Почему вредные? Потому, что они просто вызваны реалиями и не подкреплены законодательно.
Упрощенцы с 1 января 2013 года будут обязаны вести бухгалтерский учет.
Можно было так же их обязать и на Марс слетать. А чего? Тоже затруднительно, а не слетаешь – вот такенный штраф.
Вы представляете, нет никаких входящих остатков, кроме основных средств да НМА, по ним и так упрощенцы должны были вести учет. А баланс составлять надо.
И вот выдается из кассы сумма, вы оформляете проводку, и сальдо по в кассе становится отрицательным. Весело. Итак, мы понимаем, что нужно ввести начальные остатки, да так, чтобы оборотка «сходилась». Наверное, есть множество вариантов, начиная от рисования начального баланса «на коленке», но мы попробуем изобрести свой велосипед.
Рассмотрим наиболее, так скажем, популярные статьи баланса.
Все проще с основными средствами и НМА. Их первоначальную стоимость и амортизацию переносим на соответствующие счета активов и пассивов на основании таблиц учета данных по состоянию на 31.12.12.
Далее прочие внеоборотные активы инвентаризируем. Причем уже на определенное число декабря. Потом недостающие данные добавим.
Запасы. Здесь придется делать инвентаризацию по количеству, причем не забудьте про предметы стоимостью менее 40000 руб. за единицу, которые еще не списаны в расход. Далее пороемся по накладным и определим цену запасов. Причем, если одинаковых запасов было много, то начинаем отсчет с последней накладной, потом берем цену предпоследней и так далее.
Дебиторскую задолженность нужно запрашивать у отдела, который занимается продажами и закупками. Причем, в баланс следует поставить выверенные данные, то есть подтвержденные контрагентом.
Опять же просто с денежными средствами: берем данные из кассовой книги и выписки по счету.
Главное не потерять выданные займы, ведь в книге доходов и расходов они не отражались. Тут надо и память поднапрячь, и кассу и расчетные счета посмотреть и договоры. Непогашенную сумму займа опять же - актив.
Переходим к пассиву.
Ну, уставный капитал мы знаем и запишем. Резервный, если нужно, образуем и закрепим решением о формировании в периодах, предшествующих 2012г..
Самое интересное, нераспределенную прибыль, которую у упрощенцев никто и никогда не считал, оставим «на сладкое».
Далее переходим к кредиторам.
По 68 счету берем выверку с налоговой, сверяем со своей, приходим к консенсусу и заполняем строку. По 69 счету фондовики дают только сверку по платежкам, поэтому будем полагаться на свои данные.
Так же не лишне свериться с сотрудниками и подотчетниками, кто, кому, что должен. Подкрепить документами, актами сверок. Сальдо – в оборотку.
Что касается кредиторской задолженности перед контрагентами, тут уж опять не обойтись без данных коммерческой службы, сделать акты сверок с контрагентами. Далее хотя бы выборочно проверить полученные данные по платежкам и накладным.
Полученные займы и кредиты уж постараемся не забыть. И суммы, записываемые в оборотку, сверяем с договорами, платежками, кассовыми документами и подкрепляем актом сверки на 31.12.12г.
Подберем документы, по которым доходы 2011г. относятся к будущим периодам, например, предоплаченная арендная плата.
Заметьте, поскольку упрощенцы не имели расхождений между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью, у них отсутствуют постоянные и отложенные налоговые обязательства и активы.
Теперь о не научном подходе. Как при вводе начальных остатков, мы делаем проводки в корреспонденции со счетом 00.
Посмотрим пример, у нас получилась следующая оборотка:
01 |
100000 |
|
02 |
22000 |
|
04 |
500 |
|
05 |
150 |
|
10 |
70000 |
|
60 |
10000 |
12000 |
62 |
15000 |
11000 |
50 |
100 |
|
51 |
2000 |
|
71 |
500 |
|
80 |
10000 |
|
71 |
500 |
|
68 |
800 |
|
70 |
|
30000 |
69 |
|
11000 |
66 |
30000 |
|
Итого |
197600 |
127950 |
Не сходится?
И правильно. Потому что предприятие работало не просто так. Его доходы, что нормально, превысили расходы. Только превышение это нельзя брать из книги доходов и расходов, данные книги не совпадут с теми данными, которые бы получил бухгалтер, ведя полноценный бухгалтерский учет по методу начисления. Да, не удивляйтесь, если обротка не сошлась в другую сторону – следовательно, имеется убыток.
Так вот получившуюся разницу:
197600-127950=69650, мы и поставим в актив как нераспределенную прибыль.
Конечно, все гладко с начальными остатками пройти не может, вылезут потом и «косяки». И тут уж надо будет выбирать: либо их закрывать 91 счетом, либо 99, либо сразу 84.
И вынуждены действовать бухгалтеры при переходе УСН на ведение бухучета по принципу:
Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… волшебно…
Господа, я не волшебник, предлагайте свой варианты!
Комментарии
50Цитата:
"Заметьте, поскольку упрощенцы не имели расхождений между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью, у них отсутствуют постоянные и отложенные налоговые обязательства и активы. "
Поскольку упрощенцы неизбежно имели эти расхождения, отсутствие постоянных и отложенных обязательств и активов обусловлено совершенно другими причинами.
Цитата:
"По 69 счету фондовики дают только сверку по платежкам, поэтому будем полагаться на свои данные. "
и в РСВ-1, и в 4-ФСС, которые сдавали все, есть сальдо расчетов с фондами по всем видам взносов и сверяется оно ежеквартально.
Цитата:
"197600-127950=69650, мы и поставим в актив как нераспределенную прибыль. "
я наивно полагала, что нераспределенная прибыль отражается в пассиве баланса
Цитата:
"Самое интересное, нераспределенную прибыль, которую у упрощенцев никто и никогда не считал, "
Ну прям никто и никогда... Масса упрощенцев платила дивиденды, которые по бухучету и считались. Так что не надо возводить проблему в общепланетарный масштаб. А метод инвентаризации активов и пассивов вполне нормальный метод и непонятно, действительно, что в нем нелепого?