МСФО в России
Завершен процесс признания МСФО на территории Российской Федерации. Впереди множество вопросов практической реализации.
Очевидно, что 2012 год навсегда войдет в историю МСФО в России как переломная веха, как год первого обязательного формирования консолидированной отчетности важнейших компаний страны на основе не национальных российских, а Международных стандартов финансовой отчетности.
Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все:
- кредитные учреждения;
- страховые организации;
- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
При этом практической датой перехода на МСФО явилось не 1 января 2012 г., а 1 января 2011 г. — как начало первого обязательного сравнительного периода. Сама финансовая отчетность должна быть подготовлена и представлена российскими предприятиями не позднее 30 апреля 2013 г. Кроме того, обязательным является опубликование отчетности не позднее 31 мая 2013 г. Также согласно указанному закону годовая консолидированная отчетность по МСФО подлежит обязательному аудиту.
Очевидно, что закон повлиял даже на компании, составлявшие отчетность по МСФО ранее. К таковым, в частности, относятся:
- компании, ранее составлявшие отчетность по МСФО в качестве своей управленческой отчетности или, например, для выборочного внутреннего пользования без передачи акционерам или другим внешним пользователям. Несмотря на использование принципов МСФО, датой формального перехода на МСФО для таких компаний все равно считается 1 января 2011 г. (так как именно начиная с этой даты было необходимо сформировать официальные, а не внутренние сравнительные данные для первой отчетности по МСФО).
Это же правило относится и к компаниям, которые составляли не полномасштабную отчетность по МСФО, а только выборочную финансовую информацию по МСФО в виде информационного пакета (так называемого Reporting Package), например для целей передачи в головную компанию холдинга для последующего включения в консолидированную отчетность группы;
- компании, составлявшие отчетность по МСФО для ограниченного круга основных акционеров, но не публиковавшие ее. Такие компании будут обязаны впредь делать свою МСФОотчетность общедоступной путем ее публикации, например в сети Интернет;
- компании, руководство которых утверждало отчетность по МСФО после 30 апреля. Этим компаниям придется пересмотреть сроки и, возможно, запустить проекты по сокращению сроков закрытия и подготовки отчетности по МСФО;
- компании из списка, определенного законом, которые ранее вообще не составляли финансовую отчетность по МСФО. Для таких компаний датой перехода также стало 1 января 2011 г.
Попавшие под действие Закона № 208ФЗ компании, которые ранее не составляли свою финансовую отчетность по МСФО, должны были провести следующие мероприятия по организации процесса перехода на МСФО:
- Анализ существующих в бухгалтерии процессов по подготовке отчетности.
- Утверждение стратегии и детального плана по переходу на МСФО.
- Создание проектной команды и впоследствии службы МСФО.
- Анализ компонентов финансовой отчетности.
- Определение периметра консолидации.
- Планирование и организация сбора данных.
- Формирование вступительного сальдо.
СПРАВОЧНО
Согласно ст. 8 Закона № 208ФЗ исключение по представлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2012 г. могут использовать следующие организации:
- компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам. Подразумевается, что единственными международно признанными правилами кроме МСФО является ГААП США;
- компании, ценными бумагами которых, допущенными к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, являются исключительно облигации, а не долевые инструменты.
Вышеуказанные организации должны будут начать готовить свою консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2015 г., хотя в самом конце 2012 г. уже появилась информация о возможном «ускорении» в виде сдвига этого срока вперед на один год (т. е. начиная с 2014 г.) путем внесения возможных поправок в Закон № 208ФЗ. К таким ожидаемым поправкам относятся и переход на поквартальное формирование консолидированной отчетности начиная с 2014 г., и расширение сферы применения закона на предприятия других отраслей, и возможное направление всеми компаниями своей МСФОотчетности в Росстат для формирования единого государственного информационного депозитария.
Закон не дает прямого ответа на вопрос, обязана ли компания представлять отчетность по МСФО, если у нее нет дочерних обществ, однако к концу 2012 г. в профессиональной среде уже сформировалось мнение, что такая отчетность будет требоваться даже при полном отсутствии у отчитывающегося предприятия дочерних компаний.
Статья 5 Закона № 208ФЗ определяет необходимость проведения аудита годовой консолидированной отчетности по МСФО. Однако данное требование не означает, что у акционерного общества обязан быть только один аудитор — как для российских, так и для международных стандартов, который был бы единоразово утвержден на общем собрании акционеров. Компании вправе решать сами, иметь одного или разных аудиторов для целей подтверждения их российской и международной отчетности.
В целях улучшения и облегчения практики применения МСФО российскими компаниями Министерство финансов Российской Федерации в марте 2012 г. учредило специальную Межведомственную рабочую группу Минфина по применению МСФО. Группа уже начала свою работу, и наиболее важными результатами ее заседаний стали разъяснения следующих вопросов:
- Представление сравнительной информации в консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. При составлении консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. организация, в том числе впервые подготавливающая консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должна представить сравнительную информацию как минимум за один предшествующий период, т. е. за 2011 г., и составить вступительный баланс на 1 января 2011 г. (31 декабря 2010 г.).
При составлении указанного вступительного баланса организация может (а в ряде случаев должна) применить исключения из ретроспективного применения, предусмотренные МСФО (IFRS) 1, если она составляет отчетность по МСФО впервые. Условия, при выполнении которых организация считается составляющей финансовую отчетность по МСФО впервые, установлены МСФО (IFRS) 1.
- Указание на МСФО в консолидированной финансовой отчетности и аудиторском заключении по такой отчетности. При соответствии консолидированной финансовой отчетности организации всем требованиям МСФО ее заявление о таком соответствии должно содержать указание непосредственно на МСФО. В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО, то заявление о соответствии этой отчетности МСФО должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации. Аналогичные указания следует применять при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.
- Отчетный период. Для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», отчетным годом является календарный год. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, наряду с консолидированной финансовой отчетностью за календарный год.
- Валюта представления консолидированной финансовой отчетности. Валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», является валюта Российской Федерации. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности в иностранной валюте наряду с консолидированной финансовой отчетностью в валюте Российской Федерации.
- Действие п. 10 МСФО (IAS) 27. Исходя из п. 10 МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» при соблюдении ряда условий организации освобождаются от составления консолидированной отчетности и составляют вместо нее отдельную отчетность. Однако круг субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, установлен Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» и не может изменяться положениями МСФО 27.
- Проведение аудита консолидированной финансовой отчетности. Аудит консолидированной финансовой отчетности должен проводиться в общем порядке с соблюдением тех же стандартов, правил, процедур и требований, что и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». При этом аудит консолидированной финансовой отчетности организации, впервые применившей МСФО, проводится в отношении всей указанной отчетности в целом, включая сравнительную информацию (в том числе вступительный баланс).
- Представление консолидированной финансовой отчетности участникам организации, в том числе акционерам. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит требования об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм.
Нам остается надеяться, что в целом все предприятия, подпадающие с 2012 г. под действие Закона № 208ФЗ, уже завершили подготовку к трансформации и формирование своей учетной политики по МСФО и в ближайшем будущем мы сможем анализировать последовательность применения МСФО российскими предприятиями. Если степень такой последовательности будет действительно высокой, а сама МСФОотчетность подлинно прозрачной, качественной и правдивой, то от повышения сопоставимости финансовой отчетности предприятий одинаковых отраслей (например, такой как страховая) выиграют и инвесторы, и кредиторы, и клиенты этих компаний на территории России.
МСФО в США: проблемы конвергенции и принятия
Важность судьбы стандартов МСФО в Соединенных Штатах трудно переоценить с точки зрения возможности их скорейшего и полного признания во всем мире. США являются не только крупнейшим рынком капитала, т. е. важнейшим инвестором, на которого, как известно, и нацелены МСФО в первую очередь, но и крупнейшей экономикой мира, предприятия которой пока не применяют МСФО.
