на больничный. Тем более это туберкулезный больной. Нельзя ли как-то под благовидным предлогом с ним расстаться? Ну не то что прямо выгнать с треском (провести инвентаризацию с пристрастием, выявить несоответствия и бардак в документации и предложить выход), а так, чтобы он понял - не может он на своей должности больше работать, очень много к нему вопросов».

«По соглашению сторон расстаться вполне реально», - считает Анжелика Ник.

«Мы не получим согласия сотрудника - прогноз 99%», - отвечает Натабель79.

«Снимите с него часть ответственности за мебель (или всю ответственность) и повесьте на кого-то здорового, кто не болеет и всегда на работе, - советует Аноним. - Предложите ему более лёгкий вариант работы, может быть, он будет рад и согласится».

«Можно попробовать под предлогом предстоящих изменений в организационной структуре провести аттестацию сотрудника и, выявив его недостаточную квалификацию, уволить в связи с несоответствием занимаемой должности, - пишет  _Nikost_.  - При условии, что вы ему предложите перевестись на другую работу/должность, а он откажется. Но на моей практике по такой статье никого не увольняли, поэтому я не могу сказать, что это на 100% выход из ситуации. А вообще, честно говоря, не нравится мне всё это выдумывание предлогов и причин для увольнения инвалида... На мой взгляд, нужно по-человечески поговорить с сотрудником, аккуратно дать понять, что с обязанностями он не справляется и перевести на другую, менее ответственную должность».

«Вы не имеете права проводить инвентаризацию в отсутствие материально ответственного лица, тем более, если оно на больничном, - напоминает ZZZhanna. - Проведение инвентаризации с нарушениями делает ее результаты недействительными. А грамотно провести аттестацию сотрудника очень непросто, при малейшем нарушении он легко восстановится через суд».

«Я не от хорошей жизни пишу здесь, - продолжает Натабель79. - Этот работник начхал на мои просьбы навести порядок в его подотчете. Я за него устала уже вести оперативный учет его имущества. С ним вместе неделю ходила на инвентаризации - он бросил все на половине, потому что сам увидел, какой бардак у него творится. Устал и ушел опять на больничный. Врач у него кореш, он ему и больничный по беременности и родам напишет. Предлагала ему на время его отсутствия передать имущество и функции другому лицу. Не соглашается. Ну хоть частично, говорю, самое оперативное - сплиты, оргтехнику и оборудование диспетчерских залов раздать на согласившихся все это принять иных МОЛ. Не хочет - не подпишу, говорит, приказ».

«Что значит "не хочет"? – удивляется ZZZhanna. - Если есть приказ руководителя о передаче материальных ценностей от одного сотрудника другому - он обязателен для исполнения».

«При приеме-передаче имущества в каких случаях допускается отсутствие стороны "Сдал"? – пишет Натабель79. - А наша сторона "Сдал" наотрез отказалась присутствовать на каких бы то ни было приемо-передачах на других МОЛ».

«А какая должность у этого сотрудника? – уточняет _Nikost_. - И есть ли в его отделе другие сотрудники? Это я к тому, что можно назначить кого-то из сотрудников с аналогичными обязанностями заместителем вашего инвалида и заключить с ним договор о мат.ответственности. Пока ваш инвалид на больничном, его обязанности будет выполнять заместитель. Конечно, Ваш руководитель заинтересован в увольнении инвалида: толком не работает, а з/п платить надо. Но Вы же говорите, что он больше болеет, чем работает, т.е. выплаты ему из средств организации не такие уж большие получаются. Может, выбирая из двух зол меньшее, оставить его - путь работает, но и заместителя назначить?».

«А согласно листа реабилитации нынешняя работа является для сотрудника подходящей?» - спрашивает бух2007.

«Листа реабилитации у работника нет», - отвечает Натабель79.

«Требуйте, -советует бух2007. - Или хотя бы посмотрите, что написано в справке на инвалидность. Придет трудинспекция и оштрафует вас за несоздание должных условий труда инвалиду. Может быть, ему по состоянию здоровья вообще нельзя с мебелью работать из-за пыли...».

«На время болезни сотрудника либо временно принимаете другого работника, - предлагает Анжелика Ник. - Либо распределяете работу по своим, со всеми вытекающими последствиями. Если сотрудник не справляется, переводите на более легкую работу с оформлением документов по ТК».

«Я пыталась завести должность его заместителя, - пишет Натабель79. - Не получилось - головная организация не одобрила».

