Госзакупки

Каким будет «правопреемник» Закона № 94-ФЗ: создание комплексной федеральной контрактной системы

Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике» одной из приоритетных задач в рамках формирования новой модели экономического роста определило переход к программной структуре бюджета.

Гость номера - Наталья Чикотина, начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Тюменской области

Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике» одной из приоритетных задач в рамках формирования новой модели экономического роста определило переход к программной структуре бюджета. При этом отмечается необходимость совершенствования инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, проектов основных направлений деятельности Правительства РФ). Особое внимание уделено созданию комплексной федеральной контрактной системы. О ее принципах рассказывает наш эксперт.

Итак, Российская Федерация на пути создания федеральной контрактной системы. Чем про­диктована такая необходимость?

- Действительно, 20 июня 2012 г. Госу­дарственной Думой ФС РФ рассмотрен и принят в первом чтении Закон о ФКС. Этот документ будет являться «право­приемником» ныне действующего Закона № 94-ФЗ, который регламентирует лишь процедуру размещения заказов. В отли­чие от него Закон о ФКС призван реализовывать такие принципы, как: откры­тость; конкуренция; профессионализм заказчика; единство; ответственность за результативность обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюд­жетных средств. Кроме того, новый закон предусматривает регулирование полно­го цикла закупок, включая прогнозиро­вание и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение кон­трактов, аудит и контроль полученных результатов.

Планирование - одна из самых сложных процедур в любой обла­сти бюджетного процесса. Как оно будет реализовываться в рамках нового закона?

- Отправной точкой в федеральной контрактной системе будет обязательное прогнозирование и планирование госу­дарственных и муниципальных закупок. Цель этого - принятие «Сводного прогно­за закупок», являющегося частью прогно­за социально-экономического развития Российской Федерации. На уровне субъ­ектов РФ будет прогнозирование для обес­печения нужд субъекта, а также входящих в его состав муниципальных образований.

Согласно Закону о ФКС государствен­ные и муниципальные заказчики должны будут составлять план закупок и план-график с перспективой на 3 года.

Федеральное казначейство, являясь новатором в части грамотного (проще говоря, по-хозяйски) подхода при расхо­довании бюджетных средств на обеспече­ние собственных нужд, задолго до начала реформ упорядочило процедуру форми­рования плана закупок товаров, работ и услуг и отчета об исполнении плана за­купок, совершенствования организации, управления и контроля за закупками1.

Приказом Федерального казначейства от 22.07.2011 № 314 утверждены расчет-но-нормативные затраты на содержание территориальных ОФК, где четко опреде­лены нормы положенности наших нужд. Применение на практике данного инстру­мента позволит плавно и безболезненно подойти к выполнению требований по определению и надлежащему обоснова­нию государственных нужд в товарах, работах и услугах и необходимого объе­ма финансирования для их обеспечения.

Изменятся ли способы размещения заказа?

- Законом о ФКС предусмотрено 8 способов закупок товаров, работ и услуг в обеспечение государственных нужд: от­крытый конкурс; конкурс с ограничен­ным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закрытые способы определения поставщиков (подрядчи­ков, исполнителей) в случаях, указанных в ст. 76 законопроекта; из единственного источника.

В отличие от Закона № 94-ФЗ, позволя­ющего размещать заказ по одноименным товарам без проведения торгов в квартал на сумму, не превышающую 100 000 руб., Закон о ФКС допускает осуществление закупок из единственного источника (малого объема), если сумма заказа со­ставляет не более 200 000 руб. При этом установлено ограничение: совокупный объем таких сделок не должен превышать 5% от объема средств, предусмотренных планом-графиком.

Главная задача УФК по Тюменской области в данном направлении - макси­мальный охват закупок путем проведе­ния электронных аукционов.

Новый закон предусматривает еще 2 вида конкурсов: конкурс с ограничен­ным участием и двухэтапный конкурс.

Процедура проведения конкурса с ограниченным участием используется в случае, когда товары (услуги, работы)

по причине их высокосложного или спе­циализированного характера способны поставить или выполнить только огра­ниченное число поставщиков. Основным отличием процедуры такого конкурса яв­ляется проведение предквалификационного отбора.

Двухэтапный конкурс предполагается проводить при одновременном соблюде­нии следующих условий:

1)   заключения контракта в целях закупки уникальной продукции (проведения на­учных исследований, проек­тных работ, экспериментов, изысканий или разработок, в целях реставрации объектов культур­ного наследия, финансирования проката или показа национального фильма и т. п.);

2)   обсуждения с поставщиками объ­екта закупок для уточнения его характе­ристик.

Неизменными остаются аукционы - как электронные, так и обычные, за­крытые, а также запросы котировок цен и закупки у единственного поставщика.

Особенностью при проведении запро­са котировок в соответствии с Законом о ФКС будет являться соблюдение огра­ничения - совокупный объем закупок путем проведения запроса котировок должен составить не более 10% от обще­го объема средств заказчика, предусмо­тренных на все закупки, в соответствии с планом-графиком.

Одновременно законодателем пред­ложен абсолютно новый способ закуп­ки - запрос предложений, который может быть как открытым, так и закрытым. Его характерная черта - то, что победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилуч­шим образом удовлетворяет потребно­стям заказчика.  

Основной фактор, влияющий на вы­бор этого способа закупки, - ее сроч­ность. При этом обстоятельства, по­влекшие срочность закупки, не должны быть результатом медлительности или недостатков организации работы заказ­чика, а также увеличением бюджетных ассигнований в результате экономии. Окончательное предложение подается поставщиками по результатам оглашения на процедуре вскрытия предварительных предложений наилучшей оферты.

Будут ли усилены меры контроля процедуры закупок?

- Закон о ФКС предоставляет допол­нительные возможности для усиления общественного контроля. В частности, общественные объединения на основе собственного мониторинга вправе да­вать оценку хода осуществления закупок, а также обращаться в надзорные, конт­рольные и правоохранительные органы.

Законом усилены антидемпинговые меры. При снижении цены более чем на 25% потребуются соответствую­щие обоснования и расчеты, а в случае строительства - обязательное заклю­чение саморегулируемой организации. Устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту - 30% от его стоимости. Нижнюю планку обеспече­ния предлагается установить на уровне 5% (по Закону № 94-ФЗ отсутствует).

Предусмотрена возможность (и у за­казчика, и у исполнителя) односторон­него расторжения контракта в случае невыполнения его условий. Регламентированы действия заказчиков и поставщиков по обеспечению надлежа­щего исполнения условий контракта, по приемке и учету контрактных результа­тов. Полученные результаты будут сопо­ставляться с запланированными целями  работки и ведения плана-графика разме­щения заказов, взаимодействии струк­турных подразделений Управления по разработке, ведению плана графика раз­мещения заказа, который составляется на основании плана закупок. Содержание плана-графика в отличие от плана заку­пок является более усеченным (без учета закупок малого объема, но с конкретиза­цией способов размещения заказа и ха­рактеристик закупаемых товаров).

В результате экономии бюджетных средств при проведении процедур раз­мещения заказов, дополнительного вы­деления или изменения ЛБО, текущей потребности администраторами закупок вносятся предложения для внесения из­менений в план закупок, который вновь рассматривает комиссия.

Управлением в 2011 г. приоритет был отдан размещению заказа путем проведе­ния открытого аукциона в электронной форме. Данная практика сохраняется и в 2012 г.: так, доля проведения откры­тых аукционов в электронной форме по сравнению с 2011 г. увеличилась с 65,8% до 97,9%.

Данным способом закупки, как на­иболее эффективным, учитывающим сложившиеся цены на рынке товаров, работ и услуг , исключающим возможные риски, связанные с ограничением конку­ренции, мы намерены придерживаться и в дальнейшем при принятии закона о ФКС. 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию