Кассовые операции

Порядок применения ККТ: о контроле налоговиков

ФНС России рассмотрела ряд вопросов, касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки денежных средств с применением ККТ.

ФНС России рассмотрела ряд вопросов, касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки денежных средств с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

Скачать ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

При наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, -входит:

– контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

– контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

– проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, воз-никающим при проведении проверок;

– проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

– наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений налогоплательщики, ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 ФНС России при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся арбитражную практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н (далее – Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

– контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

– аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

– для продавца-кассира – от 1500 до 2000 руб.;

– для руководителя организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;

– для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по каналам связи, то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на установку ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 1, январь 2013 г.

Начать дискуссию