Кроме того, национальные стандарты финансовой отчетности США, известные как ГААП США, стоят на пути повсеместного применения МСФО, так как многие крупнейшие компании в разных странах мира до сих пор составляют свою финансовую отчетность именно на основе ГААП США, что понятным образом сдерживает сферу применения МСФО. Вследствие этого теряется сопоставимость различных компаний, предприятия подталкиваются к учетному арбитражу, так что в результате отсутствия признания МСФО в США проигрывают все.
К сожалению, решения американских властей относительно скорого признания МСФО на территории США не вызывают оптимизма. Несмотря но многолетнее сотрудничество ССФУ США и СМСФО и партнерство «во имя конвергенции», долгожданного объявления о принятии МСФО в США в 2012 г. так и не прозвучало. Наоборот, в июле Комиссия по ценным бумагам и биржам США (КЦББ, Securities and Exchange Commission) выпустила документ (полное название документа на языке оригинала — Work Plan for the Consideration of Incorporating International Financial Reporting Standards into the Financial Reporting System for U.S. Issuers), который еще больше сгустил тучи над судьбой МСФО в Америке .
В целом выпущенный КЦББ документ является ударом по МСФО, хотя нельзя сказать, что он был совершенно неожиданным. Отсутствие поддержки МСФО в США вызвано (в чем-то и реально обоснованной) уверенностью американцев в превосходящем качестве их собственных национальных стандартов учета и отчетности, известных всему миру как ГААП США (US Generally Accepted Accounting Principles — Общепринятые принципы бухгалтерского учета США).
К сожалению, отчет оставляет больше вопросов, чем дает ответов относительно путей и сроков движения США в направлении принятия на своей территории стандартов МСФО. Отчет также не дает никаких рекомендаций относительно возможного механизма перехода на МСФО в США или сроков, когда (хотя бы примерно) общественности можно было бы ожидать голосования членов КЦББ США по этому вопросу.
Решение американской администрации (а регулятор финансовых рынков КЦББ является частью исполнительной власти США) идет вразрез с многочисленными декларациями руководителей стран «Большой двадцатки» о необходимости создания единой глобальной системы финансовой отчетности, основанной на МСФО. В последний раз представителями «Большой двадцатки» было заявлено, что временной целью принятия такой системы должна стать середина 2013 г.
Реакция Совета МСФО в ответ на давно ожидаемое (и более позитивное) решение КЦББ США была незамедлительной и холодной. Мишель Прада (Michel Prada), председатель Попечительского совета Фонда МСФО, подчеркнул в своем письменном заявлении: «Признавая право КЦББ определять метод и временные рамки по принятию МСФО в Соединенных Штатах, мы сожалеем, что отчет КЦББ не содержит никаких рекомендаций по плану действий КЦББ в этом направлении».
Однако, похоже, что пока еще страхи американцев отдать свой суверенитет в области разработки правил, по которым отчитываются их компании и живет экономика США, перевешивают все доводы международной бухгалтерской общественности в пользу МСФО.
Совет по МСФО, стандарты которого уже используют более 100 стран мира, включая весь Европейский союз, надеялся услышать фиксированную, твердую дату перехода на МСФО от США. Это позволило бы окончательно убедить те страны, которые до сих пор находятся в лагере «колеблющихся» в отношении законодательного принятия МСФО в пределах своих юрисдикций, например такие государства, как Япония, Сингапур или Малайзия.
Проблема с неопределенностью относительно принятия МСФО в США может перенестись и в целом на планы конвергенции МСФО и ГААП США. В профессиональном сообществе все чаще стали говорить о том, что стандарты МСФО должны разрабатываться и развиваться без оглядки на обязательную конвергенцию с принципами учета в США.