«Можно не вводить новую должность, - замечает _Nikost_, - можно приказом руководителя внести изменения в должностную инструкцию какого-нибудь сотрудника - установить обязанность по замещению функций завхоза в период его отсутствия и заключить с ним договор о мат.ответственности».

«Приказ готов, - сообщает Натабель79. - Раздала на согласование. Это вторая попытка. Первая не удалась год назад - никто не хотел брать на себя "чужое" имущество и ответственность - у директора были проблемы в личной жизни и он не додавил ситуацию. На сей раз буду настойчивей».

«Любой другой сотрудник может принять под свою мат.ответственность мат. ценности только на основании акта инвентаризации, - обращает внимание ZZZhanna. - А инвентаризацию нужно проводить только в присутствии сдающего и принимающего ценности лица. То есть возвращаемся к началу».

«Вы всё правильно говорите, инвентаризацию провести нужно, - соглашается _Nikost_. - Но тут сейчас ситуация немного другая получается: в данный момент сотрудник-инвалид - единственное МОЛ, а после внесения в должностную инструкцию другого сотрудника обязанности замещения завхоза на время его отсутствия в организации появится второе МОЛ. Таким образом, когда инвалид уйдет на очередной больничный, в организации будет человек, его замещающий. Изначально инвалид не желал подписывать акт, потому что с него хотели снять мат.ответственность, а теперь-то она у него останется, просто появится еще один материально ответственный сотрудник. И, кстати, как быть, если МОЛ заболевает и, соответственно, не может провести инвентаризацию, чтобы передать мат.ценности другому? С отпуском всё понятно - инвентаризацию проводят накануне. А в случае заболевания как?».

«Нашла ссылку только на это, - пишет ZZZhanna: Иногда работник не может принимать участие в инвентаризации по объективным причинам (например, из-за болезни). Законодательство в некоторых случаях допускает проведение инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица. Так, примечания к п. 6.3 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденных Приказом Минторга СССР от 19.08.1982 N 169, предусматривают: если по состоянию здоровья или другим причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, их передача производится комиссией в установленном порядке. Современное законодательство эту ситуацию как-то стеснительно умалчивает, а ведь работник может и с инфарктом в больницу попасть на несколько месяцев, или травму получить. Получается, что потом запросто может отказаться признавать результаты инвентаризации, если будет выявлена недостача».

«А коллективная мат.ответственность ситуацию не спасет?» - спрашивает _Nikost_.

«При коллективной (бригадной) мат.ответственности при входе нового члена в бригаду, как и при выходе, также нужно проводить инвентаризацию, - отвечает ZZZhanna. - Если люди друг другу доверяют (а это явно не рассматриваемый случай), то пишут согласие на вход и на выход без инвентаризации. При смене м.о.л. (например, при уходе в отпуск) тоже возможна передача ТМЦ без инвентаризации, если люди дают письменное согласие о приеме ТМЦ без переучета. В общем, ситуация действительно сложная, единственный выход, имхо, ловить момент, когда этот завхоз будет на работе».

Большая разница

«Какие функции выполняет финансовый директор? – спрашивает Аноним. - Я так понимаю, контроль за бухгалтерской службой в основном любят выполнять фин. директора. Главный бухгалтер должен постоянно ориентироваться в различных нововведениях в законодательстве, вводить документы, составлять отчетность своевременно и во все инстанции, контактировать с контрагентами и иногда еще полностью рассчитывать зарплату. Не понимаю, почему такая большая разница между зарплатой главбуха и фин. дира. Может быть, это только я до конца не понимаю, в чем заключаются его обязанности? А то как-то как то не очень получается, кто-то везет воз работы и по десятку фирм, а кто-то непонятно чем занимается и получает на порядок больше».

«В чужой карман нехорошо заглядывать, - отвечает Анжелика Ник. - Либо ищите другую работу главбухом, если вас зарплата не устраивает, либо сами становитесь фин.директором».

«Я абсолютно серьезно спрашиваю, - подтверждает Аноним. - Подумываю переквалифицироваться и подучиться».

«Зачастую на фин. дире лежит управленческий учет, управление денежными и товарными потоками, рентабельность производства, - объясняет другой Аноним. - Я бы сказала, что фин. дир. рулит, а главбух – гребет».

«Откройте любой сайт по поиску работы и посмотрите, что там от фиников требуют и ждут, - советует третий Аноним. - Исходя из этого, сориентируетесь. Везде же все по-разному».

«Во всем мире финансовый директор занимается тем, что отвечает за финансовые показатели компании, - пишет понаехавший Тут, - а бухгалтер отвечает только за правильность и законность отражения в учете конкретных финансовых операций».

