Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№5, 2003)
Найти офис, в котором нет холодильника, микроволновой печки или хотя бы электрического чайника, практически невозможно. Часто фирмы оборудуют свои помещения кондиционерами, вентиляторами и обогревателями. Многие считают, что стоимость этих предметов обихода нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Так ли это на самом деле, рассказывает наш эксперт
Юлия САВИЦКАЯ.
Противоречивые мнения
Как правило, налоговики исключают расходы на холодильники, электрочайники, вентиляторы и т. д. из состава затрат организаций. Вот, например, в недавнем письме МНС (от 21 января 2003 г. № 03-1-08/20426-В088) упоминается, что чайник является имуществом, не связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Хотя, по нашему мнению, то же самое можно сказать о столе или, например, платяном шкафе, в который сотрудники вешают свою верхнюю одежду.
Но в недалеком прошлом столичное налоговое управление в письме от 27 июля
2000 г. № 03-12/34064 отмечало, что "если кондиционеры, холодильники, телевизоры,
магнитофоны, аудио- и видеотехника, фотоаппараты, электроплиты и т. д. не используются
в процессе производства и реализации продукции", то списать их на себестоимость
нельзя. То есть, если фирма сможет обосновать, что эти предметы необходимы ей
в работе, учесть их при расчете налога на прибыль все-таки можно.
В другом письме того же управления от 10 ноября 2000 г. № 03-12/56002 говорится
несколько иное. В нем отмечается, что к расходам для целей налогообложения относятся
затраты по тем предметам, "которые по инвентарной описи числятся в служебных
помещениях организации и предназначены для оборудования указанных помещений".
Также в своем письме налоговики дают понять, что учесть такие расходы при
расчете налога на прибыль можно, если они относятся к представительским затратам
или затратам по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
В заключение они перечисляют, какие же конкретно предметы можно учесть для целей
налогообложения: мебель, ковры (ковровые покрытия), обогреватели, кондиционеры
и вентиляторы, а также флаги и гербы компании.
А вот картины, вазы для цветов, столовые принадлежности, предметы кухонной мебели, бары, мини-кухни, СВЧ-печи и т. д., по мнению столичных мытарей, не используются непосредственно в производственной деятельности и поэтому налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
Интересное письмо по этому вопросу написал в 1996 году и Минфин (письмо от 17 декабря 1996 г. № 16-00-17-163). В нем говорится, что относить на себестоимость можно холодильники, телевизоры, магнитофоны и другую технику, которая используется в рекламных и представительских мероприятиях, а также для "удовлетворения нужд работников по поддержанию гигиенических требований и требований по питанию".
Отказываемся от стереотипов
Как видно из приведенных писем, не все чиновники считают холодильники, электрочайники и прочие вещи непроизводственными расходами. Однако за много лет налоговых проверок у бухгалтеров выработался условный рефлекс: эти предметы в производстве не участвуют, поэтому оплатим их из чистой прибыли.
Правда, в последнее время все больше людей понимают абсурдность такого положения вещей. "Мы купили для фирмы и пылесос, и печку, и холодильник, и обогреватели, - рассказывает Сергей Крылов, главный бухгалтер ООО "Орбита" из Нижнего Новгорода. - И все расходы на эту технику я учитываю при расчете налога на прибыль. И пусть налоговики докажут, что эти расходы необоснованны. Офис надо убирать, зимой - греть, летом - охлаждать, все люди должны кушать, столовых поблизости нет, продукты надо в чем-то хранить. Все же списывают на расходы, к примеру, стоимость стульев. Потому что все понимают, что людям надо на чем-то сидеть. А то, что они не участвуют в продаже наших товаров, никому в голову не приходит. На самом деле все, что требуется для нормальной работы фирмы, - это производственные расходы".
Изменения в сознании бухгалтеров связаны со вступлением в силу 1 января 2002 года 25-й главы Налогового кодекса. Теперь в кодексе сказано, что при расчете налога на прибыль можно учесть экономически оправданные расходы (за исключением расходов, которые учитываются в пределах норм и расходов, перечисленных в ст. 270 НК). Но что понимается под термином "экономически оправданные затраты", Налоговый кодекс, к сожалению, не разъясняет. Налоговики поясняют, что это рациональные расходы, напрямую связанные с получением доходов. Поэтому задача фирмы - обосновать свои покупки.
Расход расходу рознь
Так что же можно посоветовать организации при покупке так называемых непроизводственных вещей? Во-первых, иметь на них все необходимые первичные документы. А во-вторых, помнить, что расход расходу рознь и исходить здесь надо из каждой конкретной ситуации.