Однако не все в США настроены негативно или даже скептично в отношении МСФО. Признавая важность развития компетенций по МСФО среди американских профессиональных бухгалтеров, Институт сертифицированных общественных бухгалтеров США (AICPA) разработал специальную программу сертификации по стандартам МСФО для своих членов. Данная программа будет способствовать укреплению знаний по МСФО среди американских бухгалтеров и аудиторов, необходимых им для достижения успеха в глобальном мире современного бизнеса. AICPA считает, что те, кто понимает и может применять МСФО, будут пользоваться значительно более расширенными возможностями для своего карьерного роста, так как многие страны мира — деловые контрагенты США уже требуют или разрешают использование МСФО.
Обучающая программа для сдачи экзамена на сертификат МСФО была разработана при участии экспертов по различным вопросам МСФО со всего мира. Эта программа предназначена для аудиторов и бухгалтеров с перспективой получения ими знаний и навыков, необходимых для практического использования МСФО.
СПРАВОЧНО
Сертификат АICPA по МСФО присуждается кандидату за завершение полного курса, состоящего из комплексной, интегрированной учебной программы, включающей 25 модулей учебных курсов, которые можно изучить самостоятельно через Интернет. Кроме того, доступны интерактивные, увлекательные, построенные на основе реальных практических сценариев мультимедийные курсы, в разработке которых принимало участие около 50 специалистов по МСФО.
Кандидаты, которые успешно завершили все курсы, входящие в учебную программу по МСФО, получают дополнительный сертификат достижений в области профессионального образования и 42 часа кредита непрерывного образования, необходимых для поддержания статуса лицензии общественного бухгалтера.
Вывод
В целом можно сделать вывод о том, что пока США не готовы «жертвовать качеством» стандартов только ради декларирования достижения цели международной конвергенции стандартов финансовой отчетности. Заглядывая в будущее, хочется тем не менее верить, что все положительные и отрицательные факторы принятия МСФО в США будут еще раз более тщательно проанализированы сотрудниками КЦББ и в конце концов Комиссия вынесет положительное решение о судьбе МСФО в США.
Основные изменения в МСФО
Совет по МСФО разъяснил свои требования относительно возможности взаимозачета финансовых инструментов
Важным «уточнением» (как назвал свой соответствующий документ Совет по МСФО) стало разъяснение требований к возможности взаимозачета финансовых инструментов путем выпуска поправки к стандарту МСФО 32 под названием «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств» (Offsetting Financial Assets and Financial Liabilities).
Слово «уточнение» нам приходится взять в кавычки в связи с тем, что для российских составителей отчетности оно является не просто разъяснением деталей, а может в корне поменять правила взаимозачета финансовых активов и обязательств. Новые поправки устраняют существующие в реальной учетной практике несоответствия и непоследовательности при применении методики взаимозачетов, основанной на критериях, указанных в текущей версии стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: представление».
Вновь принятые поправки уточняют:
- значение ключевой фразы МСФО 32 в отношении возможности проведения взаимозачетов: «В настоящее время у предприятия имеется юридически закрепленное право на взаимозачет»;
- что некоторые системы валовых расчетов (gross settlement systems) могут рассматриваться как эквивалент чистого расчета.
Дополнение, связанное с правилами взаимозачета финансовых активов и обязательств, помимо МСФО (IAS) 32 также было принято и к стандарту МСФО (IFRS) 7 (полное название поправки — «Раскрытие: вопросы взаимозачета финансовых активов и финансовых обязательств») — в области раскрытия политики взаимозачета и описания конкретных ситуаций, когда он был применен в отчетности компании.
