Интервью

Без бумажки

Как известно, с 23 мая 2012 года вступил в силу новый порядок применения электронных счетов-фактур. С тех пор ФНС успела утвердить еще и электронные форматы товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг). Таким образом, все наиболее популярные документы получили право на цифровое существование. Насколько активно участники экономической деятельности пользуются новыми возможностями? Что их останавливает? Будет ли ФНС более активно стимулировать электронный документооборот?
Без бумажки
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Как известно, с 23 мая 2012 года вступил в силу новый порядок применения электронных счетов-фактур. С тех пор ФНС успела утвердить еще и электронные форматы товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг). Таким образом, все наиболее популярные документы получили право на цифровое существование. Насколько активно участники экономической деятельности пользуются новыми возможностями? Что их останавливает? Будет ли ФНС более активно стимулировать электронный документооборот?

Об этом корреспонденту Клерк.Ру  Сергею Васильеву рассказывают руководитель проекта электронного документооборота фирмы 1С Максим Еременко и руководитель аналогичного направления компании «Такском» Василий Зудин.

Фирма масштаба 1С должна находиться, что называется, в гуще событий. Легко ли, по вашей оценке, в России идет отказ от бумаги в деловом общении?

Еременко: - Не слишком, и этому есть вполне понятные объяснения. Мы, например, еще в начале прошлого лета в сотрудничестве с «Такском» предложили клиентам обновленный функционал, позволяющий отправлять контрагентам любые документы в электронном виде. Не только электронные счета-фактуры (ЭСФ), накладные, акты, но и фотографии испорченного груза, претензионные письма, договора – в общем, что угодно. Так вот, пока что этим сервисом пользуются доли процента от общего числа компаний в России.

Доли процента – это, прямо скажем, капля в море.

Еременко: - С нуля старт все равно хороший. Не надо забывать, что маленькие компании могут внедрить новое решение и за месяц, но у средних и крупных заказчиков сам процесс принятия решения занимает от квартала до нескольких лет. Кроме того, много времени занимает привлечение к такому обмену своих контрагентов.

Неужели дело только в инерции и внутренней бюрократии заказчиков?

Еременко: - Нет, конечно. Некоторые считают электронный документооборот увеличением своих рисков. Даже в крупных компаниях люди иногда искренне полагают, что ЭСФ в России еще не легитимны. Хотя законодательство вступило в силу еще 23 мая прошлого года.

Нужна просто-напросто разъяснительно-пропагандистская деятельность. Вспомним, как когда-то внедряли электронную отчетность: по итогам первых трех лет ею все еще пользовались меньше процента от всех предприятий. А сейчас уровень близок к 80%.

Электронный документооборот – это средство экономии. Представьте, когда приходит, к примеру, бумажная накладная на 500 позиций, и бухгалтер сидит два дня, ее вбивает. А потом еще цифры не сошлись, и начинаются поиски, где что не сошлось. Вторая статья экономии - это сокращение расходов на доставку документов. Не нужно перевозить бумаги грузовиками, не нужно оплачивать дорогостоящие услуги курьеров.

Но если есть несомненные плюсы, то в чем же заказчики видят для себя опасность?

Зудин: - Некоторые опасаются, например, что налоговая инспекция не сможет распознать документацию в электронном виде. Хотя сама ФНС готова производить истребование документов в электронном виде и официально начинает их прием Более того, многие не понимают, что между собой можно обмениваться и другими документами. ФНС пока выдала рекомендованные форматы только по счету-фактуре, акту выполненных работ и ТОРГ-12. Но вообще-то в ближайшем будущем количество таких документов будет существенно увеличено.

Еременко: - Есть и другое серьезное препятствие. Датами выставления и получения электронного документа, в отличие от бумажного, сегодня практически невозможно манипулировать. Если электронный документ передали, например, третьего числа, то он раньше третьего никак не может быть принят к учету, потому что четко видна дата. Соответственно, налогоплательщик ставит расход на учет у себя третьим числом, и все налоговые вычеты, если дело происходит на границе квартала, произойдут лишь через квартал. Фактически налогоплательщик на три месяца кредитует бюджет. Этот момент очень многим не нравится.