«Исходя из собственного опыта, можно сказать, что главбух работает на контролеров и учитывает уже свершившиеся факты хоздеятельности, - пишет Тоня, - а финдиректор, скорее, на собственников бизнеса и будущие свершения. Например, у моей организации стопятьсот расчетных счетов по всему миру, на которые падают и с которых растекаются деньги. Кто будет планировать куда/откуда/когда/сколько, держа в голове текущую дебиторку и кредиторку вкупе с динамикой изменения курсов валют, в которых открыты эти счета? Главбуху хватает самого контроля учета по этим счетам».

«Бухгалтеру принесли бумажки, и он с ними работает, - замечает Аноним. - А фин. директора вызвал учредитель и сказал, что в этом году хочет построить склад, получить дивиденды 20 млн. рублей, и при этом складской остаток не должен упасть. Ну а фин. директор уже смотрит, какое направление более рентабельно, перенаправляет потоки денег, чтобы получить требуемый результат и т.п.».

А клиенты-то и не поняли

«Вы повышаете цены на обслуживание с 1 января 2013 г., в связи с вступлением закона о бух. учете? – интересуется Наталья28. - Как аргументируете повышение клиентам? Пишете письмо или доп. соглашение?».

«А каким образом вступление в силу нового закона влияет на цену услуг?» - уточняет Сергей А.В. .

«Влияет, - отвечает Наталья28. - Если раньше упрощенцы вели только налоговый учет, то с 1 января 2013 г. обязаны вести и бухгалтерский учет, соответственно, если раньше документы обрабатывал один специалист, то сейчас их будет уже два. Речь идет, конечно же, не об одной организации, но документов прибавится в разы».

«Мы уже сообщили клиентам, - пишет Демидова Татьяна. - Тем, кто раньше был на 6% УСН, и не вел бухучет, с января цена будет выше. На УСН 15% ничего не изменится, там и так проводили всю первичку. Мне кажется, клиенты еще не поняли, что это означает, и чем им это грозит. Скорее всего, первые вопросы будут после получения счета за январь».

Директор новый, подпись старая

«С апреля прошлого года в фирме новый директор, плюс изменился юрадрес, - рассказывает Полинушка. - Черт дернул меня посмотреть отчетность, которую сдает бухгалтер. Что же я вижу? Вплоть до последнего квартала у нас в отчетности (и в ИФНС, и в ПФР, и в соцстрах) фигурирует старый директор, и его подпись нарисована (за него расписывался бухгалтер). С адресом вообще беда. В какой-то отчетности новый указан (для ПФР), в какой-то старый (в соцстрах). Что нам теперь может грозить? Считается ли такая отчетность сданной?».

«Если уже сдали - как можно сданное "считать" несданным? – не понимает mvf. - Хотя налорги, вероятно, так и будут считать. И пытаться предъявить претензии по НК-119».

«На 99% никто на подпись в декларациях не смотрит, - успокаивает автора Лёнка. - Если спать спокойно не можете - сдайте уточненки с нормальной подписью...».

Про высокие отношения

«Я замужем чуть более 2-х лет, ребенку скоро будет год, - рассказывает Мари_yar. - Муж с нами не живет с самого рождения ребенка, снимает нам квартиру (у родственника, значительно дешевле, чем у нас в городе), покупает нам продукты и игрушки/одежду ребенку. Сам живет с другой женщиной в ее квартире. Но это так, лирика. За то время, что он не живет со мной, он купил дорогое авто в кредит (700 000 руб.) и дом с землей в деревне. Машину оформил на свою маму (видела документы), дом тоже полагаю, что не на себя. У меня своего жилья нет, есть комната в родительской квартире, но там жить не хочу.

Задумалась я брать ипотеку: либо комнату большой площади, либо малосемейку. Наших с родителями накоплений хватит на 1/2 большой комнаты, либо на 1/3 или чуть меньше стоимости малосемейки. Остальное в ипотеку. Пока муж не гонит из этой квартиры, где живем сейчас, купленное жилье буду сдавать и потихоньку гасить ипотеку. Муж разводиться не собирается, поговорила с ним, готов быть поручителем. Если же делать так, чтобы он ничего не знал, то проценты по потребительскому кредиту выше, а для меня это неподъемно. Что мне сделать, чтобы он не претендовал в случае развода на часть купленного мной жилья? Платить ипотеку я буду из "общего котла", по крайней мере, с точки зрения закона, это так, ведь все доходы супругов считаются общими. Мы женаты и, получается, при разводе он будет вправе потребовать "свою часть"? Стоит ли заключать брачный договор или есть другие способы?».