До принятых поправок существовали разночтения в вопросе взаимозачета финансовых активов и обязательств в стандартах МСФО и ГААП США. Приведенная ниже таблица кратко представляет эти различия:
|
МСФО |
ГААП США |
Количество сторон при анализе возможности (или необходимости) взаимозачета |
Две или более |
Только две |
Намерение «свернуть» |
Требуется всегда |
Не требуется для отдельных производных финансовых инструментов, сделок репо и обратного репо |
При удовлетворении критериев зачета |
Требуется |
Лишь разрешается |
Упор |
На денежные потоки |
На кредитный риск |
В процессе работы с ССФУ США было решено, что Советы сблизят требования по крайней мере в области раскрытия случаев взаимозачета финансовых активов и обязательств для целей улучшения сравнимости отчетностей, составленных по соответствующим стандартам.
Для наличия возможности проведения взаимозачета предприятие должно «в настоящий момент» иметь право на проведение зачета, обеспеченное правовой защитой. Самое главное в поправках к МСФО 32 — это то, что такое право на проведение зачета:
1) не должно быть обусловлено событием в будущем;
2) должно быть юридически закреплено во всех следующих обстоятельствах:
а) в ходе обычной деятельности;
б) в случае неисполнения обязательства;
в) в случае несостоятельности или банкротства организации или кого-либо из контрагентов.
Кроме того, право на взаимозачет должно быть доступно любой стороне договора в любой момент (т. е. не должно зависеть от условий в будущем, которые могут не наступить). На практике это означает, что:
- предприятию необходимо оценить, имеется ли как минимум юридически установленное и исполнимое право на взаимозачет на дату отчетности;
- в случае «движения денег по кругу» (например, когда в хозяйственной операции задействовано три стороны) право на взаимозачет должно быть записано в многостороннем (например, трехстороннем) договоре.
В целом похоже, что в Российской Федерации из-за выхода поправок будет трудно использовать возможность взаимозачета, так как право на проведение зачета при банкротстве ограниченно исходя из требований Гражданского кодекса.
Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2014 г., и должны применяться ретроспективно (т. е. применимы и к сравнительным прошлым периодам). Эти поправки являются частью большего проекта СМСФО, посвященного в целом различным аспектам вопроса взаимозачетов. В рамках этого же проекта Совет по МСФО также отдельно выпустил и поправки к стандарту МСФО 7. Новые дополнительные раскрытия отвечают потребностям пользователей в информации о валовых и взаимозачтенных финансовых активах и финансовых обязательствах.
МСФО 10: Совет по МСФО уточнил правила перехода и учет для инвестиционных предприятий
«Консолидационный пакет» новых пяти стандартов является важным продуктом Совета по МСФО за 2011 г., поэтому в течение 2012 г. компании должны были готовиться к новым правилам консолидации, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Тем не менее, несмотря на то что «пакет пяти» пока еще не используется компаниями, СМСФО уже внес несколько важных поправок к стандарту МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность», которые разъясняют правила перехода на применение стандарта МСФО 10 и особый учет дочерних компаний для инвестиционных предприятий.
В частности, Совет описал ситуации, в которых предприятие должно применять МСФО 10 ретроспективно. Новые поправки призваны развеять озабоченность некоторых составителей отчетности, которые пожаловались, что положения по переходу на МСФО являются более обременительными, чем это первоначально предполагалось.
Совет разъяснил значение фразы date of initial application («дата начального применения»). Этой датой должен считаться первый день годового периода, в котором компания впервые будет применять стандарт МСФО 10. Например, для компании, которая переходит на МСФО 10 в 2013 г., датой первоначального применения МСФО 10 будет считаться 1 января 2013 г. (а не 1 января 2012 г., как было бы по аналогии с первоначальным применением МСФО согласно стандарту МСФО 1). Такая компания будет оценивать наличие или отсутствие контроля над своими аффилированными предприятиями по состоянию именно на 1 января 2013 г. и исходя из сделанных выводов в отношении каждого из таких предприятий будет соответствующим образом корректировать сравнительные данные за 2012 г.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если на дату первоначального применения вывод о наличии контроля согласно МСФО 10 будет отличаться от предыдущего вывода в отношении этой же «дочки» согласно МСФО 27/ПКИ 12, то компания должна будет пересчитать и перевыпустить информацию за сравнительный период исходя из правил МСФО 10.
Например, на 1 января 2013 г. анализ контроля по правилам МСФО 10 показал, что ранее приобретенный неконсолидируемый бизнес является «подконтрольным»; в этом случае активы, обязательства и доля неконтролирующих акционеров ранее неконсолидируемого бизнеса будут включаться в отчетность компании не с 1 января 2013 г., а с даты его фактического приобретения в прошлом. Аналогичным образом, если ранее консолидируемая компания в ходе анализа по состоянию на 1 января 2013 г. оказалась «неподконтрольной» согласно правилам МСФО 10, то она деконсолидируется и для целей сравнительной информации 2012 г.
В целом новые поправки требуют ретроспективного применения, за исключением, однако, ситуаций, когда это практически невыполнимо или неэффективно (unless impracticable). В последнем случае тем не менее требуется «частичное» ретроспективное применение, т. е. пересчет данных хотя бы начиная с более поздней даты в прошлом, когда данные являются достижимыми и такой перерасчет является практически выполнимым.
Облегчение в отношении предыдущих сравнительных периодов предоставляется в плане того, что не будут требоваться никакие корректировки к расчетам, если приобретенный в прошлом бизнес был консолидируемым по правилам МСФО 27/ПКИ 12 и остался «подконтрольным» в результате анализа на дату первоначального применения, проведенного по правилам МСФО 10. Аналогично никакие числовые корректировки не будут требоваться, если приобретенная компания не должна была быть консолидируемой ни по правилам МСФО 27/ПКИ 12, ни по правилам нового стандарта МСФО 10 (по анализу на дату первоначального применения).
Также члены Совета по МСФО приняли дополнение к стандарту МСФО 10 о том, как предприятие должно будет определять, является ли оно «инвестиционным предприятием» для целей использования особого порядка учета (описано ниже). Еще в мае 2012 г. на предыдущем совместном заседании члены Советов по МСФО и СФУ США решили, что необходимо выработать дополнительные конкретные и вполне определенные критерии, которым компания должна будет соответствовать, чтобы считаться «инвестиционным предприятием».
Теперь предприятия обязаны будут учитывать эти вновь установленные критерии для определения того, являются ли они «инвестиционными предприятиями»:
- Наличие одновременно нескольких инвестиционных проектов.
- Наличие одновременно нескольких инвесторов.
- Наличие инвесторов, которые не являются связанными сторонами для материнского предприятия или компании — инвестиционного менеджера (управляющей компании).
- Собственный капитал организован в виде долей (присутствуют инструменты капитала в виде акций, паев или партнерских интересов).
Все эти критерии должны быть соблюдены в дополнение к требованию о том, что инвестиционная компания должна на практике управлять своими инвестициями на основе справедливой стоимости.
Кроме того, термин «инвестиционные предприятия» используется для обозначения компаний, бизнес-моделью которых является инвестирование средств исключительно для получения доходов от прироста стоимости капитала, доходов от инвестиций или обоих видов доходов. Такие организации могут включать в себя фонды частного капитала, организации венчурного капитала, пенсионные фонды, суверенные фонды и другие инвестиционные фонды. Однако необходимо отметить, что, несмотря на наличие перечня критериев «квалифицируемости» компании для получения статуса «инвестиционное предприятие», Совет по МСФО допускает возможность редких ситуаций, когда компания, не удовлетворяющая данным критериям, все еще может считать себя инвестиционной. В таком случае от нее потребуется детальное раскрытие в примечаниях относительно допущений и суждений, которые применяло руководство при принятии заключения относительно такой квалификации своего бизнеса.
Обычно и в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» такая отчетность предприятия должна включать в себя все инвестиции, которые предприятие контролирует (т. е. все дочерние предприятия), на основе метода полной консолидации. Однако многие составители и пользователи финансовой отчетности настаивали, что консолидация дочерних компаний инвестиционными предприятиями не приводит к получению полезной информации внешними инвесторами. Скорее наоборот, отражение инвестиций в дочерние компании не путем их консолидации, а в виде их оценки по справедливой стоимости обеспечивает наиболее полезную и актуальную информацию о деятельности инвестиционных предприятий.
Учитывая эти комментарии общественности, Совет по МСФО принял исключение из требований к консолидации в МСФО 10 в части инвестиционных предприятий. Для таких предприятий требуется измерять инвестиции в дочерние компании по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Поправки также устанавливают требования к раскрытию информации для инвестиционных предприятий.
Кроме того, важно отметить требование Совета МСФО по отношению к родительским компаниям самих «инвестиционных предприятий» продолжать проводить полную консолидацию всех подконтрольных компаний в вертикальной цепочке «снизу» под ними, включая и объекты инвестиций, которые в собственной отчетности «инвестиционных дочек» теперь будут учитываться по справедливой стоимости.
Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г., при этом допускается их раннее применение. Это на один год позже, чем 1 января 2013 г. (дата вступления в силу стандарта МСФО 10), но раннее принятие позволит инвестиционным предприятиям применять новые правила одновременно с переходом на правила стандарта МСФО 10.
Проект нового руководства по учету хеджирования
Совет по МСФО опубликовал документ под названием «МСФО 9, Раздел 6, Учет операций хеджирования» (IFRS 9, Chapter 6, Hedge Accounting). В сопроводительном письме было объяснено, что данный документ представлен не для целей сбора комментариев от членов общественности, а только для их ознакомления с текстом, который, как планируется, войдет отдельной, шестой главой в с МСФО 9 «Финансовые инструменты» .
Этот важный документ состоит, в свою очередь, из трех отдельных буклетов:
- Черновик требований к учету (Draft requirements) — 95 страниц.
- Черновик основ для выводов (Draft Basis for Conclusions) — 120 страниц.
- Черновик руководства по применению (Draft Implementation Guidance) — 51 страница.
Новые требования к учету операций хеджирования, которые планируется включить в стандарт МСФО 9, значительно приближают и «выравнивают» правила учета хеджирования к непосредственной, живой практике рискменеджмента, в результате чего пользователям финансовой отчетности будет предоставляться более полезная информация, чем раньше. В целом новые требования устанавливают подход к учету хеджирования, основанный больше на общих принципах, чем на конкретных правилах, а также устраняют противоречия и недостатки, существующие в модели учета операций хеджирования, ранее предписанной стандартом МСФО 39.
Важно отметить, что новое руководство по учету хеджирования пока еще не является завершенным с точки зрения всеобъемлемости охвата различных вопросов, связанных с нюансами хеджирования. Так, в опубликованном документе Совет по МСФО не рассматривает такие конкретные вопросы, как учет хеджирования открытых портфелей или макрохеджирование, которые, по мнению СМСФО, выходят за рамки обсуждения «общего» учета хеджирования, покрываемого требованиями стандарта МСФО 9.
С другой стороны, Совет по МСФО до сих пор продолжает обсуждать предложения по принципам учета открытых портфелей и макрохеджирование в виде части своей активной повестки дня с целью выработки отдельного документа для обсуждения. Таким образом, Совет не пересмотрел исключение, содержащееся в МСФО 39, применимое к учету хеджирования справедливой стоимости портфеля финансовых активов или финансовых обязательств от воздействия неблагоприятного движения процентных ставок. Следовательно, указанное исключение остается в силе (см. п. 81А, 89А и AG114—AG132 стандарта МСФО 39).
Помимо непосредственного освещения вопросов учета хеджирования, опубликованный документ также вносит поправки и изменения к уже ранее выпущенным частям стандарта МСФО 9.
Текущие правила учета хеджирования, предписанные стандартом МСФО 39, являются больше дидактическими «правилами» и не отражают подхода и бизнесмодели предприятия по его стратегии управления рисками. В результате те усилия, которые компании предпринимают для снижения различных экономически рисков, находят неадекватное отражение в финансовой отчетности, а часто, из-за сложных требований к учету хеджирования, вообще никак не отражаются в отчетности.