Агентство стратегических инициатив подготовило так называемую дорожную карту по упрощению налогового администрирования (соответствующую рабочую группу возглавлял глава 1С Борис Нуралиев). Предлагается, чтобы документ, полученный в новом налоговом периоде, можно было принимать к учету прошлым налоговым периодом. Планируется для тех, кто работает на бумаге, сдвинуть этот период на 5 дней, а для тех, кто электронно - на 20 дней назад. То есть такое мягкое стимулирование.

Зудин: - Даже если представить себе, что ФНС издала директиву о принудительном переводе всего документооборота в электронный вид, это проблем не решит. Так можно наломать дров. Нужен разгонный период.

Для крупной компании это, конечно, большой стресс: нужно перестраивать бизнес-процессы, регламенты, отношения с контрагентами. Меняется сама философия работы с документами. Понятно, что лучше пока пряники давать, и показывать, что электронные счета-фактуры – это плюсы. Сейчас ФНС идет по этому пути.

Кстати, теперь, скорее существует риск использования бумажных документов. Подпись нечитаемая или печать смазанная - все, документ инспекцией отклоняется. А это означает либо невозврат налогов, либо пени, либо штрафы за незаконно полученный возврат НДС. И ряд крупных компаний полагают, что избавление от этого риска нивелирует весь остальной стресс, связанный с изменением бизнес-процессов.

Недавно ФНС подписала с четырьмя крупнейшими налогоплательщиками соглашение о так называемом горизонтальном мониторинге. В соответствии с ним налоговая инспекция получает доступ к электронному документообороту налогоплательщиков в режиме реального времени, взамен обещая заранее обозначать свою позицию по планируемым сделкам. Как вы расцениваете эту тенденцию?

Зудин: - Я думаю, что это тренд, и ФНС достаточно жестко будет эту позицию выстраивать, потому что это упрощение налогового администрирования. Разумеется, горизонтальный мониторинг без электронного оборота документов мало осуществим.

Со временем, кстати, нельзя исключать, что ФНС издаст постановление и об обязательном переходе на ЭДО для крупных компаний. Как это в свое время было с отчетностью. Может быть введен критерий оборота, размера сделки. А если крупная компания перешла на ЭДО, то все ее контрагенты-малыши вынуждены будут сделать то же самое.

Как, на ваш взгляд, внедрение ЭДО отразится на численности бухгалтеров в России?

Еременко: - В перспективе отразится. Сверка, занесение в учетные системы – это все отойдет за ненадобностью. Другое дело, что в профессии могут появиться новые черты.

Зудин: - Когда говорят, что сократится численность, у бухгалтеров возникает ужас: мол, мы сейчас-то не справляемся, а вы о сокращении. Нет, давайте-ка пока на бумаге, пока есть возможность, дотянем до конца.

Еременко: - Это стереотип, который существует от незнания. Естественная реакция человека на все новое - это отторжение. Крайне мало людей умеет выйти из зоны комфорта, попробовать что-то новое. Бухгалтер - очень консервативная профессия сама по себе. Изменения для них болезненны, учитывая бесконечные изменения законодательства в последние 20 лет.

Но бизнес понимает необходимость перемен. Есть, например, статистика по российскому представительству японской компании Komatsu. Они уже более 20% документооборота перевели в электронный вид и посчитали, что организационная нагрузка на их бухгалтеров снизилась процентов на 30.

Сколько всего организаций в России сегодня перешли на ЭДО?

Зудин: - Каждый оператор в рекламных целях заявляет о тысячах, а то и десятках тысяч своих клиентов. Но здесь можно полагаться на данные ФНС, поскольку операторы должны сообщать им о каждом зарегистрированном участнике ЭДО. Так вот, в самой налоговой службе на сегодня есть информация примерно о 10 000 участниках электронного документооборота.

Начать дискуссию