«А вы непосредственно в банке выясняли, с вашим уровнем доходов и наличием иждивенца готовы рассматривать предоставление кредита?» - уточняет Irusya.

«Да, выясняла, обращалась к консультанту Сбербанка, - отвечает Мари_yar. - Доход на троих должен быть не ниже 35 тыс. руб. (если не учитывать кредит мужа), у меня белая зарплата и я уже вышла на работу на полставки».

«При разводе муж будет вправе потребовать свою часть, - подтверждает saigak. - Брачный договор заключать стоит, это единственный выход. Ну или ипотеку и жилье оформлять на кого-то из ваших родственников, а потом дарение на вас».

«Единственное (но весомое) преимущества брачного договора, - он может быть заключён и в отношении будущего имущества, - отмечает dpolekhov. - Соглашение - только в отношении уже имеющейся совместной собственности, т.е. квартиру сначала надо будет купить, а потом делить. Поэтому решайте, что вам подходит больше».

«Общий котёл тут получается не только с точки зрения закона, но и по факту, - настаивает Аноним. - Он ведь снимает вам жильё, покупает продукты и т.п., и даже поручителем хочет выступить. Это я всё к тому говорю, чтобы вы сперва с ним этот вопрос обсудили, а то ведь он может вполне хотеть претендовать на это жильё, т.к. основания все (и моральные, и юридические) в данном случае есть. Ну или разведитесь до ипотеки. Зачем вам этот брак-то?».

«Если люди не проживают вместе, но отец помогает ребенку (а продукты и квартира, по сути, помощь сыну), это все же считается "общим котлом"? – уточняет Мари_yar. - Просто, если бы он жил с нами, нам с ребенком доставались бы значительно большие суммы, чем сейчас».

«Конечно, только сыну, - иронизирует Аноним. - А вы продукты не едите и в квартире не живёте. И платить ипотеку вы собрались, сдавая купленную квартиру, а живя в этой, но ведь её муж вам снимает. Конечно, это самый настоящий общий бюджет, т.к. вклад мужа значителен. Попробуйте вы без него обойтись».

«Я сына кормлю грудью, - отвечает Мари_yar, - так что он ест то же, что и я, и раздельно мы пока проживать не можем. Я просто пытаюсь донести, что живя с мужем я получала бы больше материальных благ, да и помощи с ребенком тоже».

«Было бы - это не значит, что общего котла нет, - замечает Аноним. - Муж-то что думает по этому поводу?».

«Ну, я за брачный договор, - пишет Irusya. - А накопления, которых "хватит на 1/2 большой комнаты", можно договором займа подстраховать, хотя при БД "страховка" не понадобится, думаю. Не правовой, но совет. Подумайте о том, как будете платить, если вливания денежные мужа прекратятся по разным причинам. Этот вопрос важнее того, будет ли он претендовать на что-то».

«Муж не гонит из этой квартиры, ему удобно, что мы с ребенком доступны в любой момент, - сообщает Мари_yar. -Недавно ремонт в ванной и туалете сделал, планирует заняться кухней. Эта квартира его родни, поэтому он платит за нее копейки. Если вливания прекратятся, съеду к родителям, нам с ребенком комнаты на двоих хватит».

«Это ваши действия, - пишет Irusya. - А если стоимость комнаты-квартиры упадет к моменту продажи - разница в том, "что взяли" и "что надо отдать" ляжет все равно на вас, по имеющимся на сегодняшний день законам. При невозможности - на поручителя или сразу к поручителю, если он будет солидарный».

«Что муж думает по поводу ипотеки?- спрашивает Аноним. - Он ведь поручителем готов быть даже. Может быть, он на это смотрит, как на общее приобретение?».

«С мужем поговорила, он не против брачного контракта, - сообщает Мари_yar. - У меня еще вопрос, если муж (вдруг) будет не в состоянии выплачивать свой кредит на машину (сумма 700 000р., срок 5 лет), на кого ляжет этот долг? Он говорит, что у него есть поручитель. Я как супруга могу иметь здесь риски?».

«Так машину он на маму оформил, она рискует, а не вы», - считает Аноним.

«На кого он оформил машину, значения не имеет, - пишет dpolekhov. - Главное, - кто является заёмщиком по кредитному договору. Это лицо может и не совпадать с собственником приобретаемого имущества».

Начать дискуссию