Новые правила устраняют многие препятствия на пути достижения учета хеджирования. В частности, полностью устранено требование о соблюдении коридора 80—125 %, для того чтобы отношения хеджирования могли считаться эффективными. Хеджирование при помощи опционов теперь будет приводить к менее волатильному результату прибыли или убытка, чем в версии МСФО 39. Кроме того, теперь разрешается применять учет хеджирования при хеджировании отдельных компонентов риска для нефинансовых элементов отчетности.
В результате внедрения данного руководства, которое, видимо, войдет в силу начиная с 1 января 2015 г., отчетность будет отражать гораздо более точно, что предприятие делает для того, чтобы управлять своими рисками.
Фонд МСФО выпустил учебный материал в поддержку стандарта МСФО 13
В развитие своей «Образовательной инициативы» (Education Initiative) Фонд МСФО выпустил учебный материал, иллюстрирующий применение стандарта МСФО (IFRS) 13 «Измерение справедливой стоимости». В разработке учебных материалов принимала участие группа специально приглашенных экспертов в области оценки.
Проект первой главы этого учебного материала под названием «Оценка справедливой стоимости не обращающихся на рынке долевых инструментов в рамках применения стандарта МСФО 9 “Финансовые инструменты”» теперь доступен в Интернете на вебсайте Фонда МСФО всем желающим. Документ является детальным анализом подходов к определению справедливой стоимости некотируемых долевых инструментов и на 68 страницах объясняет процесс определения справедливой стоимости и детали применения различных методов оценки: рыночного и доходного подходов, а также метода скорректированных чистых активов (Adjusted net asset method).
Фонд МСФО отмечает, что сотрудники Фонда не ожидают комментариев и замечаний к проекту, который выставлен исключительно для целей ознакомления общественности. Окончательный вариант документа ожидается к публикации в декабре 2012 г.
Открыт первый региональный филиал Фонда МСФО
В 2012 г. также состоялось важное «логистическое» событие в мире МСФО: был открыт первый международный офисфилиал Фонда МСФО и Совета МСФО за пределами их лондонской штаб-квартиры. Новый офис СМСФО расположен в Токио (Япония) и будет оказывать поддержку всей деятельности Фонда МСФО в Азии и Океании для решения вопросов, связанных с разработкой, принятием и последовательным применением МСФО.
Открытие регионального офиса Азии и Океании отражает приверженность Фонда МСФО стратегии установления поистине глобальных стандартов финансовой отчетности. Данный филиал будет представительством Фонда МСФО и СМСФО, обеспечивающим постоянное местное присутствие в регионе Азии и Океании, поддержку более широкого регионального охвата и участие в нормотворческой деятельности Совета по МСФО. Кроме того, данный офис СМСФО предполагается превратить в региональный центр исследований региональной финансовой отчетности, обеспечивая тем самым приток важной концептуальной информации от стран Азии и Океании для целей разработки новых стандартов МСФО на их ранней стадии.
Выводы
В целом 2012 г. оказался очередным годом успеха стандартов МСФО в деле завоевания новых «рынков» для своего применения, улучшения технического качества и завоевания статуса общепризнанных глобальных стандартов финансовой отчетности. Степень дальнейшего прогресса (или его отсутствия) во многом будет зависеть от позиции США, и если наконец они примут положительное решение по принятию МСФО на своей территории, то такое событие будет окончательным прорывом в деле развития этих важных международных стандартов.
_____________________
- Подробно документ был проанализирован в статье: Полозов А. Б. МСФО в США — быть или не быть? Ответ Комиссии по ценным бумагам и биржам // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 6.
- Подробно документ был проанализирован в статье: Полозов А. Б. Новое руководство по учету хеджирования — правила, приближенные к практике рискменеджмента // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 7.
Начать дискуссию