Бюджетный учет

Госфинансирование образования: налоговые аспекты

В проекте нового закона об образовании, который может вступить в силу уже в 2013 году, по-прежнему закреплена обязанность государства по финансированию образовательной деятельности как госучреждений, так и частных организаций.

В проекте нового закона об образовании, который может вступить в силу уже в 2013 году, по-прежнему закреплена обязанность государства по финансированию образовательной деятельности как госучреждений, так и частных организаций. Рассмотрим, как финансируется образование сейчас, а также нюансы налогообложения вданной сфере.

Создание равных условий финансирования

Государство, согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Также на конкурсной основе гарантируется бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

При этом гарантировано оказание гражданам содействия в получении образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях. Такое образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. Это установлено пунктом 3.1 статьи 5 Закона об образовании.

Таким образом, должны создаваться равные условия финансового обеспечения организаций любых форм собственности, оказывающих образовательные услуги, через финансирование расходов, прямо или косвенно связанных с такой деятельностью. Рассмотрим, как обеспечивается равенство условий.

Расходы частных учебных заведений

Правовые основы финансового обеспечения расходов негосударственных образовательных учреждений наравне с государственными были сформированы Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. № 10‑ФЗ. Он внес соответствующие изменения в Закон об образовании и статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получили доступ к финансовому обеспечению своей основной деятельности за счет бюджетной системы РФ с 1 февраля 2012 года.

Прием в образовательные учреждения

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 318‑ФЗ внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования конт­рольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований ведется на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения. Предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Субсидии на возмещение затрат

К одной из форм финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений относятся субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных услуг (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 41 Закона об образовании, финансовое обеспечение образовательной деятельности ведется на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативов такого обеспечения.

Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения соответствующего уровня бюджета в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Порядок определения объема и предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. › |.

Соответствующие Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, утверждены приказом Минфина России от 29 октября 2010 г. № 137н.

Важно знать, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания данного имущества учредителем не осуществляется.

Это установлено статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Нюансы налогообложения

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке, а также в виде субсидий, предоставленных учреждениям. На это указывает подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль

В подпункте 22 пункта 1 указанной статьи доходом, не учитываемым в целях налогообложения, расценивается имущество, которое безвозмездно получено государственными (муниципальными), а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

При этом средства не учитываются в целях налога на прибыль при условии, что налогоплательщик обеспечил ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Кроме того, услуги некоммерческих образовательных учреждений освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный от оказания данных услуг.

В том случае, когда учреждение образования кроме оказания платных образовательных услуг, которые не подлежат обложению НДС, оказывает услуги (выполняет работы), которые подлежат обложению данным налогом (например, сдача помещений в аренду, оказание консультационных услуг), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включаются (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Платные услуги

Следует учитывать, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном пунктом 8 статьи 41 Закона об образовании, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юрлиц.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обес­печения его деятельности за счет бюджетных средств. При этом оно признается плательщиком налогов и сборов при наличии соответствующих объектов налогообложения.

Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений

Учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными в рамках деятельности, приносящей доходы. Это влечет за собой и общий порядок налого­обложения их доходов. Следовательно, сегодня бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, определяемом главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. › |

Учитывая это, в своей налоговой политике бюджетные учреждения, как и все иные налогоплательщики, должны закрепить те моменты, в отношении которых глава 25 Налогового кодекса РФ не содержит одновариантных методов учета или не дает каких-либо четких правил исчисления налоговых обязательств.

При этом у бюджетного учреждения, получившего средства целевого финансирования, сохраняется обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Следовательно, в своей учетной политике учреждению следует привести методику такого учета. В противном случае суммы полученных субсидий подлежат налого­обложению в общем порядке.

Важно запомнить

В налоговой базе образовательного учреждения не учитываются средства, полученные в рамках целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета.
Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 1, январь 2013 г.

Начать дискуссию