Гость номера - Наталья Чикотина, начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Тюменской области
Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике» одной из приоритетных задач в рамках формирования новой модели экономического роста определило переход к программной структуре бюджета. При этом отмечается необходимость совершенствования инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, проектов основных направлений деятельности Правительства РФ). Особое внимание уделено созданию комплексной федеральной контрактной системы. О ее принципах рассказывает наш эксперт.
Итак, Российская Федерация на пути создания федеральной контрактной системы. Чем продиктована такая необходимость?
- Действительно, 20 июня 2012 г. Государственной Думой ФС РФ рассмотрен и принят в первом чтении Закон о ФКС. Этот документ будет являться «правоприемником» ныне действующего Закона № 94-ФЗ, который регламентирует лишь процедуру размещения заказов. В отличие от него Закон о ФКС призван реализовывать такие принципы, как: открытость; конкуренция; профессионализм заказчика; единство; ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Кроме того, новый закон предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов.
Планирование - одна из самых сложных процедур в любой области бюджетного процесса. Как оно будет реализовываться в рамках нового закона?
- Отправной точкой в федеральной контрактной системе будет обязательное прогнозирование и планирование государственных и муниципальных закупок. Цель этого - принятие «Сводного прогноза закупок», являющегося частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. На уровне субъектов РФ будет прогнозирование для обеспечения нужд субъекта, а также входящих в его состав муниципальных образований.
Согласно Закону о ФКС государственные и муниципальные заказчики должны будут составлять план закупок и план-график с перспективой на 3 года.
Федеральное казначейство, являясь новатором в части грамотного (проще говоря, по-хозяйски) подхода при расходовании бюджетных средств на обеспечение собственных нужд, задолго до начала реформ упорядочило процедуру формирования плана закупок товаров, работ и услуг и отчета об исполнении плана закупок, совершенствования организации, управления и контроля за закупками1.
Приказом Федерального казначейства от 22.07.2011 № 314 утверждены расчет-но-нормативные затраты на содержание территориальных ОФК, где четко определены нормы положенности наших нужд. Применение на практике данного инструмента позволит плавно и безболезненно подойти к выполнению требований по определению и надлежащему обоснованию государственных нужд в товарах, работах и услугах и необходимого объема финансирования для их обеспечения.
Изменятся ли способы размещения заказа?
- Законом о ФКС предусмотрено 8 способов закупок товаров, работ и услуг в обеспечение государственных нужд: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных в ст. 76 законопроекта; из единственного источника.
В отличие от Закона № 94-ФЗ, позволяющего размещать заказ по одноименным товарам без проведения торгов в квартал на сумму, не превышающую 100 000 руб., Закон о ФКС допускает осуществление закупок из единственного источника (малого объема), если сумма заказа составляет не более 200 000 руб. При этом установлено ограничение: совокупный объем таких сделок не должен превышать 5% от объема средств, предусмотренных планом-графиком.
Главная задача УФК по Тюменской области в данном направлении - максимальный охват закупок путем проведения электронных аукционов.
Новый закон предусматривает еще 2 вида конкурсов: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
Процедура проведения конкурса с ограниченным участием используется в случае, когда товары (услуги, работы)
по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков. Основным отличием процедуры такого конкурса является проведение предквалификационного отбора.
Двухэтапный конкурс предполагается проводить при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заключения контракта в целях закупки уникальной продукции (проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, в целях реставрации объектов культурного наследия, финансирования проката или показа национального фильма и т. п.);
2) обсуждения с поставщиками объекта закупок для уточнения его характеристик.
Неизменными остаются аукционы - как электронные, так и обычные, закрытые, а также запросы котировок цен и закупки у единственного поставщика.
Особенностью при проведении запроса котировок в соответствии с Законом о ФКС будет являться соблюдение ограничения - совокупный объем закупок путем проведения запроса котировок должен составить не более 10% от общего объема средств заказчика, предусмотренных на все закупки, в соответствии с планом-графиком.
Одновременно законодателем предложен абсолютно новый способ закупки - запрос предложений, который может быть как открытым, так и закрытым. Его характерная черта - то, что победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика.
Основной фактор, влияющий на выбор этого способа закупки, - ее срочность. При этом обстоятельства, повлекшие срочность закупки, не должны быть результатом медлительности или недостатков организации работы заказчика, а также увеличением бюджетных ассигнований в результате экономии. Окончательное предложение подается поставщиками по результатам оглашения на процедуре вскрытия предварительных предложений наилучшей оферты.
Будут ли усилены меры контроля процедуры закупок?
- Закон о ФКС предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля. В частности, общественные объединения на основе собственного мониторинга вправе давать оценку хода осуществления закупок, а также обращаться в надзорные, контрольные и правоохранительные органы.
Законом усилены антидемпинговые меры. При снижении цены более чем на 25% потребуются соответствующие обоснования и расчеты, а в случае строительства - обязательное заключение саморегулируемой организации. Устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту - 30% от его стоимости. Нижнюю планку обеспечения предлагается установить на уровне 5% (по Закону № 94-ФЗ отсутствует).
Предусмотрена возможность (и у заказчика, и у исполнителя) одностороннего расторжения контракта в случае невыполнения его условий. Регламентированы действия заказчиков и поставщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта, по приемке и учету контрактных результатов. Полученные результаты будут сопоставляться с запланированными целями работки и ведения плана-графика размещения заказов, взаимодействии структурных подразделений Управления по разработке, ведению плана графика размещения заказа, который составляется на основании плана закупок. Содержание плана-графика в отличие от плана закупок является более усеченным (без учета закупок малого объема, но с конкретизацией способов размещения заказа и характеристик закупаемых товаров).
В результате экономии бюджетных средств при проведении процедур размещения заказов, дополнительного выделения или изменения ЛБО, текущей потребности администраторами закупок вносятся предложения для внесения изменений в план закупок, который вновь рассматривает комиссия.
Управлением в 2011 г. приоритет был отдан размещению заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Данная практика сохраняется и в 2012 г.: так, доля проведения открытых аукционов в электронной форме по сравнению с 2011 г. увеличилась с 65,8% до 97,9%.
Данным способом закупки, как наиболее эффективным, учитывающим сложившиеся цены на рынке товаров, работ и услуг , исключающим возможные риски, связанные с ограничением конкуренции, мы намерены придерживаться и в дальнейшем при принятии закона о ФКС.
Начать дискуссию