Предприятия, не перешедшие на ЕСХН, могут уплачивать налог на прибыль по нулевой ставке. Однако это касается не всех доходов хозяйства – напомнили чиновники.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 284 Налогового кодекса РФ. Теперь она дополнена пунктом 1.3, который предусматривает для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общую систему, ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов. Новшества внесены Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. Напомним, что ранее льготную ставку для сельскохозяйственных товаропроизводителей Налоговый кодекс РФ не предусматривал. Такой порядок налогообложения был предусмотрен статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Он действовал с 2004 по 2012 год. А в соответствии со статьей 2.1 с 2013 года сельхозпроизводители должны были применять ставку налога на прибыль в размере 18 процентов, а начиная с 2016 года – 20 процентов. Но с 1 января 2013 года статья 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ утратила силу. И теперь нулевая ставка установлена пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ и действует бессрочно.
Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль предприятие должно являться сельскохозяйственным товаропроизводителем, а значит, соответствовать ряду критериев, которые приведены в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В частности, компания должна:
– производить сельскохозяйственную продукцию. При этом она может проводить ее первичную и промышленную переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
– иметь долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки в общей выручке не менее 70 процентов.
Все критерии должны выполняться в совокупности.
Если организация самостоятельно не производит сельскохозяйственную продукцию, то она не может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем (письмо Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/1/11).
Причем имеет значение не просто факт производства сельскохозяйственной продукции. Производитель должен самостоятельно нести расходы, которые связаны с переработкой продукции, и выполнять ее собственными силами без привлечения к процессу третьих лиц. Поэтому не является основанием для применения пониженной ставки по налогу на прибыль производство продукции из покупного сырья, а также переработка на условиях давальческой обработки сырья.
Итак, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки должна составлять 70 процентов в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг). В эту долю должна входить выручка только от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки, без промышленной переработки.
Сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся помимо производства сельскохозяйственной продукции ее переработкой, должны четко различать понятия первичной переработки произведенного ими сельскохозяйственного сырья и последующей (промышленной) переработки.
Продукция первичной переработки – это продукция, которая:
– произведена непосредственно из сельскохозяйственного сырья собственного производства;
– прошла технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения;
– используется или в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции, или продается без последующей промышленной переработки.
Что считать сельскохозяйственной продукцией и продукцией первичной переработки, указано в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.
Последующая промышленная обработка – это дальнейшая переработка сельскохозяйственной продукции в производстве. Ее результатом является выпуск готовой продукции: полуфабрикатов, сыра, колбасных изделий и т. п.
Производители сельхозпродукции, занимающиеся ее промышленной переработкой, могут в расчет доли включить и часть выручки от реализации такой продукции. Она рассчитывается исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции к общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья (п. 2.2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).
То есть из общей суммы расходов на производство, первичную и последующую переработку произведенной ими сельхозпродукции они должны сначала выделить расходы на производство и первичную переработку. Затем часть выручки от продажи ими продукции промышленной переработки пропорционально этой доле расходов включить в расчет 70-процентной доли, а в оставшейся части выручку не учитывать.
Кроме того, в формуле расчета 70-процентной доли не учитываются:
– доходы от реализации долей в уставном капитале (письмо Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51);
– доходы от реализации имущественных прав, например уступки права требования (письмо Минфина России от 13 сентября 2011 г. № 03-11-06/1/13);
– доходы от сдачи имущества в аренду, если деятельность по предоставлению имущества в аренду не является основным видом деятельности (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/1/9);
– доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на давальческих началах сторонней организацией или сторонним индивидуальным предпринимателем (письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-06/1/06).
Формулировка пункта 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ дословно звучит так: «Налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозпродукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельхозпродукции, устанавливается в размере 0 процентов». Аналогично она звучала и в статье 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ, который утратил силу.
Неясность касается вопроса, что считать деятельностью, связанной с этой реализацией.
В разных письмах чиновники трактуют эту формулировку по-разному.
Так, в письме от 9 июня 2010 г. № 03-03-06/1/396 Минфин России указал, что субсидии, полученные на погашение процентов по кредитам, на приобретение элитных семян, минеральных удобрений и пестицидов, могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельхозпродукции.
А в письме от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/220 чиновники из финансового ведомства разрешили облагать по ставке 0 процентов субсидии, полученные на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и на возмещение ущерба, нанесенного аномальной погодой.
Кроме того, по ставке 0 процентов облагаются субсидии, полученные в целях возмещения затрат (письмо Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217):
– понесенных вследствие засухи;
– на поддержку элитного семеноводства;
– на приобретение средств защиты растений;
– на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным на приобретение сельхозтехники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.
По такой же ставке облагается страховое возмещение от страховых компаний по договорам страхования животных (письмо Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296).
А также грант, полученный на развитие животноводческой фермы (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).
А вот доходы в виде списанной кредиторской задолженности перед поставщиком облагаются по ставке 20 процентов, поскольку, по мнению финансистов из высшего финансового ведомства, указанные доходы получены не от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. А значит, они подлежат налогообложению по общей нельготной ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612).
По этой же ставке следует облагать и доходы в виде субсидий на компенсацию расходов, связанных со строительством дороги и газопровода. Такое мнение чиновники высказали в письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611. В этом письме они указали, что эти субсидии также не связаны с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и, следовательно, также должны облагаться по ставке 20 процентов.
При этом доходы и расходы по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам, должны учитываться раздельно. Об этом налоговики указали в письме ФНС России от 10 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2119@.
Начать дискуссию