Госзакупки

Планирование, финансовое обеспечение и реализация государственных (муниципальных) заданий

Как происходят эти процессы на практике, рассказывает наш эксперт.

Планирование, финансовое обеспечение и реали­зация государственных (муниципальных) заданий вызывают много вопросов у бухгалтеров и специ­алистов планово-экономических отделов. Не ясна политика и ценообразования, и контроля качества госу­дарственных (муниципальных) услуг. Как происходят эти про­цессы на практике, рассказывает наш эксперт.

-Каким образом формируется и утверждается объем финансового обеспечения в рамках госзадания в вашем учреждении?

-Формирование госзадания начинает­ся с определения расходов. Как правило, их объем получается выше общей суммы бюджетного финансирования. Если бы субсидии на обеспечение выполнения госзадания соответствовали реальным нормативам затрат, они представляли бы собой в разы большие суммы.

Сейчас финобеспечение госзада­ния носит, скорее, формальный ха­рактер. По сути, оно осуществляет­ся по тому же принципу, что и раньше: сначала выделяется некая сумма денег на учреждение, а по­том она распределяется по показа­телям госзадания. То есть финанси­рование госуслуг рассчитывается простым делением имеющегося объема средств на количественные показатели объема по госзаданию, например, по выставкам или по при­обретению экспонатов.

Но мы ведь понимаем, что это очень условное деление. Если в госза­дании по услуге публикации, напри­мер, указан количественный показа­тель в 38 выставок, а одна выставка стоит от 5 до 80 млн руб., то никакой бюджет не «вытянет» общую сумму требующихся расходов. Да и как мож­но сравнивать, например, выставку произведений искусства из запасни­ков и выставку привезенных полотен популярных зарубежных авторов, ко­торая сопряжена с огромными затра­тами (страхованием, таможенными пошлинами, транспортировкой и пр.)?

Усредненное деление в расходной части - подход вынужденный, некор­ректный. При формировании госзада­ния нужно учитывать массу нюансов, специфику деятельности учреждения.

Надо отметить, реалии времени во­обще изменились. Только за этот год  дважды выросли платежи за комму-(    нальные услуги. А это значит, что те нормативы, которые указаны в задании, не соответствуют деиствительности. Финансирование надо пересчитывать,   задание корректировать...

Кроме роста тарифов, проблемой является большой износ коммуникации здания (практически все музеи распо­ложены в старых зданиях). Государ­ственное финансовое обеспечение не покрывает коммунальные потребно­сти учреждения на его содержание. Получение целевых субсидий требует достаточно длительного предвари­тельного согласования, что в случае непредвиденных ситуаций, требую­щих сложного капитального ремонта, может привести к нежелательным по­следствиям.

Раньше мы могли перенос таких расходов на предпринимательскую деятельность осуществлять с умень­шением налоговой базы налога на прибыль (с точки зрения налогообло­жения это было эффективно). Сейчас разъяснения Минфина России по при­менению новых положений налогово­го законодательства, касающихся на­логообложения прибыли бюджетных учреждений, не всегда корректны, следовательно, вопрос оплаты расхо­дов на текущий, капитальный ремонт, коммунальных платежей за счет при­носящей доход деятельности требует тщательной проработки.

Но при этом требования к ка­честву услуг при выполнении госза­дания высоки...

-  Пока качество услуг контролиру­ется минимально. То есть формально контроль есть, критерии разработа­ны, например, отсутствие жалоб посе­тителей. Но реализовываться они будут после накопления практики выполнения госзадания. Уже хоро­шо то, что возникает ответственность учреждения в отношении качества ус­луг, хотя, по-моему, это не должно определяться только законодатель­ством. Качественное предоставление услуги и так должно быть нормой в работе учреждений культуры.

Финобеспечение зависит в т. ч. и от правильного определения сто­имости услуг. Есть ли у вас пробе­лы в этом направлении?

-  Учреждение самостоятельно оп­ределяет цену услуги на основании объема фактических затрат на ее ока­зание, объема субсидий, выделенного на возмещение нормативных затрат. При этом мы проводим мониторинг стоимости аналогичных услуг среди музеев. Мы учитываем все расходы, в т. ч. те, на которые бюджетное финан­сирование может не выделяться, учи­тываем планируемую сумму посту­плений от иной деятельности, делим на количественный показатель. Так складывается минимальная стои­мость услуги, ниже которой ее пре­доставление теряет экономический смысл. Но здесь тоже много нюансов, а формирование цены на данный мо­мент методически не формализовано.

Например, объем финансирования на услугу по реставрации не значи­тельный, при этом фонд хранения произведений, с которым работают реставраторы, большой. Если объем финобеспечения разделить на фонд хранения, то стоимость единицы ус­луги получается копеечная. Расходы на выплату зарплаты реставраторов при этом выше, чем весь объем субси­дий на реставрационные работы. По­этому зарплату реставраторов прихо­дится «разносить» по разным услугам, причем значительную долю - на пуб­ликацию, что не корректно. Все-таки главная задача реставраторов – следить за основным фондом. А получается, сей­час для них главное - обеспечить подго­товку произведений, которые уходят на выставки.

Вообще расчет затрат на оказание услуги , как и определение цены, кото­рую мы планируем собрать с потреби­телей за оказанные им услуги, - это для нас проблема номер один. Фор­мирование цены законодательно на данный момент не определено. Мы только-только пытаемся практически вы­строить этот процесс. Собираем все рас­ходы по той или иной операции, суммиру­ем, рассчитываем себестоимость. Весь набор операций автоматизируем. Так, каждая услуга в автоматизированной бухгалтерской программе у нас про­нумерована соответствующим обра­зом. Проводя платеж, указываем, на­пример, «услуга № 1» (публикация), если эти расходы сразу можно отнести на нее. Если мы не можем отнести расходы к конкретной услуге, то указываем «про­чее», чтобы с помощью выбранного в уч­реждении критерия распределить на­бранный «фонд прочих расходов» по услугам.

Несмотря на несовершенство про­цесса, цены на сегодняшний день в музее сформированы. Стоимость входных билетов на постоянную экс­позицию для основной категории по­сетителей составляет 300 руб., для льготных - 150 руб. Дети до 6 лет по­сещают музей бесплатно. Также бес­платное посещение установлено для отдельных категорий граждан (инва­лидов, ветеранов и пр.). На времен­ные выставки у нас, как правило, нет бесплатного посещения. Такие меро­приятия требуют дополнительных за­трат, поэтому нельзя уравнивать их с постоянной экспозицией.

- Мы знаем, что для детей в му­зее предусмотрено не только бес­платное посещение экспозиции, но и специальные программы, напри­мер Центр эстетического воспи­тания детей и юношества «Мусей-он»...

-  «Мусейон» осуществляет эстети­ческое воспитание детей и юноше­ства с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе коллекций му­зея.

Система платных услуг в «Мусейо-не» регулируется абонементным об­служиванием. Его стоимость уста­навливается исходя из затрат на расходные материалы, заработную плату специалистов, ведущих абоне­мент, и начислений на нее, количества занятий в кружках, выставках, других организованных мероприятий, на ос­нове статистических данных о посе­щаемости этих мероприятий, а также с учетом льготных категорий посети­телей. При этом стоимость абонемен­та не покрывает даже прямых затрат. Косвенные затраты, а также прибыль не принимаются в расчет, чтобы не за­вышать цену абонемента.

Зачем же мы все это делаем? Мы понимаем, что наше будущее в разум­ных, образованных людях, в их эсте­тическом воспитании. По сути, мы взращиваем будущих посетителей му­зея. Конечная цель - воспитать поко­ление, которое будет любить музей­ное дело.

-  Таким образом, окупаемость услуги для вас не главное?

-  На мой взгляд, музейное дело не может быть сверхприбыльным. Оно изначально нуждается в дотации го­сударства. Другое дело, насколько грамотно определить эту дотацию. Но не развивать музеи, не вклады­вать в них деньги, не проводить ме­роприятия нельзя. Наша задача - по­пуляризировать свой музей, увели­чить спрос на услуги, оказываемые нами. Для этого мы используем раз­ные способы. Например, организуем уникальные выставки, разрабатываем новые экскурсии, проводим лекции, концерты в контексте с изобразитель­ным рядом, размещаем баннеры (в рамках соцрекламы), видеоролики на телевидении, фильмы. Это позволя­ет привлечь дополнительных посети­телей.

Выставочная деятельность позво­ляет заработать средства на развитие музея. Но не с точки зрения самооку­паемости, до этого нам еще очень да­леко. Это просто дополнительные средства на обеспечение насущных проблем.

Какие еще трудности возника­ют при выполнении госзадания?

- Самая большая трудность - это наш характер, когда нам завтра нужно провести мероприятие, а сегодня мы вспомнили, что конкурс еще не про­вели. Это не продумали, это забыли, что-то пропустили... Словом, надо менять не только законы, но и отно­шение персонала к своей работе.

У ваших коллег - работников театров - при выполнении госза­дания нередко возникает такая проблема: запланировано 100 по­сетителей спектакля, а факти­чески пришло 50, т. е. количе­ственные показатели не будут достигнуты. В вашем учрежде­нии подобные ситуации возмож­ны?

-  Мы ушли от такого количествен­ного показателя, как посетители. По­сещение у нас идет как качественный показатель. Количественный показа­тель в учреждении - это количество выставок, приобретенных экспонатов, в т. ч. хранение (услуга по хранению), реставрированных экспонатов (услуга по реставрации).

Значит ли это, что в целом си­стема планирования выстроена в вашем учреждении достаточно хо­рошо?

-  К сожалению, вопросов больше, чем решений. Планирование, под­твержденное расчетами, у нас не охватывает все уровни музейной структуры, а является в основном прерогативой подразделений эконо­мической направленности. Играет свою роль в несовершенстве плани­рования и специфика отрасли в це­лом, т. к. многие музейные проекты подразумевают сотрудничество зна­чительного количества организаций. Особенно остро это проявляется при организации выставок на высоком уровне.

Есть проблемы с существующей нормативно-правовой документа­цией: отсутствует методическая яс­ность планирования и расчета нор­мативов затрат, связанных с оказани­ем услуг.

С чем удобнее работать: с бюд­жетной сметой или с планом фи­нансово-хозяйственной деятель­ности?

- Со сметой сложнее было, необхо­димо было тщательно отслеживать поступление доходов, произведенные расходы в разрезе КОСГУ, постоянно приходилось ее корректировать. Бюд­жетная смета - это в основном рабо­та планово-экономической службы, за исключением налогов (по прибыли и по НДС). В плане финансово-хозяй­ственной деятельности появился ак­цент на бухгалтерский учет, что пред­полагает большее участие его в фор­мировании бухгалтерии.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию