«Козлы они, что в семь утра приходят, но на самом деле это набор привычек. У меня много людей, которые работают в правоохранительных органах, они действительно так понимают жизнь, что если они придут в семь утра, то они получат все наивысшего качества».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев – о сотрудниках Следственного комитета РФ, закадровая запись после окончания пресс-конференции 7 декабря.
«Число нарушений в ходе следствия и дознания достигло астрономической величины – 7 миллионов 800 тысяч за неполных два года».
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка – из интервью «Российской газете» 13 декабря.
Руководство Следственного комитета России полагает, что либерализация УПК в части расследования налоговых преступлений полностью подорвала все основы борьбы с «уклонистами». Пока не стало слишком поздно, СК предлагает закручивать гайки обратно.
По статистике СК, с 2010 года, когда законодательство о налогах и сборах было либерализировано, количество выявленных налоговых преступлений заметно сократилось.
2010 год - зафиксировано 1759 преступлений по ст.198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с физических лиц) и 3849 преступлений по ст.199 (уклонение от уплаты налогов с организаций). 2011 - 856 и 1832 преступления соответственно. Первое полугодие 2012 года - 478 и 1069. Подобная картина кажется следователям абсолютно неуместной. Недавно глава Следственного комитета Александр Бастрыкин анонсировал законопроект, который подготовило его ведомство. Обычно изменения такого масштаба принято называть революционными, хотя в данном случае слово «контрреволюционные» будет куда точнее. Несколько дней спустя старший инспектор СК Георгий Смирнов (который традиционно выступает перед публикой в качестве разъяснителя позиции своего руководства) рассказал, чего же следует ждать бизнесменам, если позиция его шефа воплотится в жизнь.
Как известно, в 2010-2011 годах ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах была сильно смягчена. В 6 раз поднялась планка, при которой неуплата налогов признается преступлением.
После упразднения ЕСН взносы во внебюджетные фонды перестали считаться налоговыми платежами, а значит, выпали из-под регулирования статьями 198 и 199 УК РФ. «Возможно, законодатель просто забыл внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, - посетовал по этому поводу Георгий Смирнов. - Наш законопроект как раз предусматривает введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов». Была введена обязанность следователя прекратить уголовное преследование в случае добровольного возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением.
Но все это мелочи. Главное, что выбило почву из-под ног борцов с налоговым мошенничеством - это изменение процедуры возбуждения соответствующих уголовных дел. С недавних пор, как известно, следственный орган может возбуждать такое дело только на основании материалов проверки ФНС. Результаты оперативно-розыскной деятельности не учитываются. Это, по мнению Следственного комитета, крайне неэффективно. «Налогоплательщика обязаны знакомить со всеми материалами проверки, - подчеркивает Смирнов. - То есть он знает, в чем его обвиняют, знает, чем это обвинение подтверждается, имеет возможность погасить недоимку. Более того, он имеет реальную возможность уничтожить следы преступления, подговорить определенных работников, сформировать легенду о возникшей сумме недоимки, которая носит якобы правомерный характер».
В общем, налоговая служба слишком медлительна. То ли дело силовики, которые в нужный момент выскакивают как чертик из табакерки.
Поэтому одно из основных положений законопроекта - норму насчет возбуждения дел исключительно по материалам проверок ФНС следует отменить. На первых порах вернуть полноценные функции органам внутренних дел, а затем передать все подобные дела в компетенцию нового органа - финансовой полиции. Собственно, орган не новый: налоговая полиция с функцией оперативно-розыскной деятельности у нас уже была с 1993 по 2003 годы. Затем эти функции передали в МВД, а с 2010 года, как уже говорилось, и вовсе отменили.
«Ослабление контроля было оправданной и вынужденной мерой, - признает Смирнов. - Стране необходимо было создавать благоприятный инвестиционный климат, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Но есть и вторая сторона. Когда новая экономическая политика будет реализована, когда мы внедрим инновации и уйдем от сырьевой экономики, государству понадобится эффективная, отлаженная правоохранительная система в налоговой сфере. А она не может быть сформирована в одночасье, если сейчас не заложить ее эффективные основы. Еще раз подчеркну - в развитых странах основная часть бюджета формируется за счет налогов от МСБ».
Судя по всему, из окон Следственного комитета виден малый бизнес, который под мудрой опекой правительства бурно растет, словно амазонская сельва в сезон дождей. Еще немного – и разрастется так, что не уследишь. Впрочем, финансовая полиция, по замыслу, будет стоять на страже любых государственных доходов: в ее компетенцию, кроме противодействия уклонению он налогов, будет входить борьба с разворовыванием бюджетов, мошенничеством в ЖКХ, нарушениями в приватизации госимущества. Вот только угадайте, каким из перечисленных дел финполицейские займутся с наибольшим энтузиазмом.
Из других предложений законопроекта следует выделить прямой запрет на злоупотребление гражданским правом в сфере налогообложения. Под этим понимается установление наказания за создание фиктивных организаций, с помощью которых оформляется фиктивная хозяйственная деятельность.
Впервые предлагается зафиксировать в Налоговом кодексе термин "налоговая оптимизация", которая трактуется как «снижение суммы подлежащих уплате налогов или сборов любым не запрещенным налоговым кодексом способом». Казалось бы, зачем давать специальное название действиям, которые и так не противоречат закону? «Как раз для того, чтобы отделить их от криминального уклонения от уплаты налогов», - отвечает Георгий Смирнов. Вот только, судя по всему, граница эта, с учетом прямого запрета на фиктивные хозяйственные отношения, будет очень и очень тонкой.
Тем более что полномочия самого Следственного комитета предлагается резко расширить. В 2009 году в статье 90 Уголовно-процессуального кодекса появились знаменательные изменения, устанавливающие так называемую преюдициальную силу судебных решений по гражданским делам в уголовном судопроизводстве. В переводе на понятный язык это означает, что сегодня следователь, ведущий уголовное дело, не имеет права подвергать сомнению обстоятельства, зафиксированные в более раннем решении гражданского суда. «Несмотря на то, что в процессе расследования могут быть установлены обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности этих обстоятельств», - подчеркивает Смирнов.
Действительно, в колеса уголовного следствия тут вставляется огромная палка. Ведь в гражданском суде установленными считаются обстоятельства, в отношении которых достигнуто согласие сторон. «Именно поэтому решения по гражданским делам не могут служить средством познания истины по уголовным делам», - ставит точку Георгий Смирнов.
Если проект будет принят, решать хозяйственные споры снова, как и раньше, будет прозорливый следователь. Ему виднее.
Комментарии
9