Одно дело - автосалон или, к примеру, швейная мастерская приобретают видеомагнитофон, телевизор и видеокамеру. Они могут аргументировать свою покупку достаточно просто: фирме необходимо показывать своим потенциальным клиентам предлагаемые товары, как говорится, в действии. Ведь машины могут закупаться уже под конкретного покупателя, а одежду необходимо увидеть на фигуре. Но вот оправдать такую покупку магазину, который продает продукты, сигареты или напитки, практически невозможно. И таких примеров можно привести множество.
Это же относится и к прочим предметам. Например, доказать необходимость микроволновой печки будет сложно, если на фирме есть столовая. Или покупку пылесоса в оптовую фирму, которая продает товары со склада и фактически не имеет офиса. Налоговики и суд скорее всего посчитают это приобретение неоправданным.
Еще следует помнить, что относить такие покупки к представительским расходам, как раньше, не получится. С 1 января 2002 года налог на прибыль считается в соответствии с нормами 25-й главы Налогового кодекса. И в пункте 2 статьи 264 кодекса четко определено, что относится к таким расходам. Это затраты на официальный прием представителей других организаций (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие), транспортные расходы по их доставке к месту проведения мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров, услуги переводчиков. Этот перечень расходов закрыт. И другие затраты организации отнести к представительским нельзя.
А вот отнести затраты на покупку различной бытовой техники к расходам на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством, в принципе можно. Однако при этом следует знать, что же законодательством на самом деле предусмотрено. Как правило, требования к условиям труда содержатся в различных ведомственных и межведомственных нормативных документах.
Покупку некоторых вещей можно обосновать с точки зрения требований гигиены. Это, к примеру, холодильник, пылесос, электрочайник и кондиционеры. И многие фирмы пользуются этим в своих далеко не производственных целях. "В нашей организации в конце года принято делать подарки основным сотрудникам, - рассказывает Виктор Малеев, главный бухгалтер небольшой издательской фирмы. - В качестве таковых мы покупаем, к примеру, микроволновку, телевизор, пылесос и прочие нужные в хозяйстве вещи. Все по заказу самих сотрудников. Естественно, что каждая покупка - в единственном экземпляре. Все эти вещи мы приходуем на баланс, а затем списываем на расходы. Через год все повторяется. Мы убиваем сразу двух зайцев: и люди довольны, и налоги экономятся. А того, что налоговики могут прицепиться и сказать, что такие расходы непроизводственные, мы не боимся. В случае чего я смогу доказать, что эти вещи нужны в нашей работе".
Доказательства Виктор приводит такие. Телевизор необходим его фирме, так как она организует различные конференции и затем наиболее интересные выступления распространяет на видеокассетах, которые нужно предварительно просматривать. Пылесос - для уборки офиса, а микроволновая печка - для питания сотрудников, так как поблизости нет кафе и столовых. Есть только дорогие рестораны. Кроме того, некоторые сотрудники работают в ночное время. По его словам, подобные аргументы можно привести практически для всех приобретаемых вещей.
Если налоговики не согласны
Если вы считаете, что какие-то предметы бытовой техники необходимы в работе вашей фирмы, но налоговики с этим не согласны, то выход один - обратиться в суд. При этом большое значение имеет то, как фирма обоснует свои расходы, насколько вескими и логичными будут ее аргументы.
Вот что нам рассказала Елена Вавилова, налоговый инспектор из Москвы: "Одна организация купила очень дорогой аквариум во всю стену и установила в своем офисе. Его стоимость она учла при расчете налога на прибыль. При проверке мы, естественно, сняли эти суммы и доначислили налог. Организация не согласилась и обратилась в суд. В качестве своих аргументов фирма указала, что у нее очень солидные клиенты, в том числе и иностранные, и для того чтобы создать имидж преуспевающей компании, ей необходим и солидный офис. И суд, вы не поверите, поддержал организацию. Он посчитал, что раз аквариум правильно оприходован, поставлен на баланс и у фирмы есть все необходимые документы, то затраты по его покупке можно учесть при расчете налога. С тех пор мы стали принимать многие расходы, которые раньше, несомненно, посчитали бы непроизводственными. Хотя с некоторыми из них, например с микроволновыми печками, картинами или хрусталем, мы до сих пор не согласны".
То, как организация будет оправдывать свои расходы, очень важно. К примеру,
при покупке телевизора руководитель в своем распоряжении укажет, что он будет
установлен в комнате отдыха. Тогда ваши шансы в суде равны нулю (постановление
ФАС Московского округа от 20 августа 2002 г. № КА-А41/5338-02). А вот если он
укажет, что телевизор необходим для просмотра образцов каких-либо товаров, которые
на видеокассетах присылают поставщики, шансы заметно увеличатся.
Начать дискуссию