Определение ВАС РФ от 28.12.12 № ВАС-17662/12
Скачать Определение ВАС РФ от 28.12.12 № ВАС-17662/12
Суть спора
Из материалов дела следует, что общество является организатором негосударственных всероссийских лотерей, по условиям которых целевые отчисления выручки, полученной от продажи лотерейных билетов, в размере 10 процентов ежеквартально направляются на специальные счета организаций – благотворительных или общественных. В соответствии с заключенными с ними договорами отчисления производятся через два месяца, следующих за отчетным. Однако общество включало эти отчисления в расходы в целях налогообложения прибыли в срок более ранний по сравнению с тем, который был предусмотрен договорами. Таким образом, оно занизило сумму налога на прибыль, подлежащую перечислению в бюджет по итогам отчетного периода.
Позиция суда
В соответствии с подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде целевых отчислений относятся к внереализационным. Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ, при методе начисления, который применяло общество, датой осуществления внереализационных расходов признается дата расчетов по условиям заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Примечание «ДК»
В данном случае суд рассмотрел вопрос принятия организацией, являющейся организатором негосударственных лотерей, расходов, связанных с проведением таких лотерей, – целевых отчислений от выручки, полученной от продажи лотерейных билетов.
Обращаясь к статье 272 НК РФ, суд отметил действующий порядок признания расходов при методе начисления, который в данном случае применял налогоплательщик. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.
Поскольку договоры организатора лотереи (налогоплательщика) с организациями, в пользу которых производились целевые отчисления от лотереи, устанавливают конкретный срок выплат целевых отчислений (через два месяца, следующих за отчетным месяцем), то определение периода принятия расходов сложностей не вызывает. У налогоплательщика не имелось оснований для отражения таких расходов ранее периода, предусмотренного договорами. Таким образом, суд поддержал налоговый орган.
Также ВАС РФ рассмотрел вопрос обоснованности и документального подтверждения расходов в виде целевых отчислений от лотереи. Подпункт 19.2 пункта 1 статьи 265 НК РФ позволяет относить к вне-реализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством или реализацией, в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях» размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренных ее условиями, должен составлять не менее 10 процентов от выручки от проведения этой лотереи. Налогоплательщик данное условие выполнил, направив 10 процентов выручки сторонним ор-ганизациям.
Интересно, что до появления настоящего определения специалистами, в том числе со стороны госорганов, акцент всегда делался на установленном размере целевых отчислений, а также на характере лотереи (государственная, негосударственная, стимулирующая или нет).
О необходимости подтверждения целевого использования отчислений как об одном из условий принятия расходов к налоговому учету не говорилось. Но, исходя из позиции суда, этого недостаточно. К расходам организатор лотереи может принять только ту сумму, в части которой им получен отчет о целевом использовании переданных средств. В противном случае целевое использование отчислений на благотворительность не может считаться документально подтвержденным.
Начать дискуссию